Общественный транспорт в Усть-Илимске ещё далёк от идеала

Общественный транспорт в Усть-Илимске

Жизнь в современном мире можно очень ёмко охарактеризовать одним словом – «спешка». Мы всё время куда-то спешим – работа, дом, магазин, учёба… И в этой повседневной гонке незаменимым помощником для многих из нас является транспорт. Кого-то выручает личный автомобиль, который даёт свободу и делает персональную мобильность почти безграничной. Но не у всех есть возможность, впрочем, как и желание, приобрести машину. Поэтому многие устьилимцы прибегают к услугам общественного транспорта. В отличие от крупных городов, где по улицам курсируют автобусы, троллейбусы, трамваи и имеются даже пригородные поезда, наш провинциальный Усть-Илимск не может похвастаться таким разнообразием общедоступных средств передвижения. Да, у нас есть одна трамвайная ветка, но, по большей части, люди по ней добираются до предприятий Промзоны ЛПК. Основная же нагрузка падает на автобусы и маршрутки. К сожалению, их работа давно стала притчей во языцех. Горожане регулярно сетуют на нарушения графика или вообще невыход автобусов на линию. Есть нарекания и у дачников – их путь на грядки тоже лежит через транспортные препятствия. У усть-илимцев выдалась возможность высказать эти и другие претензии к перевозчику не общественности – через СМИ, а напрямую – высоким чиновникам из областного центра, и тем самым попытаться изменить ситуацию к лучшему. А что именно беспокоит местных пассажиров, мы и расскажем ниже.

Нервы, время и здоровье

Ничто так не сближает горожан, как общественный транспорт. Эта крылатая фраза, оказывается, не всегда является шуткой. Особенно остро это понимаешь в салоне автобуса в часы пик. «Попробуйте утречком, часов с восьми, или вечером, часов в пять-шесть, сесть в «двойку» на остановке «Ленинградский» или «Яросама». С начала маршрута (10-го, 5-го микрорайонов) они едут уже набитые битком. Сложно уехать и с 11-го микрорайона, Лечебной зоны, вот и приходится зачастую простаивать по 30-40 минут. Ещё хуже обстоят дела с направлением до левого берега: в любое время дня автобусы под номером «10» идут перегруженные. Есть и такая манера у некоторых водителей: пока не набьют людей, как сельдей в бочку, – не поедут. А после 21.00 обычно никакой транспорт в левобережье не ходит вообще. Как-то в будний день я и ещё шесть таких же «оптимистов» прождали «десятку» на остановке у Центрального рынка с полдевятого до полдесятого. Ни одна так и не появилась. Хотя по расписанию автобусы этим маршрутом должны курсировать до одиннадцати часов вечера с интервалом движения в 15 минут. Измученный бестолковым ожиданием, я попытался дозвониться диспетчеру «Попутчика» и узнать, почему потерялись автобусы. Но по ту сторону трубки услышал лишь длинные гудки. Как позже выяснилось, специалисты этой службы отвечают на звонки граждан только с шести утра и до девяти вечера. Что касается автобуса, то оказалось, что он сломался и вынужденно сошёл с линии. Почему на выручку горожанам не отправили другую машину, осталось загадкой. В итоге людям пришлось добираться на тот берег «своим ходом», то есть прибегнуть к услугам такси и частников и, понятно, серьёзно раскошелиться. В общем, мы потеряли не только деньги и время, но и в очередной раз подпортили нервы. Вот и получается, что наши пассажиры никогда не знают, повезёт ли им оказаться в нужное время в нужном месте или нет. Благо, что на улице лето было, а ведь впереди осень с дождями, потом зима. Почему мы должны рисковать здоровьем, мёрзнуть в ожидании транспорта?» – этими переживаниями пенсионер Анатолий Тимофеев поделился с Максимом Тюрюминым, заместителем министра жилищной политики, энергетики и транспорта региона, который на прошлой неделе побывал в нашем городе с рабочим визитом. Областной гость не первый раз посещает Усть-Илимск и проводит открытую встречу с населением, однако проблем в «подшефной» ему сфере меньше у нас не становится.

Наталья Карнаухова на общественном транспорте ездить не любит, но приходится. Каждый раз она садится в автобус с чувством ожидаемого подвоха. То ей нужно уткнуться носом в шарф, чтобы не вдыхать выхлопные газы, проникающие в салон. То вжиматься в кресло, когда водитель устраивает гонки с другими машинами. Выходить не на остановке, а в лужу или грязь Наталья уже привыкла. Не привыкла только к запаху сигаретного дыма, которым водители обкуривают пассажиров передних сидений. Но выхода она пока не видит – ходить на работу через весь город пешком далековато.

«Замечания водителям обычно наталкиваются на ответные оскорбления. Основной аргумент – жаловаться на них бесполезно, потому что шофёров в городе не хватает, заменить их некем, а если кому-то что-то не нравится – могут ездить на такси. Зачастую водители не заботятся и о комфортности перевозки, тормозят и «газуют», не особо считаясь с пассажирами. Только и успевай хвататься за поручни или соседа по салону. Один раз так локоть о стекло разбила, что несколько дней через боль руку разгибала. А ведь в автобусах ездят много пожилых людей, у них реакция уже не та. Не дай Бог им травму получить», – рассказала чиновнику горожанка.

Максим Тюрюмин пообещал, что все жалобы горожан на работу общественного транспорта для проработки он передаст в Министерство, а также в Администрацию города. Там специалисты примут меры по решению всех обозначенных проблем. В свою очередь он отметил, что местные чиновники регулярно проверяют всех перевозчиков, занятых на городских маршрутах. Своих водителей контролируют и сами руководители автопредприятий. Они, как и сотрудники мэрии, периодически выезжают на различные маршруты. И если факт, когда водитель самовольно сошёл с линии, находит подтверждение, такой нарушитель карается штрафом. Впрочем, как и за любые другие огрехи в работе.

Пассажиры есть, прибыли нет

Обеспокоены устьилимцы и новостью о возможном закрытии нескольких городских маршрутов. В «чёрный» список попали маршруты №7, 7а, 9 и 12, именно их перевозчик отнёс к категории «нерентабельные». Отметим, на данный момент эти направления обслуживает ООО «Попутчик». Однако руководитель фирмы уведомил Администрацию города о своём намерении с 1 сентября отказаться от перевозок по этим направлениям, поскольку они влекут постоянные убытки.

«По маршруту №9 «пос. Тушама – ост. Энергетик» более-менее «значительный» пассажиропоток, это порядка 20 человек за рейс, наблюдается только в «часы пик». В дневное время здесь ездит 2-3 человека, а иногда и вообще ни одного. Так, за десять дней августа по данному маршруту проехало 84 пассажира. И этот маршрут не самый экономически не выгодный по сравнению с маршрутом №7 «пос. Приморский – ост. Энергетик». Там за те же 10 дней нашими услугами воспользовались только 47 человек. К осени ситуация чуть выправится: нашим транспортом будут пользоваться студенты техникума, расположенного на территории посёлка, а также школьники. Но в целом это картины не изменит. Ни одно предприятие не будет работать «в минус». Нам нужно содержать машины – закупать запчасти, ГСМ, проходить техосмотры и вовремя выплачивать заработную плату персоналу. Поэтому мы не можем себе позволить заниматься «благотворительностью» и впустую гонять автобусы», – отмечает Александр Вороницкий, директор ООО «Попутчик».

Но, несмотря на «невыгодность» указанных маршрутов, в их социальной значимости сомневаться не приходится: люди, проживающие в Тушаме, Приморском и в других отдалённых от центра города микрорайонах, имеют точно такое же право на регулярные перевозки, как и все остальные устьилимцы. И обеспечить их автобусным сообщением – забота муниципалитета, подчёркивает и Максим Тюрюмин.

«Проблему можно решить путём переговоров между перевозчиком и местной властью. Есть опыт других территорий, где «убыточные» маршруты субсидируются из городского бюджета. В данном случае Усть-Илимску стоит его перенять», – подытожил замминистра.

К слову, в мэрии пойти навстречу автотранспортным предприятиям готовы. За основу наши чиновники решили взять областной Порядок предоставления субсидий перевозчикам. Нескольким фирмам предложат подать заявки о потенциальных убытках на конкретном маршруте. Субсидию и право на осуществление перевозок получит та компания, которая предложит наименьшую сумму разницы между расходами и выручкой. То есть, это нечто вроде своеобразного аукциона на обслуживание самых сложных автобусных направлений.

В свою очередь, «Попутчик» не отказывается от участия в данных перевозках. Для этих целей компания уже закупила несколько новых «Фордов» и «Мерседесов» вместимостью до 20 человек. И такого «скромного» количества пассажиромест, по расчётам специалистов, должно хватить для транспортировки жителей отдалённых микрорайонов. Отметим, сегодня по четырём названным направлениям курсируют ПАЗы, которые перевозчику пришлось снять с 10-го маршрута. И если «Попутчик» станет обладателем муниципальной субсидии, эти автобусы займут прежние позиции, то есть будут возить устьилимцев с правого берега на левый и обратно. Кроме того, компания уже предоставила мэрии свои экономические расчёты на «обновление» тарифов. Так, по словам Александра Вороницкого, рентабельность перевозок с учётом субсидирования будет составлять всего 7%.

Дачный автобус, как Ноев ковчег

Ещё одна острая тема, которая из года в год не теряет своей актуальности, – сезонные перевозки. Казалось бы, с начала открытия дачного сезона (уже с мая) автобусы пошли практически по всем садоводческим маршрутам, чему наши огородники были рады. Но как только на приусадебные участки хлынула основная масса горожан, люди вспомнили слова известной песни: «Я на дачу еду – плачу, возвращаюсь – хохочу».

Не секрет, что среди усть-илимских дачников большинство – пенсионеры. Многие из них имеют льготу на проезд по сезонным маршрутам, то есть могут приобрести проездной билет на 10 поездок за половину стоимости. Вот тут и возникли трудности. Дело в том, что перевозчик, всё тот же «Попутчик», установил определённые дни и часы, когда пассажиры могут воспользоваться своей привилегией. Если в дачный кооператив «Фиалка», что находится буквально в черте города, автобусы возят льготников каждый день, то на «отдалённые» маршруты: «Коммунальник», «Лесники», «Родник», «Кедр» и 13-й километр – ввели временное ограничение. Одни пенсионеры могут воспользоваться льготным проездом только во вторник и субботу, другие – в понедельник, среду, третьи – в четверг и воскресенье. И понятно – автобусы забиваются до отказа. В остальные же дни недели попасть в автобус, что доставит на участки, пожилые огородники, как и все остальные устьилимцы, могут, лишь заплатив полную стоимость билета. Она, к слову, варьируется по маршрутам: от 16 до 80 рублей. Дачникам с 22-го и 25-го километров, а также кооператива «Жерон», «повезло» меньше всех. Здесь для льготных категорий граждан и вовсе не стали выделять «специальный» день. Сюда транспорт ходит утром, вечером, и только в выходные дни.

«Представьте, сколько народу набивается в этот ПАЗик – давка не на жизнь, а на смерть. Всем нужно уехать на дачи – и бабушкам-дедушкам льготникам, и простым горожанам. Люди буквально идут друг у друга по головам. Все везут инструмент, вещи. А сейчас и вовсе самая жаркая пора – сбор урожая, заготовки. Котомок у пассажиров прибавилось. И как нам, пенсионерам, обидно, что город строили, здоровье всё отдали, а теперь в таких условиях вынуждены добираться до своих огородов, которые нас и кормят. Дали нам скидку на проезд, а условия «человеческие», чтобы ей воспользоваться, не предоставили. Разве это законно, что нас привязали к каким-то дням? Ведь людям было бы лучше, если б нам выдали билеты на сумму льготы, которые мы – дачники, могли бы использовать в любое удобное время. «Прокатал» льготные билеты, дальше оплачивай проезд согласно тарифу. И пассажирам спокойнее будет, и водителям, которые бы и отчитывались по билетам перед работодателем и теми структурами, кто даёт им субсидии. А вообще-то, по-хорошему, наши чиновники могли бы и увеличить количество «бесплатных» поездок, десять – это уж очень мало», – говорит пенсионерка и дачница с тридцатилетним стажем Алла Сидоркина.

Не устраивает такое положение дел и пассажиров, не пользующихся какой-либо привилегией. Им кажется странным, что для осуществления «льготных» рейсов перевозчиком выбраны выходные дни. Довод устьилимцев прост: большинство представителей льготных категорий находятся на заслуженном отдыхе и, следовательно, могут ездить на дачу и в будни, в то время как работающие люди такой возможности лишены.

Что касается разделения рейсов на «основные» и «дополнительные», замминистра пояснил, что действующее законодательство этого не запрещает. Кроме того, Соглашение, подписанное между перевозчиком и Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, не устанавливает минимальное количество рейсов, на которых должен действовать льготный проезд. Вопрос по количеству льготных поездок находится в ведении Министерства социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области, поэтому Максим Тюрюмин порекомендовал горожанам обратиться именно туда для обсуждения возможного увеличения лимитов, подлежащих компенсации.

К слову, в начале лета Вакиль Тулубаев, мэр города, обращался к Правительству Иркутской области с таким предложением. Однако пока изменений здесь ждать не приходится.

Мост преткновения

Впрочем, некоторым горожанам и вовсе остаётся только мечтать, что к их дачам когда-то пустят автобус. Так, садоводы из кооператива «Надежда» много лет лишены транспортного сообщения. Люди добираются до своих приусадебных участков (на сегодня их насчитывается более 600) на чём придётся. Маршрут в данное товарищество проходит по мосту через речку Карапчанка. Долгое время его техническое состояние оставляло желать лучшего, и, понятно, перевозчик не хотел рисковать людьми, поэтому и не брался обслуживать это направление. Но неравнодушные дачники за счёт собственных средств привели конструкцию в порядок – в прошлом году провели здесь капитальный ремонт. Вот только получить протокол испытаний моста люди не смогли. А без этой важной бумаги ни один автобус сюда не поедет. Дело в том, что дорога до кооператива «Надежда», как и все инженерные сооружения на ней (в том числе и мост), значатся на балансе Усть-Илимского района. Поэтому только район вправе организовать экспертизу дачной «переправы». Однако местные чиновники ссылаются на крайнюю ограниченность в финансах. Проверка моста требует затрат, а денег едва хватает закрыть самые проблемные «дыры» на наших сельских дорогах.

Максим Тюрюмин пообещал горожанам помочь в этом больном вопросе. От имени профильного Министерства в адрес Усть-Илимского района направят поручение легализовать мост, а ещё привести в относительный порядок и дороги, что ведут в дачные кооперативы. Он отметил, что в Усть-Илимском районе создан Дорожный фонд. Вот только сумма, которая предполагается к зачислению в бюджет от акцизов на нефтепродукты, производимые на территории Российской Федерации, составляет чуть больше 1,4 млн рублей на нынешний год. Очевидно, что этих денег не хватит, чтоб в полной мере устранить проблему. А значит, к ней не раз придётся вернуться.

К слову, у перевозчика имеются серьёзные нарекания не только к дороге, ведущей в «Надежду», но и ко всем остальным гравийным «путям». Александр Вороницкий отмечает, что по окончании дачного сезона техника, задействованная на обслуживании этих маршрутов, требует серьёзного ремонта и, следовательно, дополнительных финансовых вложений. Иногда ямы и выбоины просто не позволяют добраться до кооператива, не ставя под угрозу жизнь и здоровье как водителей автобусов, так и пассажиров. Так, на маршруте к садовочествам на 22-м и 25-м километрах встречаются крутые каменистые уклоны. Преодолевать их переполненным автобусам очень сложно. Особенно «экстремальными» такие поездки становятся в сырую погоду, когда глинистая почва превращается в кашу, по ней машины буквально тащит в кювет. Одно дело – принять решение на свой страх и риск, двигаясь на личном авто, и совсем другое – взять на себя ответственность за жизни других людей. Поэтому, если дорога не станет безопаснее, эти дачники на следующий год рискуют остаться без транспортного сообщения.

Так или иначе, а автобусы – единственный общественный и, бесспорно, самый востребованный транспорт в Усть-Илимске. Перефразирую известные крылатые слова: «Общественный транспорт – это не роскошь, а необходимое средство передвижения». И с этим трудно поспорить.

Марина Кирьянова, Газета Вечерний Усть-Илим

Комментарии

Добавить комментарий
Общественный транспорт в Усть-Илимске ещё далёк от идеала

Комментариев пока нет. Добавьте первый!

Поделиться страницей: