Когда поездка на такси похожа на игру в русскую рулетку

Усть-Илимск – городок небольшой, но удобный для жителей. Инфраструктура изначально была чётко продумана проектировщиками. Практически в каждом микрорайоне есть детские сады, школы и магазины, большинство офисов и административных зданий – в центре. Всё очень компактно, буквально в шаговой доступности. А если время поджимает, то всегда можно воспользоваться автобусами, что курсируют по нескольким маршрутам, – благо ходят они более-менее регулярно, с небольшими перерывами. Но у каждого бывают моменты, когда совершенно нет времени стоять на остановке, и в нужное место необходимо попасть ещё пять минут назад. Или вот засиделся человек в гостях допоздна, а возвращаться домой как-то нужно. Да мало ли что ещё в нашей жизни бывает! Тогда на выручку приходит такси. Несмотря на то, что за последние годы существенно выросло количество личных автомобилей, число разнообразных служб такси не уменьшилось, что говорит о большом спросе у устьилимцев на этот вид услуг. Кто сегодня работает на рынке пассажирских перевозок? Кому мы доверяем свою жизнь, вызывая такси? Существуют ли какие-то правила по перевозке пассажиров легковым транспортом? Кто и как контролирует работу такси? Попробуем разобраться.

Когда поездка на такси похожа на игру в русскую рулетку

Думаю, у каждого найдётся в сундучке памяти история, связанная с работой такси, которая вызывает не очень приятные эмоции. Кто не «нарывался» на хамство водителя? Или на такого, кто не знает город, и дорогу к нужному адресу ему нужно было показывать? А кто хоть раз в мороз не дожидался своей машины дольше озвученного диспетчером времени? А грязные машины, насквозь пропитанные запахом сигаретного дыма или с алкогольным амбре? Бывает, что автомобили такси попадают в ДТП прямо с пассажирами. Был случай у нас в городе, когда по вине таксиста погиб пассажир, таксисты сбивали и пешеходов. А не так давно нашумевшая история с мужчиной, который несколько лет работал в такси, при этом имел психическое заболевание, склонность к внезапным приступам эпилепсии и потере сознания. Нужны ли здесь какие-то комментарии?

Люди старшего поколения ещё помнят, что в Советском Союзе была абсолютная монополия государственного такси. Практически все машины такси были одной марки, у водителей была единая униформа. Стоимость проезда зависела от «накатанных» километров (в каждом авто был установлен счётчик, «отматывающий» километры и итоговую цену за поездку до копейки), но цена за один километр была фиксированной. А вот частным извозом категорически запрещали заниматься. Близкий друг нашей семьи в советское время работал таксистом в Москве. Так вот, по его воспоминаниям, устроиться на эту работу было очень сложно, профессия считалась довольно престижной, хотя труд – не из лёгких. За баранкой приходилось проводить по 12 и более часов, а то и сутки напролёт. И вот почему: во-первых, на работу брали только профессиональных водителей с опытом и отменным здоровьем, а также с нужными связями. Во-вторых, тогдашние таксисты официально получали больше, чем среднестатистический работник, плюс чаевые от щедрых пассажиров, «леваки», т.е. неофициальные поездки и пр. В-третьих, работа в такси – возможность завязать полезные знакомства. Ведь «блат» был и остаётся важной составляющей успеха. В то время заказы принимали по телефону на центральной станции.

Менялись времена, менялись и нравы. С развалом страны многие государственные предприятия прекратили существовать, в том числе и служба такси. В девяностые, как грибы после дождя, появлялись «бомбилы», а также коммерческие предприятия по западному образцу. Стоит ли говорить, что о какой-то безопасности, ответственности за здоровье и жизнь как пассажиров, так и самих водителей, речи не шло вообще.

До недавнего времени и у нас в городе можно было наблюдать картину, когда частные автомобили «дежурили» на остановках, набирали пассажиров и развозили по автобусным маршрутам. Можно было и договориться с водителем, чтобы довёз прямиком до нужного адреса. Тогда правительство решило взять под контроль этот рынок. В 2011 году появился так называемый «закон о такси», который был призван урегулировать пассажирские перевозки, в том числе и легковым транспортом. Федеральный закон №69 ввёл правила предоставления услуг такси, порядок лицензирования, а также новую систему штрафов. В частности, обязательным условием работы стало получение специального разрешения на этот вид деятельности в профильном министерстве. Чтобы получить лицензию, которая выдаётся индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу сроком на пять лет, необходимо соблюсти ряд требований. К примеру, все автомобили должны быть правильно оформлены. А именно, находиться в собственности или в лизинге, ну или хотя бы использоваться на правах аренды, каждый из них должен быть оснащён специальными знаками, т.е. цветографической схемой такси – «шашечками» на борту, спецфонарём – знаком на крыше, иметь лицензию на пользование рациями и т.п. В салоне автомобиля всегда должны находиться разрешительные документы с указанием наименования перевозчика, прайс на услуги, а также товарные чеки, предъявлять которые водители обязаны по первому требованию как пассажиров, так и представителей контролирующих органов. Кроме того, закон закрепил необходимость прохождения техосмотра автомобилей два раза в год и регулярный контроль технического состояния перед выходом на линию. А для водителей обязательно своевременное прохождение медосмотра в медучреждении, а также осмотр врача перед началом рабочей смены. Благодаря закону, с остановок «бомбилы» действительно ушли: они перестали «отбирать хлеб» у маршруток. Но вот ушли ли они из бизнеса совсем? Это большой вопрос.

Многие водители, имеющие собственный автомобиль, прекрасно знают, что если возникнет желание или необходимость подзаработать, то можно легко на некоторое время стать таксистом. Существует реальная возможность обслуживать вызовы в любое удобное время. Мы не привыкли слепо доверять слухам и народной молве, поэтому, чтобы не быть голословными, решили провести свой собственный эксперимент. Для начала позвонили в несколько служб такси и спросили о работе. Во всех трёх компаниях, куда обратился наш человек, подтвердили, что водители им требуются. От соискателей нужно лишь наличие авто, желательно иномарки, водительское удостоверение и мобильный телефон с доступом в интернет. Всё. Условия работы по совмещению примерно везде одинаковые. Работодателю нужно предоставить права и документы на машину, при этом трудовой договор составлять вовсе не обязательно (надо полагать, чтобы не платить налоги). На мобильный телефон устанавливается специальное приложение, с помощью которого связываются водитель и диспетчер: через программу приходят заказы с указанием адресов пункта отправления и пункта назначения, цена за проезд. Перед тем, как выйти на линию, водитель должен сообщить об этом диспетчеру, она включает его в актуальный список работающих машин, ну а дальше – знай себе, принимай заказы, развози пассажиров. Спрашивая об условиях, мы, конечно, интересовались, нужны ли какие-то медицинские справки, и нужно ли проходить предрейсовый медосмотр. В ответ: «Ну, вы же, когда получали водительские права, проходили всех врачей? Значит, справка есть. Этого достаточно. Утренний медосмотр есть». А вот на вопрос: «А если выходить на подработку ночью, кто осматривает водителя?» – ответа не получили. За уточнениями нас отправили к начальству. Честно говоря, условия более чем лояльные и легко выполняемые. Но вызывают они у здравомыслящего человека, мягко говоря, недоумение. Почему вдруг справка о здоровье, выданная, к примеру, лет 8 назад, ещё при получении водительского удостоверения, является гарантом того, что человек здоров на данный момент? А если за это время он приобрёл серьёзное заболевание? Или стал наркоманом, или алкоголиком? Ну, может, он и здоров, но вдруг почувствовал себя плохо – давление, скажем, резко «подскочило», а он не придал этому значения и сел за руль. А кто даст гарантию, что автомобиль технически исправен и безопасен? А почему не проверяют, насколько водитель опытен, и нет ли у него «в анамнезе» огромного числа штрафов за нарушения ПДД?

На сегодняшний день в городе работает несколько десятков наименований такси – многовато для такого небольшого городка, как наш. При этом только несколько из них – предприятия легальные, имеющие все разрешительные документы, с собственным автопарком. Их руководители заботятся о репутации, поэтому к организации работы подходят ответственно: заключают договоры на предрейсовое медицинское освидетельствование водителей, которые работают официально, с обязательным оформлением трудовых отношений. На все машины, будь они в собственности, лизинге или аренде, имеются разрешения на оказание услуг такси. Эти компании несут не только бремя налоговых отчислений в бюджет города, но и целиком и полностью отвечают за жизнь и здоровье своих клиентов. Понятно, что на такие «жертвы» способны далеко не все – некоторые предприниматели не в состоянии держать целый штат постоянных водителей и автопарк. Поэтому есть компании, позиционирующие себя как диспетчерские службы. Что это значит и в чём отличия? Оказывается, диспетчерская служба – это всего лишь организация, оказывающая информационные услуги. Чтобы создать такую службу, нужно немного: зарегистрироваться как ИП или юрлицо, набрать штат диспетчеров и водителей на подработку. Помимо живых операторов – девушек, принимающих заказы по телефону, сейчас семимильными шагами развивается система агрегаторов. Агрегатор – это электронный информационный сервис, по сути, специальное мобильное приложение, которое в автоматическом режиме принимает и обрабатывает заказы и направляет их водителям. В большей мере такие сервисы востребованы в больших городах. Но и до нас прогресс уже дошёл. Безусловно, такие приложения весьма удобны: здесь хранится история заказов, и можно быстро, не набирая адрес, выбрать нужный из списка, в режиме онлайн отслеживать, где находится машина в данный момент времени, и выходить, когда она будет стоять у подъезда, а не ожидать на морозе неизвестно сколько. Вот ещё одна возможность получить дополнительную прибыль для диспетчерских служб: исключается звено в виде оператора на том конце провода, а значит, и платить за работу ему уже не надо. Как показал наш эксперимент, далеко не всегда владельцы таких информационных агентств, будь оно хоть с живыми, хоть с электронными диспетчерами, заключает официальные договоры с водителями. При этом они не несут абсолютно никакой ответственности за жизнь и здоровье ни самих водителей (ведь нередки случаи, когда таксистов и оскорбляют, и нападают на них, грабят), ни пассажиров. В случае происшествия доказать что-либо будет практически невозможно. Ведь водитель не оформлен, а значит, и с работодателя взятки гладки. Скажет: «Не знаю я этого водителя, машину первый раз вижу», – и где искать правду? Да и за элементарное качество предоставляемых услуг: за водителя с похмелья, грязный салон, хамство – также никто не в ответе. По данным Межрегионального управления государственного автодорожного надзора в сфере транспорта, в этом году зарегистрировано два дорожно-транспортных происшествия с участием автомобилей такси. Однако, как сообщили инспекторы ГИБДД, вероятно, данная цифра имеет другое значение. Во-первых, если дорожно-транспортные происшествия без пострадавших, то автолюбители всё чаще оформляют все документы по аварии с использованием европротокола – минуя присутствие сотрудников ГАИ. Во-вторых, водители, занимающиеся извозом пассажиров, могут снять с автомобиля все опознавательные знаки, указывающие на принадлежность авто к службе такси, а при составлении документов умолчать, что оказывают услуги по перевозке пассажиров.

Получается, что закон хорош, и в целом выполняет главную цель – регулирование деятельности тех, кто оказывает услуги по перевозке пассажиров легковым автотранспортом. Но, как показала жизнь, в нём ещё остаётся много пробелов. Взять хотя бы тех же пресловутых «бомбил»: они просто ушли в тень, работая на диспетчерские службы. Часто на вызов приезжает внешне ничем не примечательный автомобиль: фирменные логотипы службы такси или хотя бы «шашечки» присутствуют далеко не на всех машинах, в небытие уходят и приметные длинные антенны, по которым раньше можно было определить принадлежность авто к такси. И при этом, кто там за рулём, неизвестно. Но даже если все «законные» атрибуты лицензированного такси присутствуют, качество обслуживания от этого может и не повышаться. Именно поэтому в госдуму на рассмотрение внесён новый законопроект, который должен ввести в правовое поле всё великое множество диспетчерских служб, а также и разнообразные интернет-сервисы (агрегаторы) по заказу такси. Разработчики закона внесли в документ описание, что вообще из себя должны представлять службы заказов такси, определить их правовой статус, что они должны быть официально зарегистрированы и состоять в специальном реестре. Также законом устанавливаются довольно серьёзные штрафные санкции за невыполнение тех или иных требований закона, в том числе и за передачу заказов нелегализованным автомобилям такси. Предлагается также сделать лицензии бессрочными, оформлять их не на автомобили, а на юридических лиц или предпринимателей и т.д. Весной проект уже прошёл первое чтение, на очереди – чтение второе.

Ещё один момент волнует общество – вопрос обязательного страхования жизни и здоровья пассажиров, а также их багажа. Как известно, нормы об обязательном страховании ответственности перевозчиков (ОСГОП) существуют, но не для всех, в том числе пока нет таковых для легковых такси. Довольно частая ситуация, когда пассажиры, попав в аварию на такси, не могут добиться какой-либо компенсации за причинённый физический вред. На сегодня есть примеры, когда легальный перевозчик в добровольном порядке оформляет такую страховку. В основном это крупные компании с хорошей репутацией, но всё-таки это большая редкость. Данный вопрос находится на рассмотрении, и есть все шансы, что в ближайшем будущем такие перевозки могут быть включены в систему ОСГОП.

В заключение хотелось бы сказать, что и на данный момент существуют определённые правила и обязанности для обеих сторон – пассажира и водителя такси. Никто не отменял и элементарные правила уважительного поведения по отношению друг к другу, и этикета, да и простого человеческого отношения. Их соблюдение позволит избежать многих проблем и конфликтных ситуаций.

Марина Железовская, Газета Вечерний Усть-Илим

Комментарии

Добавить комментарий

Комментариев пока нет. Добавьте первый!

Поделиться страницей: