Остаться в живых или Как обезопасить себя на отдыхе и вернуться домой?

Старый автобус несло вниз, горный спуск был очень крутым, и эти мгновения многим показались вечностью. Вот, оказывается, как это бывает - заглянуть в вечность! Дорога с горы была сплошь в ухабах, и кое-где на ней встречались довольно крупные камни, при этом не сработал тормоз, и дряхлый автобус несло так стремительно, что мне уже казалось: дорога никогда не кончится. По правую руку от нас бурно несла свои воды река, по левую - зияла большая горная впадина, и если бы машину «повело» хоть на метр в одну из сторон, то гибель всей группы была бы неминуемой. Но крутой спуск наконец-то кончился, и автобус остановился у самого подножия горы. Всё длилось какие-то мгновения и в то же время очень долго. Испуганному водителю, пусть и с трудом, но всё же удалось каким-то образом остановить автобус. А после начались «разборки», посещение больницы, лечение полученных травм. В общем, наш отпуск был основательно испорчен, не успев толком начаться! Наверное, дело в том, что о технике безопасности отдыхающие в те мгновения просто не думали, да и кто о ней сильно заботится, когда вокруг так хорошо! Вот и хочу я в этот раз поговорить о том, как обезопасить себя на отдыхе, остаться в живых и, конечно, вернуться после отпуска домой целыми и невредимыми.

Каждое лето уставший народ устремляется в разные уголки нашей страны, чтобы набраться сил и отдохнуть, запастись новыми впечатлениями и хорошим настроением на весь долгий зимний период. Причём разные люди выбирают отдых согласно своим привычкам, финансовым возможностям, предпочтениям и возрасту. Кто-то стремится пожить в палатке на берегу далёкого таинственного озера и посидеть вечерами у костра, другие хотят лежать целыми днями на пляже под палящим солнцем, что не очень хорошо для здоровья. Но сейчас я всё же вернусь к рассказу, с которого начала свою статью. Думаю, читатели смогут сделать из него вывод: на что стоит обратить внимание на отдыхе, чтобы не попасть в неприятную историю...

Тогда, много лет назад, на отдыхе в Киргизии ничто не предвещало опасности: солнце светило ярко, горный воздух был чист и свеж, и в голове не было ни одной тревожной мысли. Что там говорить, смена обстановки удивительным образом влияет на каждого из нас! В эту республику мы с моей давней приятельницей, устав от холодной сибирской зимы, однажды устремились на отдых. Нас так соблазнило озеро Иссык-Куль, что мы, несмотря на долгий путь до него, не раздумывая, купили путёвки в те места. Было это в то время, когда наша страна «плыла» без всякого фарватера и контроль над предлагаемыми услугами оказался окончательно утерян. В те лихие годы, когда всё распадалось и рушилось, туристические путёвки мы купили у каких-то представителей из Киргизии. Путёвки предполагали, что мы разместимся в неких домиках, а вдобавок ко всему, нас обеспечат трёхразовым горячим питанием. Главное, чего мы хотели, - это накупаться в знаменитом озере и увидеть прекрасные ландшафты.

Приехав на место, мы отметили, что уровень сервиса на этой туристической базе оказался куда ниже, чем мы думали, а питание было и вовсе скромным. Но деваться некуда, ведь мы уже прибыли на турбазу и путь назад оказался отрезан. К тому же мы не были привередами, а красота местной природы практически ликвидировала весь наш негатив. Всё-таки главным для нас было наличие поблизости чудесного озера. Мы купались в нём и наслаждались его чистыми водами, но когда купание нам слегка поднадоело, то приняли решение осмотреть окрестности. На самой турбазе был вывешен огромный список мероприятий, и в этом списке значилась экскурсия на водопады, куда мы в составе целой группы и отправились.

Подкова на счастье

Утром мы собрались у столовой, и наш гид-организатор предложила всем пройти в автобус. Перед посадкой я обратила внимание на то, что автобус был очень стар, и мне даже показалось, что он не выдержит большой толпы и там навряд ли разместятся все желающие. Но наш организатор «впихнула» туда всех жаждущих ехать на водопады. Нам с подругой достались самые последние места в автобусе. Кстати, поручней в нём не имелось, и держаться за что-то было весьма проблематично. В ногах у нас разместили казан, в котором планировалось сварить традиционный плов. Посуда была вся в копоти, а наши ноги то и дело попадали в её дно. Организатор-гид вскользь заметила, что это очень плохая примета - ставить ноги на дно казана. За это нам пришлось извиниться перед ней и признаться, что другого выбора у нас нет! Весь автобус, отмечу, был в пыли и грязи и для туристических поездок явно не предназначался, но кто об этом тогда думал?

Вскоре мы доехали до вершины горы, сходили по тропе на водопады, там было так красиво, что впечатления остались на всю жизнь: бурлящая горная река, ароматный дым от костра и вкус плова. После обеда туристам предложили катание на лошадях. Откуда ни возьмись, появились киргизы - молодые парни, которые лихо скакали прямо по краю тропинки горной реки. Видно, всё было заранее задумано организаторами, которые привозили туристов к этим водопадам и давали местным людям хоть немного заработать на отдыхающих. И всё было бы ничего, но парни оказались «навеселе», и чувствовалось, что они бравировали своими конными аллюрами перед отдыхающими. Киргизы предлагали покататься на своих лошадках так настойчиво, что им мало кто мог отказать! И вот уже девчушки-подростки усаживаются впереди наездников, и тут же начинаются гонки между лихими парнями. Ах, молодость! Ребятам хотелось вовсю покрасоваться перед девушками, которые ещё только стояли в ожидании конных прогулок на берегу и всё никак не решались прокатиться в седле вместе с молодыми наездниками. Честно сказать, многие мамаши слегка побледнели, когда увидели, что их детишек катают с такой скоростью да ещё и устраивают скачки. Писк и визг там стоял такой отчаянный, что стало тревожно: как бы не уронили наших юных туристок с лошадей! Ну а те, кто ещё не нашёл своего «клиента», стали всевозможными способами уговаривать туристов прокатиться. Но когда я увидела, что творится с этими конными скачками, то решила не искушать судьбу. Мне с трудом удалось отвязаться от настойчивого предложения молодого киргиза, который агрессивно вынуждал меня согласиться на конную прогулку. Он перекрыл мне своей лошадью все шаги к отступлению: позади меня бурлила горная река, а впереди наступал он на своём коне. Умное животное всячески пыталось противостоять подвыпившему всаднику, но тот гордо восседал в седле и куражился надо мной, пытаясь вырвать согласие на конный заезд. В конце концов я сослалась на головокружение, и лишь тогда он с большой неохотой и сердитыми репликами отвернул от меня морду своего коня, который яростно тряс гривой прямо возле моего лица и буквально бил копытами землю. Насмотревшись на такие увеселительные «забавы», которые могли бы, добавь ребята в себя ещё немного спиртного, закончиться чьей-нибудь травмой, мы с радостью поспешили в автобус, когда нас туда позвал гид. Что примечательно, перед посадкой в транспорт моя приятельница нашла конскую подкову и спросила меня, брать ли её с собой? Разумеется, я посоветовала обязательно прихватить её. Есть такая примета в народе, что конскую подкову найти - к счастью! А дальше вы знаете: автобус наш покатился с горы, словно горох по жёлобу, и хорошо, что случилось это лишь на середине склона, а если бы тормоза отказали на самой вершине, то вряд ли я писала бы сейчас эти строки!

Когда мы наконец-то остановились, то все наши пассажиры, включая маленьких детей, просто кричали от страха. Какая-то женщина получила сильный удар по пояснице, моя приятельница сильно ушибла ногу о казан, который подпрыгивал в этой тряске, словно мячик. А у меня же от удара аж искры посыпались из глаз, на голове мгновенно выросла огромная шишка величиной с куриное яйцо. Хорошо, что с водопадов я прихватила холодную воду и стала прикладывать мокрую влажную тряпку к месту удара. Это, видимо, спасло меня от более страшных последствий травмы. В итоге разгорелся страшный скандал, и все испуганные мамаши стали ругать водителя и организатора этой поездки за то, что нас повезли на экскурсию на таком старом автобусе! Организатор, не найдя никаких слов в своё оправдание, кивнула на нас и сказала, что это мы с приятельницей виноваты, ведь она предупреждала, что нельзя ставить ноги на дно казана! Все тут же уставились на нас, но её обвинение показалось всем столь нелепым, что народ опять начал кричать во весь голос. Крик был свидетельством того, что ситуация явно зашла в тупик. В этом страшном хаосе никто не руководил людьми и не спешил их успокоить, а гид-организатор стояла в сторонке и лишь посверкивала глазами исподлобья.

Неожиданно для самой себя я попросила всех замолчать и занять места в автобусе. Затем приказала водителю отвезти всех в местную больницу, а он, что удивительно, беспрекословно подчинился мне. Организатор, в свою очередь, вовсе отстранилась от нас и сделала вид, что дальнейшая судьба туристов её совершенно не касается! Странное дело, я заметила, что в экстремальных ситуациях мне постоянно приходится брать на себя груз ответственности, который должен в такие моменты ложиться на другие плечи.

Когда мы подъехали к поселковой больнице, гид что-то сказала на родном языке местному врачу и всем, кто в этом нуждался, оказали посильную помощь. И она, к слову, оказалась на высоте. Людям поставили обезболивающие уколы, замазали йодом небольшие ранки и царапины, а затем усадили в автобус и повезли обратно на базу отдыха. Мне, правда, ничего не прописали, и поэтому я все оставшиеся дни отпуска спасалась тем, что сидела в тени своего домика и меняла компрессы на голове! Уехать раньше с этой турбазы не представлялось возможным, поскольку у нас были заранее взяты билеты на поезд.

На другой день после происшествия мы всей группой написали коллективное заявление на имя администрации туристической базы, вынесли им порицание за то, что они предоставили туристам неисправный транспорт и тем самым подвергли смертельной опасности жизни людей. Но в ответ на наше заявление никто даже не извинился за нанесённый урон здоровью отдыхающих! Начальству было не до нас, ведь туристический сезон был в самом разгаре, да и царили там свои, местные, порядки, повлиять на которые мы не могли. Уверена, что даже после произошедшего, все организаторы поездки не понесли никакого наказания. И я задумалась: а ведь нам после этих полученных в путешествии травм даже надеяться было не на что, так как никто из нас не имел страховки от несчастного случая! Вывод: если уж ты покупаешь путёвки на отдых, хорошо подумай, у кого ты приобретаешь туристические услуги и что входит в оплату той же экскурсии, на каком автобусе тебя довезут до места и привезут обратно.

Тогда, много лет назад, всё более-менее обошлось. Мы остались живы и относительно здоровы: с другой стороны, о последствиях тех травм каждый, возможно, узнает лишь спустя годы. Кто знает, а вдруг нас та конская подкова спасла и судьба подарила мне ещё один шанс, чтобы я могла и дальше путешествовать по свету, но уже со страховкой.

Про страховки

Если честно, в нашей стране вопрос со страхованием жизни и здоровья пущен на самотёк. Те мои друзья, которые путешествуют по стране, относятся к этому очень халатно. А между тем система страхования в туризме даёт возможность людям сократить собственные расходы и обезопасить себя в непредвиденных ситуациях. Поэтому при составлении договоров с туристическими фирмами надо обязательно хорошо изучать все положения и пункты страхового полиса. Существует несколько видов и форм страхования в туризме, однако это уже отдельная тема, для которой в моей статье просто не хватит места. Поэтому есть смысл каждому человеку, собирающемуся в отпуск, обязательно подумать о том, чтобы хотя бы по минимуму застраховать себя от несчастного случая. Два года назад при переправе через речку Гоуджекит мы с моим напарником чуть было не лишились собственной жизни. Тогда наша лодка перевернулась, налетев на огромный валун. В воде мы потеряли туристическое снаряжение на шестьдесят тысяч рублей, а ведь это имущество вполне можно было перед злосчастным походом застраховать, но кто об этом подумал тогда! Есть даже специальный вид страхования для таких случаев - страхование туриста и его имущества.

Каждый год в летний период тысячи путешественников срываются со своих мест и устремляются по всей России с рюкзаком за плечами. Статистика показывает, что многие пренебрегают элементарными правилами безопасности, и это в результате приносит печальные плоды. Люди гибнут на дорогах, в реках, в лесу, но почему-то никто об этом не думает, собираясь пройти по новому маршруту.

Вспомните историю, которая произошла на Байкале в прошлом году. Тогда 2 августа на теплоходе вспыхнул пожар в машинном отделении, 122 пассажира терпели бедствие в районе посёлка Голоустное. В итоге их чудесным образом спас владелец яхты, которая в это время оказалась рядом с горящим теплоходом! Прошло всего несколько дней после этого нашумевшего события, как мы с моим товарищем отправились в бухту Хакусы на небольшом катере. Нам надо было пересечь озеро Байкал, время в пути от Северобайкальска до вышеназванной бухты - около четырёх часов. Группа пассажиров состояла из четырнадцати человек, а команда катера - из трёх. Работники, обслуживающие катер, тогда признались мне, что мы проплываем через грозный Байкал на такой старенькой «посудине», которая уже давно должна быть списана, однако судов новых нет, и поэтому... сами понимаете!

А ещё я думаю, что все «экстремальные» истории, происходящие с людьми, ничему не учат остальных! К примеру, ни одному из пассажиров, путешествующих по грозному озеру, не был выдан спасательный жилет! Позже я обнаружила их в кубрике, но все они были в целлофановых упаковках. Их закупили, видимо, после того пожара на теплоходе около Голоустного, когда все пассажиры чуть заживо не сгорели. Когда я спросила, почему же нам не выдают перед посадкой на борт спасжилеты, никто вразумительного ответа не дал. Зачем их тогда купили, для какой цели? Скорее всего, только для отчётности, чтобы запротоколировать, что старое судно к перевозке пассажиров готово. Когда через несколько дней мы возвращались из этой бухты, спасательных жилетов нам опять так никто и не выдал, хотя все они лежали в судовых рундуках. Делайте выводы, товарищи отпускники. Как говорится: «Бережёного Бог бережёт!». На этом я и завершаю своё повествование. Возвращайтесь из отпуска живыми и невредимыми, вас очень ждут дома!

Наталья Михайлова, «Вечерний Усть-Илим»