Движение автобусов по маршрутам № 7, 7А, 9 и 12 восстановлено

ООО «Попутчик»

Несомненный плюс Усть-Илимска – его компактность, здесь всё рядом, зачастую в шаговой доступности. Но даже в таком маленьком и удобном городке, как наш, жизнь непременно связана со спешкой и суетой. Современные люди стремятся всегда и всюду успеть. Работа, дом, школа, магазин, больница, спортзал, встреча с друзьями... Естественно, что в таком динамичном ритме ходить пешком – вариант не самый лучший. Сэкономить массу времени позволяет личная машина. Но далеко не у всех устьилимцев есть собственный «железный конь». Вот тогда-то на выручку и приходит общественный транспорт, обойтись без которого сегодня просто невозможно. К сожалению, пока этой частью инфраструктуры Усть-Илимск гордиться не может, о чём свидетельствуют многочисленные нарекания со стороны пассажиров в адрес работы перевозчика. Горожане сетуют, что некоторые маршруты ограничиваются несколькими остановками, водители автобусов иной раз устраивают гонки на дорогах и ездят по одному им известному расписанию. А недавно несколько отдалённых микрорайонов и вовсе остались без транспортного сообщения, поскольку автотранспортное предприятие отказалось их обслуживать, ссылаясь на убыточность рейсов. Местным чиновникам пришлось в оперативном порядке решать проблему. Почему сложилась такая «кризисная» ситуация, и есть ли из неё выход?

О том, что ООО «Попутчик» (главный исполнитель пассажирских перевозок в городе) намерен отказаться от нескольких маршрутов из-за их убыточности, руководитель этого предприятия заявлял неоднократно. В нынешнем году он трижды подавал в Администрацию Усть-Илимска соответствующее уведомление. До недавнего времени переговоры с местными чиновниками помогали удерживать автобусы на линии. Однако 19 сентября машины всё же прекратили обслуживать три транспортных направления. Речь идёт о маршрутах в микрорайон Тушамский, в посёлок Приморский, а также единственном маршруте, что соединяет улицу Карла Маркса и 11-й микрорайон. В чём кроется причина?

3 октября на этот и другие вопросы искали ответы представители мэрии, прокуратуры и депутаты за круглым столом. Александр Вороницкий, директор ООО «Попутчик», пояснил, что не может постоянно работать себе в убыток. По маршруту №9 «пос. Тушама – ост. Энергетиков» – болееменее «значительный» пассажиропоток (порядка 20 человек за рейс) наблюдается только в часы пик. В дневное время этими автобусами пользуются 2-3 человека, а иногда и вообще машины «перевозят воздух». Но и эти рейсы не самые экономически не выгодные по сравнению с маршрутом №7 «пос. Приморский – ост. Энергетиков». По нему за последний месяц услугами перевозчика воспользовались всего лишь порядка 100 человек.

«Если говорить в целом, пассажиропоток не превышает 20% от плановой наполняемости автобусов. Соответственно, наши расходы на порядок выше доходов, что мы получаем от перевозки пассажиров. Поэтому мы и были вынуждены отказаться от обслуживания названных направлений», – сказал Александр Вороницкий. «Почему «острая» необходимость «обезопасить» себя от убытков возникла только сейчас, а, к примеру, год или два назад таких разговоров не возникало?» – поинтересовались собравшиеся. Ведь число устьилимцев, что живут в отдалённых микрорайонах и пользуются общественным транспортом, в меньшую сторону не изменилось. На что директор «Попутчика» пояснил: «Эти маршруты заведомо были нерентабельными. До недавнего времени мы привлекали для их обслуживания частных перевозчиков, которые работали под нашими документами на своих личных машинах. То есть мы оформляли лицензии, осуществляли медицинское освидетельствование и пр. Сегодня законодательство в сфере пассажирских перевозок ужесточилось. И лицензию, и категорирование уже нужно оформлять не на предприятие, а на каждый отдельный автобус. Раньше, работая под нашей «опекой», частники едва держались «на плаву», выручки им хватало только на символическую зарплату и содержание транспорта – запчасти, ГСМ. Многие из водителей имели основную работу, а на маршрутах подрабатывали. Теперь же им нужно выложить из своего кармана порядка 60 тысяч на оформление нужных документов, чтобы возить людей по городским маршрутам. Эта сумма для них непосильна, когда выручки нет совсем. Поэтому они ушли с линии. Но и мы не можем осуществлять перевозки своими силами, потому что уходим в большой «минус»».

Депутаты возмутились, что «Попутчик» зашёл практически на все усть-илимские маршруты, стал монополистом в области перевозок, а теперь «выкручивает руки» местной власти, диктуя свои условия. И опять же не обошлось без воспоминаний о канувшем в лету муниципальном АТП. То, что его нужно непременно возродить, согласны все. Вот только как это сделать и где найти деньги, никто из парламентариев сказать не может. По искренне изумлённым высказываниям некоторых народных избранников сложилось впечатление, что они забыли, как в 2015 году практически тем же составом голосовали за ликвидацию муниципального автотранспортного предприятия. По ситуации, что сложилась сегодня с убыточными маршрутами, кроме претензий в адрес мэрии, депутаты ничего высказать не решились. «Рецептов», как вернуть автобусы на линию, от них не последовало.

В свою очередь, специалисты Администрации рассматривали несколько вариантов решения транспортной проблемы. Один из них – вывести нерентабельные маршруты в ту категорию, где устанавливаются нерегулируемые тарифы. Иными словами, отдать их перевозчику без установления какой-либо фиксированной цены. При этом автотранспортное предприятие должно предоставить муниципальному заказчику лицензию на оказание услуг, оборудованные по требованию закона машины и т.д. Но, как отметил Александр Хворостинин, заместитель мэра по экономике и финансам, эта схема успешно работает там, где есть спрос и предложение.

«К примеру, люди ездят в посёлок Листвянка на автобусах, владельцы которых сами устанавливают цену проезда. И направление очень востребовано у пассажиров. При этом никто в Иркутске этот маршрут не регулирует. Другое дело, когда автобусы будут ходить пустые. Перевозчику в этом случае придётся покрывать свои расходы за счёт высокой стоимости билета. В нашем случае она будет равноценной стоимости проезда на такси. Вряд ли это устроит горожан», – отметил Александр Анатольевич.

Ещё одно предложение – организовать силами Управления образования специальный автобус для школьников, проживающих в посёлках Тушама и Приморский. Но и здесь есть свои сложности. Дети, порядка 20 человек, учатся в разных учреждениях. И значит, их путь к знаниям будет очень мучительным и длинным, с многочисленными остановками и заездами. К тому же при такой транспортировке ребят возникают нарекания со стороны ГИБДД, которая ставит под сомнение безопасность маленьких пассажиров. К тому же и взрослым устьилимцам необходимо каждый день ездить по делам, на работу и возвращаться домой. Ведь идти пешком до ближайшей левобережной остановки 4 километра – преодолеть такое испытание под силу далеко не всем.

Выход из сложившейся ситуации работники Администрации видят в субсидировании «сложных» перевозок из бюджета города. По каждому отдельному маршруту муниципалитет планировал размещать извещение о проведении конкурса по предоставлению субсидии. Для участия в конкурсе предприятия, занимающиеся перевозками, должны представить свои правоустанавливающие документы (лицензии и пр.), а также обоснованные расчёты размера убытков – расходы минус доходы. Эти данные подвергнутся тщательному анализу со стороны финансового управления Администрации. И уже после получения экспертного заключения Департамент жилищной политики будет подписывать соглашение с тем перевозчиком, который заявился на конкурс с наименьшей суммой убытков. Этот механизм специалисты мэрии отразили на бумаге, а именно, разработали соответствующий Порядок, который позволяет выделить деньги на эти цели. Назвали и примерные суммы, в которые городу обойдутся услуги коммерческого перевозчика по обслуживанию всех вышеназванных маршрутов, – это порядка 570 тысяч рублей в месяц.

Однако документ вызвал некоторые замечания со стороны прокуратуры. «В нём не хватает самого порядка предоставления субсидии и механизма её расчёта, который бы в дальнейшем легко позволил провести проверку на целевое использование выделяемых средств. В ст. 78 Бюджетного Кодекса содержится прямое указание на то, что предоставление субсидий осуществляется при наличии расходного обязательства. Оно, в свою очередь, утверждается только Администрацией и не требует участия Думы. Как раз Порядок и является этим расходным обязательством. Дума, соответственно, уже при внесении изменений в бюджет будет смотреть, насколько целесообразны те расходы, что город предлагает понести по субсидированию перевозок, опираясь на расчёты Администрации, где они и объяснят, на основании чего появились именно такие суммы, и на экономический анализ, экспертизу этого расчёта и так далее. И уже потом парламентарии будут решать, утвердить сумму или нет», – сказал Алексей Обыденнов, прокурор Усть-Илимской межрайонной прокуратуры. А поскольку проводить экономический анализ, давать экспертную оценку расчёта выпадающих доходов перевозчиков и, соответственно, выводить сумму субсидии по закону должны специалисты финансового управления города, их нужно наделить таким правом. Что и предложили сделать на очередном заседании депутатам. Администрации же в ближайшее время нужно скорректировать Порядок предоставления субсидии с учётом поправок прокуратуры.

На встрече присутствовала Эльвира Неганова, председатель контрольно-ревизионной комиссии города. Она пояснила, что субсидирование убыточных маршрутов – не единственный путь решения проблемы. «У Департамента жилищной политики Администрации есть законное право заключить договор с единственным поставщиком услуг без проведения конкурса, но на определённый срок. При этом город должен провести анализ рынка и сопоставить цены. И уже учитывая эти показатели, предложить перевозчику оптимальную стоимость контракта по обслуживанию невыгодных маршрутов», – рассказала Эльвира Константиновна.

К слову, ООО «Попутчик» утратил право заявиться на конкурс по «сложным» направлениям, поскольку добровольно отказался возить по ним устьилимцев. И у собравшихся справедливо возник вопрос: «А кто тогда возьмёт на себя эту работу? Кроме «Попутчика» в городе ведь нет перевозчиков?». На что директор автотранспортного предприятия пояснил, что есть некая «дружественная» организация, которая готова возить людей. Осталось дело за малым, обсудить с муниципалитетом условия сотрудничества.

Подводя итоги, скажем, что в рамках встречи заседателям прийти к какому-то конкретному решению не удалось. Однако, с 9 октября пассажирские перевозки по маршрутам 7, 7а, 9 и 12 возобновились. Как заверяют в мэрии, автобусы будут ходить по прежнему расписанию. И это, пожалуй, самое важное для нас, простых жителей.

Марина Кирьянова, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет