Усть-Илимск переживает очередное исчезновение асфальта

Томские учёные изобрели уникальный состав, с помощью которого можно качественно «латать» асфальтовое покрытие в любое время года и почти при любых погодных условиях. Как утверждают разработчики этой «нанотехнологии», особый гель добавляется в ремонтную смесь, после чего её можно использовать даже в мороз. А пока новинку испытывают на отдельных участках магистралей в центральной полосе нашей необъятной Родины, большинство российских территорий считают свежие выбоины и бюджетные деньги, что понадобятся на их устранение. Шутка о том, что вешние воды смывают асфальт вместе со снегом, давно не веселит автомобилистов, в том числе и усть-илимских. Улицы нашего города покрываются ямами, трещинами и колдобинами каждую весну. В этом году количество повреждений превзошло ожидания и водителей, и местных чиновников. Первые, не сдерживая эмоции, ругают власти, лавируя между «ловушками». Вторые – спешат как можно быстрее открыть сезон капитального и текущего ремонта дорог. Мы выяснили, какие участки на этот раз ждёт обновление и сколько средств выделено на эти цели.

Усть-Илимск переживает очередное исчезновение асфальта

Весна пришла – считаем ямы!

Усть-илимские водители уже давно привыкли: каждой весной вместе со снегом и первым дождём с дорог сходит асфальт. Причём даже там, где его тщательно, казалось бы, ремонтировали. Именно с наступлением тёплого сезона ямы и ухабы особенно чувствительны (снежная зима всё же немного подравнивает улицы) и доставляют автолюбителям массу «приятных» впечатлений. Сегодня во время движения по городу тем, кто за рулём, приходится не следить за знаками, а отчаянно маневрировать между опасными «дырами». Не заметил выбоину – повредил подвеску, и это ещё в лучшем случае, в худшем – остался без колеса. Особо осторожные прокладывают свой маршрут не по принципу кратчайшего пути, а исходя из состояния дорожного полотна. Более опытные – садятся в машину с мыслью «тише едешь – целее будешь». Зачастую, чтобы избежать поломок, автомобилисты вынуждены нарушать правила и выезжать на встречную полосу. Но выбора, как сами признаются, нет.

Пятьдесят оттенков серого

А между тем, дороги в Усть-Илимске строились в 80-х годах прошлого века, и, естественно, за это время изрядно износились и требуют серьёзного ремонта. Целиком их делали только один раз – 40 лет назад, когда укладывали впервые. И, тем не менее, каждое лето проезжую часть реставрируют всё новыми и новыми асфальтовыми заплатками, превращая её в большую мозаику из десятков оттенков серого. Но таким локальным методом проблему не решить – это пустое закапывание денег, считают горожане. Виталий Есманович ездит на микроавтобусе «Форд». Он говорит, что ямы на дорогах города из года в год становятся глубже.

«Платим дорожный налог, но хороших дорог не видим. Иногда на наших дорогах встречаются такие ямы, которые даже объехать невозможно. Делать их нужно с умом и вовремя, чтобы не приходилось потом переделывать. А то их запустили в своё время, а теперь вот не могут восстановить. Одну сделают, а другая уже на ладан дышит. Особенно много ям в 11-ом микрорайоне, по улице Героев Труда, по дороге между левым и правым берегами, – говорит мужчина. – По работе приходится много по городу ездить, так уже подвеска стучит. А ремонт ходовой части на моём «бусе» обойдётся не менее чем в 50 тысяч рублей».

Юрий Боярченко свой «Ниссан» купил недавно, проблем с подвеской пока не испытывал, но всерьёз опасается её испортить:

«Местами дороги у нас просто ужасные. Это больше похоже на фигурное катание: не едешь, а перекатываешься, виртуозно лавируя между ямами. Понятно, что перестелить разом асфальт на всех улицах не реально. Но ведь можно хотя бы ямочный ремонт начинать пораньше – в начале лета, а не под конец. А то у нас получается, всё лето мы ездим по ямам, машины «убиваем», под зиму их залатают, когда снег уже укрывает дороги, а весной опять «дыры» появляются».

Отсутствие капитального ремонта десятилетиями – одна из причин массового разрушения асфальта в Усть-Илимске. Основной же губительной силой чиновники и дорожники называют нашу изменчивую погоду.

«На дорожной конструкции, которую долгое время не ремонтировали, нарушается водоотвод. Соответственно, вода сначала замерзает, а затем тает. За весну такое случается не раз. У нас переходы (температуры воздуха) через ноль – дело типичное. В таких погодных условиях дорожное покрытие не имеет возможности хорошо просохнуть, и в результате структура дорожного полотна разрушается, и появляются всё новые и новые ямы. Схожую ситуацию можно описать на примере проволоки. Один раз согнёшь – она целая, два раза – она сломается. То же самое и с дорогой. В нынешнем сезоне разрушений действительно много. Но, хочется отметить, что те участки, где в прошлом году производился точечный ремонт, остались невредимыми. Ямы образовались вокруг. Напомню, в прошлом году мы заделывали выбоины не маленькими заплатками размером метр на метр, а реставрировали полотно отрезками в 50 метров и более с выравнивающим слоем толщиной в 5 сантиметров. В нынешнем году будем ремонтировать дороги с помощью такой же технологии», – говорит Дмитрий Курапов, начальник отдела по дорожной и технической деятельности Администрации города.

Рейтинг «убитых» дорог

Мы проехались по правому берегу и лично убедились, каково авто-бедолагам в весенние деньки.

По улице Георгия Димитрова глубокие ямы сопровождают нас от пересечения с проспектом Дружбы Народов и до Дома Торговли. Причём по всей протяжённости этой дороги попадается множество мелких выбоин. Из-за луж их не видно. Вот водители и едут, не сбавляя скорости и влетая прямо в коварные «ловушки».

Словно решето, испещрена ямами вся дорога по улице Энгельса в 9-ом и 10-ом микрорайонах. Автомобилисты здесь вынуждены красться со скоростью 20 километров в час, периодически выезжая на полосу встречного движения.

Много разнокалиберных ям – больших, маленьких, глубоких и не очень – в «кармане» 4-го микрорайона на проспекте Мира.

Ещё один «опасный» адрес – дорога по улице Героев Труда, плавно перетекающая в улицу Энтузиастов – начиная от «кольца» на въезде в город и заканчивая «Стройдвором». Складывается впечатление, что здесь каждый год происходит тайная бомбёжка – ям на проезжей части не сосчитать! Их с лёгкостью перескакивают только внедорожники с большими колесами, а водители легковушек лишь успевают выворачивать руль.

Виляя между выбоинами, выезжаем на улицу Карла Маркса – в прошлом году её ремонтировали, а точнее «латали» (впрочем, как и другие, названные нами улицы). Но и здесь машины не смогут сильно разогнаться. И не потому, что там подъём крутой, а всё из-за тех же глубоких колей и колдобин, пересекающих всю проезжую часть.

Большие разрушения предательски появились на пешеходных переходах у детской поликлиники, вблизи «Надежды» и в районе 6-го микрорайона в низине, где всё время стоит вода.

А если спускаться вниз к «Трём звёздам» с улицы Мечтателей и поворачивать вправо, можно влететь в огромную яму, что спряталась у люка канализации. Объехать её без «потерь» можно двумя способами – по газону или же ждать, пока закончится поток попутных машин и быстро маневрировать на среднюю полосу движения.

Выезжая с Карла Маркса, не расслабляйтесь – не стоит особо гонять и по улице Белградская. Там даже в часы пик не так много авто, поэтому, проехав здесь на малой скорости, и нервы себе сохраните, и подвеску, и диски.

Следующий адрес, который попал в наш «антирейтинг», – улица Молодёжная. Картина примерно такая же, как и везде – глубокие ямы, скрытые водой, и провалившееся куда-то покрытие проезжей части на подъезде к трамвайным путям, превратившее перекрёсток в огромный дождеприёмник.

Больше всего впечатлений, судя по эмоциям местных водителей (ими наши горожане охотно делятся в соцсетях), доставляет езда по Усть-Илимскому шоссе. Там впору тренироваться для автогонок по бездорожью, ну или проезжать его на танке. Проблемы тут возникают не только из-за банальных ям, которыми полотно испещрено практически до самого моста, но и коварных луж – не угадаешь, какой глубины «дыра» скрывается под водой.

А вот откапиталенные дороги по проспекту Мира и Дружбы Народов сохраняют своё «лицо» – они гладкие и без каких-либо видимых разрушений. Правда, в некоторых местах по Дружбы Народов появилась колейность.

Наше будущее – «карточный ремонт»?

Участки дорог, обозначенные нами выше, – это лишь малая часть, где удалось найти ямы за 1,5-2 часа. Конечно, водители, каждый день проезжающие по маршруту «дом-работа», знают их значительно больше и уже, наверное, привыкли их объезжать. Очень надеемся, что в этом году, а скорее всего следующей весной, разбитых дорог в Усть-Илимске станет меньше. Ведь ежегодно власти разных уровней закладывают в бюджет средства на очередной ремонт дорог. Каждое лето (зачастую на одних и тех же участках) автомобилисты и прохожие видят одну и ту же картину – асфальтовые катки, снующие около них дорожные рабочие с лопатами, перекрытые для проезда участки дорог. И этот год не станет исключением. Городская мэрия уже заявила – «лечение» изъеденного ямами асфальта начнётся уже к концу мая, при условии, если позволит погода. На текущий ремонт дорожного полотна в нынешнем году выделено 10,9 млн рублей. На эти деньги планируют «залатать» 10,3 тысяч кв метров покрытия. Специалисты Администрации уже провели обследование дорожной сети города и выбрали наиболее проблемные участки. В приоритете – дороги, по которым ходит общественный транспорт. Итак, в список «счастливчиков», где летом пройдёт текущий ремонт, попали участки дорог по улицам Молодёжная, Интернационалистов, Энтузиастов, Карла Маркса, Энгельса, Белградская, Наймушина, Ленина, Братская, Чайковского, проспекту Мира (проезд от дома №15 до дома №25) Усть-Илимскому и Братскому шоссе. Кроме того, в рамках соглашения между Администрацией города и Группой «Илим» в этом году предприятие выполнит по улице Героев Труда текущий ремонт участков общей площадью порядка 1 тысячи кв метров на сумму 1,3 млн рублей.

А в рамках государственной программы «Развитие дорожного хозяйства и сети искусственных сооружений» в 2018 и 2019 годах будут капитально ремонтировать трассу Братск – Усть-Илимск. Правда, не основательно, а кусками. На этот раз стать ровнее обещает отрезок с 185 по 190 километр. На эти цели правительство страны выделило 335 млн рублей.

Вопрос глобальной реставрации усть-илимской дорожной сети упирается, впрочем, как и решение множества других городских проблем, в деньги. Стоимость километра дороги – 60-70 млн рублей – в такую сумму выльется строительство участка без проведения коммуникаций. А километр дороги магистрального типа с двумя полосами в каждом направлении, с разделением потоков и благоустройством обойдётся минимум в 200 млн рублей. В этих условиях бросить все имеющие средства на капитальное строительство и оставить разрушаться дорожную сеть непозволительно, это приведёт к коллапсу всю дорожную систему города – считают местные чиновники. Так называемый карточный ремонт – оптимальный способ для Усть-Илимска, поскольку он позволяет «залатать» много участков при минимальной цене.

Капремонту быть!

Продолжится в нынешнем году и капитальный ремонт по улице 50 лет ВЛКСМ в левобережье. Напомним, в 2014 году муниципальный контракт был заключен с фирмой «Регионспецтранс». Подрядная организация не выполнила весь объём работ, запланированных на 2017 год, поэтому будет заканчивать их этим летом. Осталось положить около 12 тысяч кв метров асфальтового покрытия (второй слой) и установить все элементы уличной дорожной сети: бордюры, знаки, ограждения, а также привести в порядок газоны и нанести разметку. Приступить к работам подрядчик намерен уже в начале мая. Что касается остальных транспортных объектов капитального ремонта, недавно специалисты Администрации города провели выездную проверку и осмотрели их на предмет разрушений. По проспекту Мира замечаний к подрядчику и самой дороге нет. А вот на Дружбы Народов местами сошёл асфальт, упали бордюры и дорожные знаки, машины уже продавили колею. Все эти недочёты исполнитель муниципального заказа обязан устранить до 30 июня, в рамках гарантийных обязательств.

А эта радостная новость для дачников из кооператива «Фиалка»: летом начнётся капитальный ремонт дороги, что ведёт к их огородам. Городу удалось привлечь на эти цели порядка 10 млн рублей из областного бюджета, ещё 1 млн рублей добавил муниципалитет. Асфальтовое полотно станет гладким, начиная от перекрёстка улиц Интернационалистов и Энтузиастов, заканчивая остановочной площадкой. На всём протяжении этой дороги уложат выравнивающий слой, устранят её провалы, заменят бордюрный камень, а ещё сделают дорожку для пешеходов. Здесь работы планируют начать к середине мая. Проводить их будут участками, чтобы не блокировать проезд к дачам и не мешать движению автобусов.

На случай «ЧП» и ДТП

А в завершении, всем автомобилистам полезно будет узнать, что делать, если вы наскочили на яму и повредили авто, или того больше – стали участником ДТП. Для начала обозначьте свой автомобиль на дороге: включите «аварийку» и выставите знак аварийной остановки. Обязательно вызовите сотрудников на место происшествия. Приехавшие сотрудники ГИБДД должны составить справку о ДТП и акт обследования дорожного полотна, где обязаны отразить выявленные дефекты покрытия. Если у вас в машине установлен видеорегистратор, сохраните запись момента наезда в яму. Не лишним будет сфотографировать выбоину и повреждения, полученные автомобилем. В суде это может служить дополнительным доказательством того, что ущерб, причинённый вашему «железному коню», получен именно из-за дефекта дорожного полотна. Затем в ГИБДД получаете копии документов, необходимых для предъявления дорожной организации и последующего возмещения стоимости ремонта автомобиля. Название предприятия, отвечающего за определённый участок дороги, можно узнать в службе дорожного надзора ГИБДД. Можно составить заявление и в прокуратуру – о привлечении дорожной организации к административной ответственности за нарушение статьи 12.34 КоАП РФ «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений». За это положен штраф от 2 до 3 тысяч рублей – на должностных лиц, от 300 тысяч – на юридических. Потом следует обратиться в экспертную организацию – для оценки причинённого автомобилю ущерба. И заключительный этап – собрать копии всех полученных документов и отправить письмо в дорожную организацию, с предложением в добровольном порядке компенсировать устранение вашей поломки. Если по истечении месяца ответа не последовало или если дорожники отрицают свою вину в этом ДТП, можно подавать исковое заявление в суд.

И ещё к сведению горожан, на «Карте убитых дорог», которую Общероссийский народный фронт создаёт с помощью неравнодушных россиян, уже тысячи адресов, где требуется ремонт полотна. Можно найти свой город и проголосовать за ту дорогу, которую нужно привести в порядок в первую очередь. Или же, по мнению автовладельцев, – контролировать качество работ, чтобы асфальт и потраченные на него деньги не растаяли вместе со снегом следующей весной.

Марина Кирьянова, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Сергей
Ни один мэр этого города не смог элементарно сделать дороги, да хотя бы ямы отремонтировать,