Число бездомных животных в Усть-Илимске не уменьшается

Число бездомных животных в Усть-Илимске не уменьшается

Ни для кого не секрет, что проблема с безнадзорными четвероногими в Усть-Илимске стоит остро уже который год. Те, кто боятся уличных мохнатых бродяжек, выступают за отлов, умерщвление или их полную изоляцию от общества. А для зозащитников такое антигуманное отношение к братьям нашим меньшим вовсе больная тема. При этом и те, и другие сходятся в одном – ответственность за собачьи стаи на улицах и бесконтрольное потомство на теплотрассах, в подворотнях гаражных и дачных кооперативов, несёт, прежде всего, человек. Только «рецепта», как устранить причину появления бездомных животных в городе, нет. К сожалению, воспитать сознательность во всех наших жителях разом просто невозможно. Остаётся бороться с последствиями.

«О величии страны и нравственном состоянии её народа судят по тому, как в ней относятся к животным», – поделился мудростью известный индийский общественный деятель Махатма Ганди. К сожалению, наше государство в этом вопросе пока выглядит не в самом лучшем свете.

Всему виной безответственность

Кто из нас не замечал на улицах Усть-Илимска четвероногих «бездомышей»? Думаю, многие горожане становились невольными свидетелями собачьих «свадеб» или видели, как худые изнеможённые бедолаги с недоверчивым, а порой и злым взглядом роются в мусорных баках в поисках пищи… Одни горожане отводят глаза, мол всем не поможешь. Те, что не в силах пройти мимо, подкармливают мохнатых бродяг. А третьи, не проявляя ни капли сочувствия, отгоняют несчастного в сторону тем, что попадётся под руку. Испытывая страх быть укушенным, люди начинают звонить в службу отлова, чтобы «опасного» зверя убрали с глаз долой и желательно навсегда. Я не решусь сказать, что из этого правильно – каждый поступает по совести и в силу своего воспитания. Но то, что эти несчастные животные не по собственной воле стали скитальцами, это факт. Вернёмся к истории, где говорится, что первые собаки были одомашнены больше 18 тысяч лет назад во времена позднего палеолита. То есть все беспризорные «хвостатые», которые сегодня гуляют по улицам нашего города, – это потомки тех первых древних собак, которые приходили греться к костру первобытного человека.

Одни заводят домашних животных, не понимая всей ответственности и предстоящих забот. Пока питомец маленький, миленький – с ним играют. Но вместе с животным растут и заботы о нём. Собаку нужно не только кормить, но и правильно содержать: воспитывать, приучать к порядку, показывать ветеринару, делать прививки и пр. А ещё собаки, как и люди, тоже болеют, стареют, им нужно своё место в доме. И как больно и досадно, когда для питомцев его не находится.

Устьилимцы отказываются от четвероногих друзей по разным причинам. К примеру, родился ребёнок, и некогда любимый пёсик перестал радовать, даже больше – стал лишней обузой. Или другое – хозяева сменили место жительства, при этом животное с собой решили не брать. Есть и те, которым лохматый член семьи просто надоел. И бедолагам ничего не остаётся, как бродить по улицам, сбиваться в стаи, бесконтрольно размножаться, становиться переносчиками заразы и, того не желая, быть угрозой для людей. А мы? Мы лишь искренне удивляемся: «Откуда столько бездомных животных?». А ещё виним местные власти, что те не решают «собачью» проблему.

На всех собак не хватает денег

А между тем на отлов, транспортировку и временное содержание бездомных четвероногих в нашем городе ежегодно тратятся немалые средства.

«Эта деятельность финансируется из областного бюджета. В последние годы объём средств уменьшается, при этом поголовье ничейных собак неуклонно растёт», – сообщает пресс-служба администрации Усть-Илимска.

Так в 2016 году городу было выделено 550 тысяч рублей (тогда на эти деньги отловили около 400 животных), в 2017 году – 500 тысяч рублей (через руки специалистов ответственных служб прошло свыше 450 особей). К слову, за 12 месяцев прошлого года в городскую ЕДДС поступило около 200 сообщений от жителей, касающиеся «бесхозных» бродяжек и домашних собак на самовыгуле. По большей части люди жаловались на агрессивное поведение четвероногих. Многие делились своими эмоциями после случайной встречи с зубастыми и значит опасными зверями.

На сегодняшний день в Усть-Илимске насчитывается около 250 безнадзорных собак. Субвенция из регионального бюджета на 2018 год составила 360 тысяч рублей. По расчётам наших чиновников, этой суммы хватит, чтобы отловить 144 животных. Право заниматься этой деятельностью ежегодно разыгрывают на аукционе. Несколько лет подряд муниципальный контракт наша Администрация подписывает с Городским благотворительным фондом защиты животных «Хатико». Нынешний год не стал исключением. Сейчас мэрия готовит документы, которые сторонам и предстоит вскоре подписать.

В приют собаки попадают из семьи

Каждое утро волонтёров из «Хатико» начинается с обхода вольеров брошенных собак и кошек. Всех животных нужно не только ежедневно кормить, но и проводить с ними лечебные процедуры (в приюте есть больные и раненные животные). Ежемесячно на их содержание, в том числе уход и корм, уходит около 50 тысяч рублей. Расходы на ветеринарные услуги предсказать невозможно, каждый месяц они разные. По словам Светланы Агатовны, директора и создателя этой некоммерческой организации, в их приюте стабильно находится 350 постояльцев, причём 70% этих «мохнатых» и «хвостатых» – это бывшие или настоящие домашние питомцы.

«На улицу наши горожане выталкивают ставших ненужными псов, которые, к примеру, вещи стали портить или гадить где попало, лают громко, аллергия вдруг появилась и пр. Выбрасывают и ненужный приплод, появившийся в результате их самовыгула. Осенью многие просто не забирают собак с дач. Приезжают раз в неделю проведать, привозят им замороженные отходы и уезжают домой с чувством «выполненного» долга. Те в поисках пищи, естественно, приходят в город. Люди оставляют «ненужных» кошек и собак в подъездах, на остановках, часто подбрасывают в коробках под двери нашего приюта. Бездомных животных гораздо больше, чем предусмотрено контрактом, и их количество, благодаря жителям города и района, к сожалению, только увеличивается… Недавно был случай: нам поступило сообщение о гуляющей своре собак в районе дома №17 по улице Наймушина. Устьилимцы жаловались на эту стаю четвероногих неоднократно. Выследить этих «кочевников» оказалось непросто, но нам удалось. Приезжаем на место, видим 9 собак, 7 из них с ошейниками. Естественно, мы забрали только «бесхозных», а остальные дальше пошли шататься по городу. Как-то раз тоже забирали псов, уже без ошейников, с одного из дворов в левобережье, а женщина из окна увидела и кричит: «Зачем вы их трогаете, у них есть хозяева». А соседка ей: «Не переживай, их в ветеренарку свозят, кастрируют, стерилизуют и через пару дней вернут обратно, откуда забрали». И это не единичный случай, когда за наш счёт люди проводят медицинские процедуры своим питомцам. К сожалению, редкие владельцы собак сами заботятся о регулировании потомства», – рассказывает Светлана Бульбук.

Она поясняет: если разбить выделяемые областью деньги, в день на одного безнадзорного животного выходит 27 рублей:

«Это конечно смешные деньги. С контракта оплачивается отлов бездомного животного, ветеринарные услуги (осмотр, санобработка животного, вакцинация, кастрация/стерилизация, средняя стоимость всех этих процедур около 5 тысяч рублей), уход за животным и его содержание (еда) в течение месяца. Через 30 дней контрактное животное отпускается туда, где его отловили. Наверное многие устьилимцы на улицах видели собак с бирками в ушах – это «контрактники», они уже стерилизованы, кастрированы, т.е. не будут размножаться. Но наши жители почему-то таких псов опасаются больше, чем «непомеченных». А зря – у кастрированных животных меняется характер, в большинстве случаев они перестают быть агрессивными».

Одни волонтёры ситуацию не спасут

По словам Светланы Бульбук, её приют не решит проблему бездомных животных в Усть-Илимске. Это всего лишь маленький пример того, как надо относиться к братьям нашим меньшим: не надо усыплять, выбрасывать больных, старых, оказавшихся вдруг ненужными. Волонтёры «Хатико» могут спасти 50-100 животных, но они не могут помочь всем условным двум сотням усть-илимских «бездомышей».

«Нам говорят: «Вы же приют, вы обязаны взять!». Но когда мы создавали приют, то не планировали собрать в нём всех бездомных животных города. Он рассчитывался всего на 100 особей. А сейчас нам практически некуда размещать животных. А ведь их каждый день надо кормить, поэтому мы всё время в поиске денег на лекарства, продукты. При этом редко те, кто требует «возьмите животное в приют», предлагают приюту свою помощь продуктами или финансами. И не разовую в виде пачки каши, а постоянную. Люди привыкли лишь требовать. А о том, что приют – благотворительный, и живёт на пожертвования, помнят единицы! Как и о том, что волонтёры приюта – обычные люди, для которых помощь животным – потребность души, но никак не их работа или обязанность. Волонтёры помогают приюту на добровольных началах и за свой счёт. Об этом я прошу помнить устьилимцев, приносящих в приют животных».

По мнению Светланы Агатовны, ситуацию могут изменить только регистрация животных и повышение ответственности владельцев:

«У нас есть утверждённый Минсельхозом Приказ об идентификации животных. Этот документ существует уже три года. В нём написано, что все домашние кошки, собаки и другие животные подлежат обязательной регистрации. Но самого порядка, механизма идентификации нет. Не прописано, по каким признакам они идентифицируются, в какой срок после приобретения, что делать, если животное передаётся от одного владельца другому и т.д. Порядок этот уже больше года висит в Интернете на общественном обсуждении и дальше никуда не двигается. Нужно, чтобы он был принят, но даже это не гарантирует того, что закон заработает. Ведь нужны ещё люди, которые будут систематически обходить дома и регистрировать животных. Такой механизм существует и работает в некоторых странах, но далеко не во всех. В большинстве стран проблема с бездомными животными также актуальна. Часто приводят в пример Европу, однако во многих европейских странах ситуация ничем не отличается от нашей. Есть несколько совсем небольших государств, где регистрируют животных. Но это маленькие территории, а значит, легко управляемые. В них животные чипированы, и если собака окажется на улице без хозяина, то его владельцу тут же придёт штраф. Но самое главное даже не в этом, а в том, что там не заводят животных как заблагорассудится. Не делают этого не потому, что жители сознательнее или добрее, а потому, что там заведение животного законодательно требует оформления документов, регистрации, уплаты налога, ответственности за дальнейшее содержание. У нас же домашние питомцы имеют статус личной вещи, которой хозяин вправе распоряжаться, как ему вздумается: хочу – люблю, хочу – выкину. В начале марта мы едем на Конгресс национальных и общественных организаций Иркутской области, где снова будем предлагать на уровне региона принять законы, если не о чипировании, то хотя бы об обязательной регистрации домашних животных, а также о привлечении к ответственности нерадивых владельцев».

В бездонных глазах бездомных

Не так давно мне пришлось по делам побывать в левобережье во дворе дома №1 переулка Южный. В тот день стоял крепкий мороз. Я ждала нужного мне человека, сидя в тёплой машине, и в какой-то момент поняла, что через стекло на меня пронизывающим взглядом смотрят чёрные пуговки-глаза. Небольшая рыжая дворняга, переминаясь с лапы на лапу, безмолвно молила меня о помощи. По её внешнему виду мне стало понятно – где-то неподалёку ютится её потомство. А заботливая мать отправилась на поиски еды. Я вышла из машины, достала кусок манника, что случайно оказался у меня в пакете (к сожалению больше ничего съестного на дружескую встречу я не прихватила) и положила на снег. Собака с большим недоверием, но всё же схватила кусок и бросилась наутёк. Через несколько минут она вернулась за очередной порцией. А когда моё лакомство кончилось, побежала к мусорным бакам у соседнего дома. К слову, в этой уличной «кормушке» помимо несчастной дворняги рылись ещё четыре таких же хвостатых «беспризорника». Одни тащили пакеты с помойки в сторону от двора, другие тщательно водили носом по мусорной площадке в поисках чего-нибудь съестного…

К чему я всё это здесь рассказываю? А к тому, что проблема с бездомными животными поднимается на страницах нашей газеты из года в год, причём по несколько раз, и всё никак не теряет своей актуальности. И каждый раз возникают одни и те же вопросы. Складывается ощущение, что в сфере контроля за безнадзорными животными наше общество и власть «буксует» на месте.

В Европе, на которую часто пеняют наши медийные политические персоны, принята «Европейская конвенция по защите прав домашних животных». Согласно ей, например, в Германии, если полиция забрала питомца у хозяина, который над ним издевался, то кроме штрафа 1-3 тысячи евро и лишения свободы от 3 месяцев до 4 лет, он должен будет оплачивать содержание «пострадавшего» в приюте до тех пор, пока для него не отыщется новый владелец. Это примерно 40 евро в день. Немцы домашних животных, как правило, стерилизуют или кастрируют, если они не предназначены для разведения. Это решает проблему получения неконтролируемого потомства и других житейских неприятностей, связанных с «личной жизнью» питомцев. Самовольное уничтожение и выбрасывание на улицу ненужных животных (вместо этого их отдают в приюты) караются штрафом до 25 тысяч евро. Закон, призванный защитить животных от жестокого отношения к ним со стороны людей, несколько лет назад приняли и в Италии. Согласно этому документу, каждый, кто бросит кошку или собаку, будет привлечён к уголовной ответственности. Если же суд признает хозяина виновным, он может угодить на год в тюрьму. Кроме того его обяжут выплатить штраф в размере 10 тысяч евро. Власти итальянского городка Реджио Эмилия выпустили закон, который обязывает всячески баловать, холить и лелеять своих кошек, собак и птичек. За недостаточное проявление милосердия можно «схлопотать» штраф 500 евро.

Конечно, нам далеко до такой идиллии, но уже нужно с чего-то начать. И прежде всего – каждому с себя. Ведь собака – друг человека, она призвана жить при нём и помогать ему. Очень просто написано в песне: отчего собака бывает кусачей. Только от жизни собачей… Бездомные, беспородные, голодные и, как следствие, злые собаки – это «отклик» человеческой безответственности. Если бы каждый, кто решился завести четвероногого друга, отвечал за последствия своего «порыва», то не было бы голодных свор на улицах Усть-Илимска. Что остаётся делать брошенным на произвол судьбы? Да, собраться в стаи – так легче выжить и искать себе пропитание. И тут возникает вопрос: «Кого впору защищать – людей от собак или собак от людей?». Лично я придерживаюсь второго варианта. Собаки добрее, они беспомощны, как дети, у них нет такого множества средств защиты, как у людей. Поэтому однозначно: мы должны о них заботиться, раз приручили.

Марина Кирьянова, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Андрей
За первый квартал 2018 года специалисты насчитали на улицах города не меньше 250 «бродяжек», из них 223 собаки и 27 кошек. Мероприятия по отлову и содержанию бездомных животных в Усть-Илимске продолжаются. Как и в предыдущие годы, контракт на выполнение этих услуг заключен с НО «ГБФЗЖ «Хатико». Сумма средств, выделенных на благое дело, не становится больше: в 2018-м из регионального бюджета выделено 360 тысяч рублей из расчета на 144 особи. В 2019 и 2020 гг. сумма для Усть-Илимска может составить уже 300 тысяч рублей на год. В приоритете по отлову – особо агрессивные животные. С февраля 2018-го специалисты «Хатико» освоили 183 тысячи 800 рублей, отловив 84 особи.
Любава
Очень хорошая статья.У меня две собаки,но принципиально не занимаюсь разведением.Я против тех кто не следит за своими питомцами взятыми "в добрые руки",которые потом приносят потомство и это потомство оказывается подброшенным в подъездах,или на улицах,или у ворот приюта."Добрые руки" давно стали "не добрыми"