Аварийное жильё в п. Железнодорожный: надежда есть

В начале сентября полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло провел совещание по реализации в Иркутской области программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

Полпред отметил, что в соответствии с программой переселение должно было завершиться к 1 сентября с.г. По факту не все регионы, в том числе в Сибирском федеральном округе, выполнили эту работу полностью в срок. В Иркутской области, по данным Сергея Меняйло, полностью завершено переселение только в семи муниципальных образованиях региона. Не расселено 30,7% аварийного жилья, включенного в программу, большая его часть – в Братске, в поселке Магистральный Казачинско-Ленского района, Тайшете, Бодайбо и Усть-Куте. И сейчас цель Иркутской области – выполнить поставленную президентом России задачу по ликвидации аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 2012 года. Однако в Иркутской области – и не только в Иркутской – немало домов, которые не включены в списки на переселение, несмотря на то, что по факту их физического и морального износа их вполне можно квалифицировать как ветхие либо аварийные. В основном это сборно-щитовые дома (а точнее – бараки), возведенные при строительстве БАМовской ветки железной дороги, ГЭС, промышленных предприятий. В народе в свое время их метко окрестили «сборно-щелевыми»…

Поселок Железнодорожный Усть-Илимского района

Возьмем поселок Железнодорожный Усть-Илимского района. В Железнодорожном МО – порядка 85 сборно-щитовых домов, построенных почти 50 лет назад. Такие дома строили как временное жилье для своих работников организации, занимавшиеся промышленным освоением районов Сибири и Дальнего Востока бывшего СССР: СМП (строительно-монтажные поезда), ПМК (передвижные механизированные колонны), мостоотряды и т.п. Организаций этих уже нет, а дома, построенные на скорую руку, как временные, остались, люди в них живут… Претендовать на новое жилье они могут по двум государственным программам: переселения из ветхого жилья и переселения из аварийного жилья.

Правительство запросило списки жильцов «домов-невидимок»

– К сожалению, по объективным причинам в программу переселения из ветхого жилья эти дома в свое время не вошли. А сейчас действие этой программы приостановлено, и когда ее возобновят – неизвестно, - говорит зам. главы администрации Железнодорожного МО Оксана Еремич. – Продолжают работать федеральная и областная программы переселения из аварийного жилья, но… Эти дома туда войти не могут, так как это не капитальные, а временные строения. Организации, строившие их для своих работников, не передали их в муниципальное образование, сведений о домах нет ни в одном архиве – ни в областном, ни в местном. И организаций этих уже нет… А для того, чтобы войти в программу переселения из аварийного жилья, необходима техническая документация на эти строения, плюс заключение проектной организации о том, что эти дома являются аварийными. В связи с отсутствием такой документации Железнодорожное МО не может войти в программу переселения из аварийного жилья ни с одним таким домом. При этом люди продолжают там жить в весьма сложных бытовых условиях.

Что делает администрация Железнодорожного в этой ситуации? На протяжении нескольких лет мы стучимся во все двери, пишем обращения во всевозможные ведомства и структуры, которые могут помочь решить этот вопрос: в министерство жилищной политики Иркутской области, в Законодательное собрание Иркутской области, в Государственную Думу РФ. Думаю, что наша настойчивость все-таки нашла отклик. В конце июля в адрес администрации Железнодорожного МО от министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области пришел срочный запрос со ссылкой на поручение Правительства РФ. У нас запросили всю информацию по гражданам, официально зарегистрированным в домах, которые были возведены как раз в период активного промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока. Повторюсь, у нас таких домов – 85. Мы подготовили полный пакет документов, который необходимо согласовать с миграционной службой, с Росреестром. Это огромный объем работы, которую надо было сделать очень быстро. Мы делали запросы по каждому проживающему о наличии у человека жилой собственности на территории РФ, брали с каждого зарегистрированного в этом жилье согласие на персональную обработку данных, а для начала уведомили всех жителей таких домов о такой работе. На основании заявлений жителей и поданных документов мы сформировали список граждан, которые нуждаются в переселении. Сейчас список находится на согласовании в миграционной службе, после согласования он будет отправлен в министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.

Будем надеяться, что вопрос переселения людей из таких вот временных сборно-щитовых домов с мертвой точки сдвинется. Это ведь проблема не только поселка Железнодорожный. По всей стране такого жилья немало. Как немало муниципальных образований, которые по объективным причинам не могут войти в госпрограмму и переселить людей из такого же временного жилья. Вопрос этот в последнее время поднимается на разных уровнях, вплоть до президента страны. И именно в рамках выполнения поручений президента РФ областное министерство запросило с администраций поселков области списки граждан, постоянно проживающих в непредназначенных для этого строениях, возведенных в период промышленного освоения районов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Закон должен повернуться к людям

Как пояснил депутат Законодательного собрания Иркутской области Анатолий Дубас, вопрос о возобновлении программы переселения из ветхого жилья законодатели активно прорабатывают и на региональном, и на федеральном уровнях. Возможно, с 2019 года программа снова начнет действовать. А до того момента, получается, люди будут жить в бараках-развалюхах?

– И даже дольше – ведь, чтобы жилье признать ветхим или аварийным, надо, чтобы проектная организация обследовала его и признала таковым. На это требуется время и, кстати, немалые деньги. Но ведь можно пойти другим, более простым, быстрым и недорогим путем. Я неоднократно поднимал этот вопрос на заседаниях Законодательного собрания. В Усть-Илимске такой подход уже опробовали, обкатали и увидели, что он действенен. Я имею в виду ул. Заводскую, попадавшую под затопление при строительстве БоГЭС. Там тоже были некапитальные дома, часть – без правоустанавливающих документов. Казалось бы, безвыходное положение. А вопрос надо было решать оперативно. И его решили. Была создана комиссия, которая тут же, на месте дома эти обследовала, а потом давала заключение о их ценности. В итоге люди получили компенсацию. Считаю, что в случае со сборно-щитовыми временными бараками следует действовать аналогичным образом. На территории, где такие строения есть, создавать комиссию из представителей областного министерства строительства и дорожного хозяйства, а также местных органов законодательной и исполнительной власти – администрации и Думы. Комиссия дома обследует, фотографирует, все это фиксирует в акте. Мэр муниципального образования этот акт или решение – как угодно назовем документ – подписывает, равно как и все остальные члены комиссии. Все. Не надо никакой дорогостоящей экспертизы. Что, чиновники не способны увидеть, в каком состоянии дом, построенный на скорую руку 40-60 лет назад? Не в состоянии оценить условия проживания людей? Это первое.

Второе. При решении вопросов переселения из ветхого и аварийного жилья надо дать муниципалитетам право использовать вторичный рынок жилья. На сегодня на территории города Усть-Илимска достаточно вторичного жилья, которое можно купить для переселенцев. Вторичный рынок надо использовать, тем более, что сейчас приобрести готовое жилье дешевле, чем построить новое.

Третий момент. По закону при переселении из аварийного и ветхого жилья переселенцы получают равнозначную по площади квартиру. Считаю, что здесь законодателям надо быть более гибкими. Если люди желают получить жилье площадью больше, чем они имели, надо дать им такую возможность – с условием доплаты за дополнительные квадратные метры по сложившейся на момент переезда рыночной цене.

Вот три принципиальных момента, которые способны изменить законы по переселению из ветхого и аварийного жилья в лучшую сторону, сделать их более эффективными. Я буду и дальше настаивать на внесении этих изменений в закон.

Датой основания поселка Железнодорожный считают январь 1967 года. Цель его создания – строительство жилья для первопроходцев-строителей Усть-Илимской ГЭС, Усть-Илимского ЛПК и города Усть-Илимска. Для расчистки ложа Усть-Илимского водохранилища были созданы восемь леспромхозов. Для работников леспромхозов ударными темпами и строили жилье, в большинстве случаев как временное, хоть и благоустроенное. В 90-е годы прошлого века ПМК, Мостоотряд, МК-70, СМП-219 и ряд других предприятий, строившие эти дома, были ликвидированы. В итоге на жилье в Железнодорожном не осталось никаких документов.

В Иркутской области утверждены три программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которые входят в состав государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014 – 2020 гг.

1. Подпрограмма «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2014 – 2017 годах» (закончила действие 1 сентября 2017 г.).

2. Подпрограмма «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Иркутской области на 2014-2020 гг».

3. Подпрограмма «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 %) на территории Иркутской области на 2014 – 2020 гг.».

Виктория Галиулина, Газета Вестник Усть-Илимского ЛПК

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет