Что год учебный нам готовит? Систему образования ждут преобразования

Ах, как же быстро пролетело лето! Не успели мы и глазом моргнуть, как тихо, мягкой поступью в город пришла осень. Вместе с летом закончились и школьные каникулы. И вот уже совсем-совсем скоро подросшая, загоревшая ребятня шумной ватагой отправится за парты – в этом году торжественные линейки пройдут по традиции 1 сентября, в субботу. А с понедельника 3 сентября мальчишки и девчонки усядутся за учебники и вновь будут старательно выводить в тетрадках буквы и цифры.

В нынешнем учебном году грызть гранит науки, по оперативным данным, отправятся 9752 школьника, из них более 1080 тысяч первоклассников. Какую школьную форму покупать, какую учебную программу выбрать, идти в школу по прописке или записаться в одну из самых популярных, сколько тетрадей нужно и каких, где дешевле купить канцелярию, новшества всдаче ЕГЭ и ГИА, питание в школьных столовых, безопасность по пути в школу и в её стенах – в родительских головах крутится тысяча вопросов. Немало в обществе ходит слухов, касающихся современной школы. И так, что нового ждёт школьников и детсадовскую ребятню, а также их родителей и педагогов в новом учебном году? Попробуем разобраться.

Образовательная система, как любой организм, не стоит на месте и находится в постоянном развитии. Как ни крути, а образование должно подстраиваться под изменения современного мира, следовать в ногу со временем и при этом оставаться качественным и конкурентноспособным. Именно эти цели в первую очередь преследуют все модернизации и реформирования, которые вот уже более десятка лет активно внедряются в отечественный образовательный процесс. Конечно, не бывает ничего идеального и не все новинки, внедряемые у нас, приживаются, поэтому те реформы, что не принимаются общественностью, со временем либо отпадают сами собой, либо трансформируются во что-то более интересное и отвечающее потребностям общества. Так или иначе, но активное реформирование образования продолжается, продолжится оно и в новом учебном году.

Два министерства вместо одного

Ещё в мае Минобрнауки перестало существовать в том виде, в каком все мы привыкли его видеть. Произошло разделение министерства образования и науки на два новых ведомства: министерство просвещения и министерство науки и высшего образования. Новое министерство, отвечающее теперь за науку и высшее образование, возглавил Михаил Котюков, экс-руководитель Федерального агентства научных организаций. А руководителем министерства просвещения стала Ольга Васильева, как известно в предыдущем правительстве она была министром Минобрнауки.

Инициатива расформирования до сих пор вызывает много вопросов как у рядовых россиян, так и у специалистов. Волнует общественность не только то, чем обусловлена необходимость разделения, чем конкретно будут заниматься оба ведомства, но и то, как в свете повальной оптимизации работы всех бюджетных учреждений, и в том числе образовательных, на всех уровнях будут финансироваться новые ведомства. Самое непонятное – зачем разделять уровни образования? По всей видимости, инициаторы реформы считают, что образование дошкольное и школьное никак не связано с образованием высшим и тем более - с наукой. Особенно интересно выглядит эта инициатива в свете создания единого образовательного пространства, речь о котором пойдёт ниже. Кроме того, высказываются опасения, что раздутый штат будет «съедать» немало средств. При этом профессиональное сообщество в большинстве своём считает, что это в корне неправильно и после разделения этими двумя системами образования будет сложнее управлять. Как известно, среди майских указов Президента было и увеличение расходов на образование. Будем надеяться, что если финансирование действительно будет увеличено, то средства пойдут непосредственно на процесс обучения и воспитание детей, а не на содержание новых профильных министерств и чиновников. Как это скажется на образовании в Усть-Илимске, предсказать сложно. Как говорится, поживём – увидим. Новые ведомства должны начать полноценную работу с наступлением 2019 года.

Не дробя

А вот создание единого образовательного пространства направлено, наоборот, на объединение и чёткое структурирование работы. В первую очередь, планируется передать полномочия по управлению школами на региональный уровень. Сейчас, напомним, школьное образование находится под влиянием трёх уровней управления; муниципалитета, регионального и федерального министерств. Считается, что такой формат не удобен и снижает эффективность управления. Апробация проекта уже прошла в нескольких регионах и показала хороший результат. Как скоро изменения дойдут до нашей области - неизвестно. Как нам сказали в Управлении образования Администрации города, в Усть-Илимск никаких указаний по этому поводу пока не поступало. Ждём.

Также единое образовательное пространство предполагает сокращение количества существующих образовательных программ и разработку новых, пересмотр образовательных стандартов, уменьшение количества учебников и учебных пособий, улучшение их качества и соблюдение соответствия заданий в них образовательным стандартам (которого пока нет), а также создание единого банка учебной литературы. Это по идее должно решить несколько проблем. И в первую очередь - проблемы с качеством информации в учебниках и с переводом детей в другие школы. В последние годы родители, желающие перевести чадо из одной школы в другую, сталкивались с такими сложностями, как несоответствие учебных программ и различия в учебниках для одного и того же возраста (класса) и как следствие – различия в знаниях, объёме получаемой учениками информации, качестве их подготовки. Учителя считают, что выход из сложившейся ситуации может наступить только тогда, когда будет достигнуто соответствие ФГОСов (Федеральных государственных образовательных программ) и учебников, которые являются непосредственным помощником учителям. Понятно, что процесс это небыстрый, трудоёмкий и весьма затратный. Одна замена учебников чего стоит! Если вкратце: переписать, заново напечатать, оснастить ими школы…

Избавиться от нестандартных стандартов

Между тем, новые федеральные государственные образовательные стандарты по всем школьным предметам могут быть приняты уже к концу текущего года. Об этом сообщила министр просвещения во время июльского совещания с региональными министрами образования. К слову, причиной разработки новых ФГОСов послужило недовольство педагогов тем, что нынешние, пока ещё действующие ФГОСы, не соответствуют требованиям Единого Государственного Экзамена.

Стандарты по начальному образованию были одобрены советом Минобрнауки ещё в марте, тогда же принято решение доработать стандарты по общему образованию, т.к. многие педагоги выступили с критикой проекта для средней общеобразовательной школы, посчитав, что такая стандартизация может повлечь потерю вариативности обучения. А вот то, что в проекте чётко расписаны предметные результаты (что именно и в каком объёме должен знать ученик) по годам обучения, чего раньше не было, большинство оценило положительно.

Дошкольное образование, как ступень к школьному

Реформа системы образования включает в себя и изменения принципов воспитания дошколят. Эти изменения заключены в общей идее – построения единой системы воспитания подрастающего поколения. Эта система разработана на основе лучших методик, реализуемых в разных странах. Она станет обязательной для воспитателей, учителей всех типов учреждений школьного образования: школы, лицея, гимназии. Уже разработана соответствующая методическая литература в помощь педагогам, в которой разъясняются новые требования и принципы построения воспитательного процесса, в зависимости от возраста детей. Как говорят разработчики, всё новое призвано существенно повысить уровень дошкольной подготовки и создать комфортные условия для всестороннего гармоничного развития ребятишек.

На заметку родителей дошколят – с 1 сентября вырастает плата за присмотр и уход за детьми в детских садах Усть-Илимска.

Внимание на здоровье

С началом учебного года во всех школах и детских садах станет обязательным «утренний фильтр здоровья», во время которого медицинские работники и обученные педагоги в обязательном порядке будут осматривать всех детей. Ребятишек с симптомами инфекционных заболеваний, к примеру, гриппа и ОРВИ, будут «разворачивать» домой. В детском саду это необходимо будет делать в присутствии родителей, чтобы, при необходимости, ребёнка сразу же отвели домой, не допуская контакта заболевшего со сверстниками. Соответствующее постановление уже подписала главный санитарный врач страны. Кроме этого, из документа Роспотребнадзора следует, что учебным заведениям необходимо уже в ближайшее время закупить термометры, маски, дезинфекционные средства и бактерицидные лампы. Как рассказал Валерий Гордиенко, заместитель начальника Управления образования по дошкольному, общему и дополнительному образованию, фильтр здоровья в наших учебных учреждениях есть и сейчас. Только вот, к сожалению, не всегда он эффективен. Как известно, сейчас, даже если происходит выявление заболевшего ребёнка, то уже после того, как ребёнок пообщался со своим коллективом, а медсестра может только посоветовать забрать чадо домой и рекомендовать обратиться к педиатру. А как мы знаем, не все родители могут быстро отпроситься с работы и приехать, да и, честно говоря, не все этого хотят. Некоторые, даже зная, что ребёнок заболел, всё же ведут его в детский сад, буквально впихивая его с насморком, кашлем, а то и температурой в группу и быстро убегают. Аргументируя свои действия тем, что не хотят потерять работу, или что больничный работодатель не оплатит, а оставить не с кем – отговорок масса. Со школьниками в этом плане проще – они могут побыть дома и одни, но всё же находятся такие родители, которые считают, что учёба важнее и дома чадо будет заниматься чем попало, поэтому, несмотря на болезнь, напоив ребёнка жаропонижающими и прочими лекарствами, отправляют его в школу. В таких случаях происходит быстрое распространение инфекции и заканчивается всё тем, что группа или класс начинают болеть полным составом, а то и вся школа оказывается на карантине. Специалисты считают, что «утренний фильтр» и новые полномочия педагогов и воспитателей по осмотру детей смогут помочь исправить ситуацию.

«Пятёрка» вне закона?

Недавно общественность всколыхнула информация о том, что традиционную пятибалльную систему оценки учащихся могут отменить. С таким предложением выступил Виктор Болотов, один из инициаторов внедрения ЕГЭ. Он назвал действующую вот уже 75 лет систему оценивания знаний «позавчерашней». Также эксперт заявил, что на самом деле она (система) является четырёхбалльной, поскольку «кол» никогда и никому не ставят. Взамен устаревшей, эксперт предложил внедрить 12-балльную систему, которая необходима, по его мнению, и для новых переводных экзаменов по каждому предмету. Однако большинство специалистов, как и сами школьники и их родители, эту идею не поддерживают. Мнение большинства – корень проблем в школьном образовании не в том, сколько баллов в шкале оценивания, а в адекватности их использования. Скептически отнеслась к ней и Ольга Васильева. Поэтому, по всей видимости, пока изменений здесь не будет – можно выдохнуть.

Больше денег на питание

С 1 сентября ребятишки из семей, попадающих в льготную категорию, смогут ежедневно получать бесплатное горячие питание в школьных столовых. При этом, в соответствии с изменениями в законе «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей», которые вступили в силу в июле этого года, согласно которым при расчёте стоимости бесплатного питания теперь будет использоваться набор продуктов, удовлетворяющий не мене 30% суточной потребности в пищевых веществах и энергии учащихся разных возрастных групп. Таким образом, в новом учебном году стоимость льготного питания для образовательных учреждений в районах Крайнего Севера составит 62 рубля для возрастной группы 7-10 лет, для подростков 11-18 лет – 72 рубля. Компенсация, как и прежде, будет выплачиваться из региональной казны, только размер её будет рассчитываться каждый год с учётом рыночных цен на продукты.

Для того, чтобы воспользоваться льготой, одному из родителей ребёнка необходимо обратиться в соцзащиту, предоставив стандартный пакет документов: паспорт, свидетельства о рождении всех детей, справки о доходах с места работы родителей. При подсчёте общих доходов малоимущей семьи, учитывается абсолютно всё – это и заработная плата до вычета налогов, и различные льготные выплаты, пенсии, а также доход от реализации продукции собственного подворного хозяйства, если таковой имеется, и пр. Если один или оба родителя нигде не работают, они обязаны подтвердить это справкой из центра занятости. Для многодетных и семей, уже получающих какие-либо пособия через соцзащиту, подтверждение доходов не требуется. Чтобы воспользоваться данной льготой, нужно подать заявление в ведомство до 31 августа. Кстати, через ведомство можно также получить 3 тысячи рублей на приобретение школьной формы. Всю интересующую информацию можно получить лично по адресу Дружбы Народов, 46, либо по телефону 3-64-94.

Покупать или не покупать?

Вопрос приобретения рабочих тетрадей волнует многих родителей. До сих пор в школах перед началом учебного года родителям предлагают ознакомиться со списком учебных пособий и тетрадей, которые необходимо приобрести. Традиционно принятие решения покупать их или нет и в каком количестве остаётся на родителях, собственно, как и расходы на их покупку. Однако, стоит напомнить, что закон здесь однозначен – школа должна определить список учебных пособий и учебников из федерального перечня для каждой образовательной программы, реализуемой в стенах учреждения. При этом и учебники, и рабочие тетради, которые и являются теми самыми учебными пособиями, в случае принятия решения педагогическим советом о необходимости их применения в процессе обучения, должны выдаваться в пользование школьникам бесплатно.

Что будем изучать и что сдавать?

Внедрение новых предметов в школьную программу, как и расширение предметного списка для сдачи ЕГЭ, пока не планируют. А вот с 2020 года нововведения появятся. Так, к примеру, через два года будет введён обязательный ЕГЭ по истории, а с 2022 года – обязательный ЕГЭ по иностранному языку, который разделят на два уровня (базовый и профильный). Так что будущим выпускникам нужно уже сейчас начать серьёзно работать и «подтягивать» иняз и накапливать знания по истории, чтобы пройти итоговую аттестацию успешно. Новый предмет «шахматы» для начальной школы, о внедрении которого говорила глава минобра ещё в прошлом году, пока обязательным для всех младшеклассников не стал. Уроки по изучению шахмат пока проводятся в отдельных школах один раз в неделю, вместо одного урока физкультуры. В школах Усть-Илимска курс по шахматам также активно внедряется, но пока в качестве дополнительного образования во внеурочное время. В качестве положительного примера, где ученики младших классов массово занимаются интеллектуальной игрой, можно привести 13 школу. Постепенно шахматы «завоёвывают» всё больше образовательных учреждений. Только пока остаётся проблема с кадрами – далеко не все учителя имеют соответствующую подготовку.

Для учителей

Как известно, не только школьников проверяют на то, как они усвоили пройденный материал, педагоги также проходят регулярную аттестацию. А с этого года учителя математики и русского языка будут дополнительно проходить специальное тестирование. Кроме того, в помощь педагогам с этого года заработает новый проект «Российская электронная школа» – онлайн-площадка, на которой будет размещено практически всё то, что может пригодиться учителю в работе. Например, методички по составлению и ведению уроков, литература, виртуальные музеи и много чего ещё интересного и полезного.

Марина Железовская, Газета Вечерний Усть-Илим

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет