Лёд из слёз: о нечищенных дворах Усть-Илимска

Недолгой была первая мартовская оттепель. Но ее хватило, чтобы многие автомобилисты крепко сели на брюшки своих «ласточек». Машины просели в глубокие колдобины и лужи из снежной каши во дворах.

Март в этом году выдался ранним. Снег в большинстве дворов, да и на междворовых территориях активно таял. Но этого было недостаточно для того, чтобы он ушел в виде талой воды. В итоге образовалась своеобразная «шуга». На улицах Димитрова и Мечтателей в некоторых местах препятствия с разгона преодолевали даже джипы.

Кто-то прорывался через придомовые проезды, толкая машину вручную. Кому-то потребовалась помощь друзей и соседей, вырывавших транспорт из снежных луж при помощи буксировочных тралов. Ничего хорошего для техники такие приключения, конечно, не сулят. Немало владельцев легковушек закончили этот день в печальных думах над счетами из СТО. Причем проблемы возникали не на какой-то трассе «КэмелТрофи», а на участках, за обслуживание которых собственники квартир в многоквартирных домах ежемесячно платят деньги.

По графику вроде да…

Напомню, к любому многоквартирному дому примыкает придомовая территория, на которой размещаются различные объекты инфраструктуры. Там находятся автостоянки и «карманы», детские площадки, палисадники. Но мы сейчас ведем речь о таком важнейшем элементе, как придомовые дороги. Интересно, что теоретически всё(!) вышеперечисленное надо очищать зимой от снега.

В стандартном договоре с крупнейшей в городе управляющей компанией, которым я располагаю, указано двукратная очистка снега за зиму. Уже на этом этапе возникают две сложности. Во-первых, не все жильцы уверены, что в их дворе уборка проводится дважды за зиму, а не однократно, к примеру. Во-вторых, им непонятно, куда обращаться с претензиями, если они недовольны выполненными подрядчиками УК работами по механизированной уборке.

Что на сайте пишут?

При желании получить отчет о уже выполненных работах за прошлый год в управляющей компании для собственника не проблема. Правда, по телефону такие вещи не решаются вовсе. Да и не обязаны коммунальщики отчитываться устно перед каждым физическим лицом. Другое дело, если речь идет о председателе Совета дома. Но попробуй-ка найди его самого! Во многих домах он даже не выбран. Идеальным решением было бы хотя бы разместить график уборки дворов в интернете. Вот я и направился на сайт УК. В отделе «Информация», в крайнем снизу квадрате я действительно обнаружил график очистки своего и соседнего микрорайона. Об уборке проездов указано следующее: она осуществлялась в декабре и феврале. В течение 20 дней, по будням. Общая площадь уборки в двух (указан даже не каждый микрорайон по отдельности!) микрорайонах каждый раз составляла 15 286 квадратных метра. О том, какие конкретно проезды чистили, по каким адресам и сколько вывезено снега (ведь оплата данной услуги, которая осуществляется в том числе и на мои деньги, должна теоретически идти за кубометры, а не за метры: возят объем, а не некую площадь воздуха над асфальтом) – в графике об этом ни слова.

Более того, в соседнем дворе уборка проходила уже в марте. А этот месяц в графике не указан вовсе. Насколько я понимаю, 15 286 квадратных метров – это вся площадь проездов и придомовых дорог микрорайона. То есть теоретически все дороги должны были быть очищены, техника должна была работать каждый будний день без исключений.

Такая всеобъемлющая универсальность наталкивает на мысль – не взята ли эта цифра с потолка? Кто контролирует выполнение работ? Предъявлялись ли претензии, которых те же муниципалы к своим подрядчикам имеют каждый раз немало и рейды по проверкам ведут регулярно? Есть ли такая же работа со стороны УК? Об этом на сайте тоже ни слова.

Органы контроля есть

Контролем за частотой и качеством очищения дворов многоквартирных домов от снега имеют право заниматься и жилищные инспекторы, закрепленные за муниципалитетом, к которому относится конкретный дом, и сами жильцы дома, и органы прокуратуры, и Роспотребнадзор. Органы жилнадзора имеются только в области, филиала в Усть-Илимске не держат. Муниципальный жилищный надзор у нас не организован. Жители регулярно ходят жаловаться и исполнительной, и представительной власти на коммунальные разногласия с управляющими компаниями. А власть имущие зачастую только разводят руками – мол, не наши полномочия, это ваши личные гражданско-правовые отношения. Роспотребнадзор также стоит отмести. Несмотря на наличие полномочий по работе с потребительским рынком, они в большей мере санитарные врачи. Им и без механизированной уборки снега есть чем заниматься. Далее у нас идут органы прокуратуры. Но надзорное ведомство, по понятным причинам, проверяет не сам факт уборки, а только документацию по ней. В крайнем случае может зафиксировать наличие опасных для дорожного движения накатов и заужений после обращения граждан. А вот кто будет отслеживать качество уборки в сам момент ее проведения? Остаются органы самоуправления дома.

Органов самоуправления на них нет

Во многих МКД желающих войти в такие органы просто нет. Поэтому самоуправления домов, несмотря на требования Жилищного кодекса, в Усть-Илимске просто нет. Есть отдельные активные граждане, готовые стучаться в двери разных органов, но чаще им просто никто не открывает.

И получается, что проблема с нечищенными дворами есть, а разрешать ее некому. Ведь очевидно, что если снег идет каждый день, то и убирать его должны чаще. И есть такие нормативы. Частота уборочных работ зависит от погодных условий. На уборку снега в метель отводится 3 часа. При толщине выпавших осадков 5 см снегоуборочная техника работает до окончания ненастья. Дворники выходят на работу два раза в сутки, каждый раз по 4 часа. При толщине снежных наносов более 2 см необходимо сдвигать их к бордюрам каждые 3 часа. По общему правилу, сугробы должны убираться не позднее 6 часов после выпадения осадков. На малопроходимых территориях допустимо наводить порядок через 12 часов. Но будем реалистами – у управляющих компаний есть те средства, которые они собрали с нас. Дополнительная уборка будет так или иначе стоить дополнительных денег.

И вот тут любимая тема УК – жильцы не хотят платить за дополнительную уборку дополнительные деньги. Правда, все же хотят, чтобы дворы чистились. Конечно, собственники также бывают не идеальны. И неплатежи имеют место быть. И припаркованный транспорт, не убранный во время очистки, – вечная головная боль коммунальщиков. Это тема отдельного разговора. Но есть две вопиющие проблемы. Не определены «правила игры» по зимней очистке дворов. С общедоступными графиками, нормативами, прописанной ответственностью и обратной связью собственников с УК. И нет специалистов, которые могли бы выполнять арбитражно-третейские функции как по этому, так и по другим спорным коммунальным вопросам. Город отчаянно нуждается в таком институте, как жилищно-коммунальный надзор.

Нынешняя зима была теплой, а значит многоснежной. Сейчас накаты и колдобины просто мешают автомобилистам, как гололедица на тротуарах и проезжих частях мешает пешеходам. Но вскоре вместо краткосрочной оттепели придет полноценное тепло. Дворы захлебнутся водой, оставшейся от невывезенного и недочищенного снега. Учитывая изменения местного микроклимата за последние десятилетия, это проблема долгосрочная. Решать ее нужно комплексно. А пока ее не решают никак…

Лев Дяк, Газета Вестник Усть-Илимского ЛПК


* Заниматься утилизацией снега во дворах должны управляющие компании, с которыми у жильцов дома заключен договор. Обязанность по уборке возлагается на конкретные управляющие компании с учетом требований Постановления Госстроя от 27.09.2003 г. под номером 170. В обязанность компаний входит очистка не только дворов, но и тротуаров, площадок, дворовых проездов, садов (в нашем случае - мест зеленых насаждений), дорог


Татьяна Костицина, житель города, собственник жилья:

«Соглашусь с автором, что какой-то орган по надзору за соблюдением законодательства в жилищно-коммунальной сфере в Усть-Илимске нужен. Ну не получается у нас с самоуправлением… А дворы тем временем, при всех соблюденных графиках и других формальностях, утопают весной в снегу, летом – в грязи. Администрация города свои полномочия соблюдает: убирают снег по фактической погоде, а вот управляющая компания – только по графику, формально вписанному в тариф. Вот только снег идет не по графику и уж тем более не по тарифу. Значит, нужны другие решения. И вот с этим в Усть-Илимске проблема. Самоуправления нет, но ведь есть Дума, депутаты которой должны представлять интересы своих избирателей, которые, кстати, все являются собственниками и, соответственно, стороной в отношениях с управляющей компанией. Более того, в отличие от председателей советов домов целых два депутата получают немаленькую зарплату за свой титанический труд в представлении интересов избирателей. Интересно, а как они разделяют эти интересы? Вот на эти интересы у нас есть полномочия, а на эти нет? Когда депутаты дали себе труд заслушать руководителя управляющей компании по очистке снега и другим вопросам, актуальным для их избирателей? Почему бы депутатам не взять на себя труд действительно решать актуальные вопросы жителей города, которые также их избиратели и собственники жилья? Тогда, вероятно, прием по личным вопросам у руководителей Следственного комитета не затягивался бы за полночь… Но нет, наши депутаты занимаются всем, чем угодно. Бесконечно куда-то и безрезультатно обращаются, голосуют по готовым решениям или, например, пытаются сместить первого заместителя мэра. Судя по депутатской активности, это на сегодня самый острый вопрос в городе, а не утопающие по весне дворы… Ну что ж, город выбрал себе такую Думу, которая только себя и может представлять».

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет

Поделиться страницей: