Люди, «зебры» и парковки

В этом году усть-илимцы пережили самое тёплое лето за последние пять лет. Только в августе погода побила сразу несколько температурных рекордов: 2-го числа воздух прогрелся до 34 градусов. А в середине месяца столбики термометра поднялись выше 35-ти. Такого палящего зноя мы не ощущали давно. На фоне этой аномальной жары с конца июля на дорогах города начало происходить какое-то безумие. Соцсети и сводки ГИБДД заполнили фотографии с мест ДТП. Причём не стандартных, из серии – «не выдержал дистанцию и допустил столкновение», – а таких, что по кадрам не всегда можно было понять, что за «трюк» исполняет водитель-виновник. Грустно то, что в таких происшествиях зачастую страдают не только транспорт и сами лихачи, управляющие им, но и случайные прохожие. Только на центральном проспекте Мира прямо на «зебре» под колёса авто попали три пешехода. Один из них от полученных травм скончался на месте, двое других угодили в больницу с серьёзными увечьями. И кто знает, какими последствиями для здоровья они обернутся. Конечно, эти дорожные трагедии, как и все остальные, можно списать на изнуряющую жару, людскую беспечность и стечение обстоятельств. Но в этом ли кроется истинная причина?

Извечная «война» водителей и пешеходов – это уже часть истории дорожного движения. О ней писали ещё сатирики Ильф и Петров в «Золотом телёнке»: «Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретён пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить». С ростом благосостояния в головах усть-илимцев окончательно и бесповоротно закрепилась мысль, что «автомобиль – не роскошь, а средство передвижения», потому что без него наша жизнь невозможна: съездить за продуктами, отвезти семью на дачу, поехать полюбоваться закатом у водохранилища или просто ездить «дом-работа и работа-дом». Соответственно, каждый житель, считая транспортное средство предметом первой необходимости, покупает его, как только доходы начинают слегка превышать прожиточный минимум. С ростом количества машин в городе остро встал вопрос их хранения. Думаю, редкий автолюбитель при покупке «железного коня» задумывается о том, где его припарковать на ночь. Гаражи уже не столь популярны, поскольку в большинстве своём они находятся далеко от дома, а за платную стоянку надо «раскошелиться». Вот и оставляют наши водители своих «четырёхколёсных друзей» во дворе или прямо на крайней полосе ближайшей к дому дороги, чтобы можно было спокойно за ним наблюдать из-за оконной занавески. А утром встал, завёл и поехал. При этом автомобилисты частенько забывают о тех, кто передвигается по улице на «своих двоих». А потом читают хронику происшествий (или же сами попадают в неё) и сокрушаются: «Как же так произошло?».

Парковке «зебра» не помеха

Будний день, шесть вечера, в Усть-Илимске – час-пик. У большинства горожан закончился рабочий день, и понятно – спешат домой. Машины, автобусы нескончаемым потоком движутся по городу во всех направлениях. Эту картину дополняют снующие туда-сюда пешеходы, которые вынуждены проявлять незаурядную реакцию для преодоления проезжей части. Всё потому, что крайние полосы дорог у обочин вплотную заставлены транспортом разного «калибра». Наши автомобилисты, игнорируя правила парковки, оставляют своих «ласточек» прямо под запрещающими знаками, а иные и вовсе бросают их в полуметре от «зебры». Чтобы не быть голословными в своих обвинениях, мы вышли на улицу с рулеткой в руках, чтобы показать «хамство» водителей в цифрах.

Центральный проспект Мира между 3-м и 4-м микрорайонами по краю дороги «обрамили» машины: ловкие усть-илимцы уже заняли самые «удобные» места для ночёвки. Вереница авто тянется от одного пешеходного перехода до другого. К слову сказать, этот район и «прогремел» на весь город трагическими авариями с пешеходами, что случились этим летом.

Итак, преодолеваем дорогу по первой «зебре» напротив Центральной аптеки. Со стороны Мира, 24 наш обзор и, понятно, обзор водителей свёл к нулю старенький «Жигулёнок». Растягиваем рулетку – расстояние от него до ярких полос перехода чуть больше полутора метров. На противоположной стороне, уже в «кармане», подход к «зебре» нам перегородил микроавтобус, который припарковали аккурат параллельно переходу. Из-за его габаритов увидеть авто или человека просто нереально. Кстати, эта машина стоит без движения на этом месте с мая месяца. И никто до сих пор не озадачился поиском её хозяина. Идём дальше, к остановке «Ленинградский». Здесь ситуация та же – к переходу с обеих сторон «прижались» машины. Достаём нашу линейку – ровно 86 сантиметров от «зебры» до красивой «Хонды» представительского класса слева, и 1 метр 35 сантиметров до большого внедорожника «Лексус» справа. Вытягиваем шею и корпус вперёд и делаем робкий шаг на проезжую часть. Визг тормозов… Видимо, водитель «Мазды», который едва не наскочил на нас, не ждал появления пешеходов. При этом наличие ярких полос разметки на асфальте и знаки «Пешеходный переход», «Автобусная остановка» его нисколько не усмирили. Скорость он сбросил прямо у нас «под носом».

Перечислять участки Мира, где водители ставят машины буквально на «зебре», можно бесконечно. Хватает таких нарушителей в 5,6,1,2 микрорайонах и на других оживлённых улицах Усть-Илимска. Так, к примеру, по проспекту 40 лет Победы, в районе бывшего магазина «Кристалл», бойкие торговцы с начала лета продают овощи-фрукты с грузовика. Всё бы ничего, только стоит их палатка на колёсах в метре от пешеходного перехода. Здесь же они соорудили большой деревянный прилавок и завалили его арбузами, дынями. Водителям, что летят по уклону сверху улицы, из-за грузовой машины и этого импровизированного придорожного магазина совершенно не видно прохожих, идущих по «зебре». Благо, пока реакция автомобилистов не подводила, и ни один человек не попал здесь под колёса.

А вот ещё один пример. По улице Дружбы Народов, напротив налоговой, в районе автобусной остановки, несколько раз в течение дня случается затор из ПАЗов. Дело в том, что в этом месте машины отстаиваются между рейсами. Рядом – пешеходный переход, по которому люди идут к той самой остановке и к «трамвайке». И опять же автобусы перегораживают обзор и «безлошадным» горожанам, и тем, кто за «рулём».

Между тем каждый, кто хоть раз читал правила дорожного движения, знает, что стоянка на пешеходных переходах и автобусных остановках категорически запрещена. Причём в зону запрета попадают и прилегающие к этим объектам участки. Пешеходный переход должен быть свободен от машин как минимум на пять метров, остановка общественного транспорта – на 15 метров в обе стороны. Однако автовладельцам этот запрет не кажется категоричным или же они просто не догадываются о существовании ПДД, ведь заявленный интервал практически никто не выдерживает. Видимо, такие «проступки» наших водителей всё же остаются безнаказанными, раз машины продолжают упорно ставить вплотную к «зебре».

О знаках и ограждении

Пару лет назад, дабы разгрузить центральные улицы города от заполонивших их автомобилей, местные власти «украсили» отдельные участки усть-илимских дорог знаками «Стоянка запрещена». При этом для водителей определили дни (чётные и нечётные – прим.), когда будут действовать данные ограничения. Вот только эффект от принятых мер совсем не виден: люди как ставили машины на проезжей части у близлежащих домов, так и ставят, чем загораживают обзор всем остальным участникам дорожного движения. Зимой специалисты мэрии совместно с ГИБДД проводят «зачистку» улиц от «железных коней» нерадивых нарушителей при помощи эвакуаторов, но только потому, что авто устьилимцев мешают спецтехнике чистить дороги от снега.

Кстати, в больших городах, в том числе и в Иркутске, работа с любителями парковаться в неположенных местах ведётся непрерывно. Стоит лишь водителю оставить свою машину в зоне действия запрещающего знака или у «зебры», пусть даже на пятнадцать минут, эвакуатор её сразу увозит на штрафстоянку. Таким образом местные власти не только наводят порядок на городских дорогах, но и пополняют муниципальный бюджет.

И ещё один момент. Все мы не первый год наблюдаем, как на центральном проспекте правобережья ведётся капитальный ремонт асфальтового полотна. Многие автолюбители не скрывают радости от езды по ровной гладкой поверхности. Теперь без боязни угодить в яму они набирают приличную скорость и зачастую попадают в дорожные происшествия. Но это уже к вопросу о низкой культуре вождения наших автомобилистов. Сейчас же речь о другом: по проекту подрядчик на всём протяжении улицы Мира должен был установить новое ограждение. Он же выполнил возложенные на него обязательства частично – перила появились лишь местами. Некоторые горожане сокращают путь и переходят дорогу по натоптанным тропам – в надежде сэкономить драгоценное время – и выскакивают на проезжую часть, где придётся. Ведь преград на пути нет. И это обстоятельство тоже несёт риск возникновения ДТП.

Мой двор – их гараж

А теперь о дворах, которые также оккупировали машины. Водители перекрывают подходы к подъездам так, что здесь едва можно пройти на своих двоих, не то, что прокатить детскую коляску. Ставят свои авто прямо под окнами на газонах и игровых площадках. Бороться жильцам с этим сложно, так как в основном владельцы автомобилей не прислушиваются к замечаниям соседей. Происходит тихая война: кое-кто вкапывает ограждения, притаскивает камни, высаживает кусты-деревья, а в ответ автомобилисты выкапывают столбики-заборчики, откатывают валуны и давят только что посаженные деревца.

Людям, которым всё равно, как выглядит территория, на которой они живут, трудно понять эту «возню». Но когда у тебя есть дети, то, чем наполнен твой двор, становится очень важным, каким бы маленьким этот дворик ни был. Для ребёнка – это целый мир, и хочется, чтобы он был зеленым, а не состоял из разъезженной земли и асфальта. Согласитесь, гораздо приятнее, когда машины стоят во дворе не на газоне, не на тротуаре, не на детской площадке и не под ступеньками подъезда, а в специально отведённом для этого месте. И такие площадки в наших дворах есть, правда, для всех автомобилей их не хватает. Но с недавнего времени во многих микрорайонах жильцы занялись расширением парковочных мест при помощи национального проекта «Городская среда». В частности, такие глобальные дорожные работы развернулись во дворе дома 24 по улице Мира. Но, как отмечают люди, благоустройству проезжей части очень мешает брошенный транспорт. Так, рабочим пришлось обойти стороной приличный кусок будущей парковки, поскольку здесь обосновался «безхозный» хетчбек «Хонда Фит». У бедняги давно спущены колёса и разбито лобовое стекло. Желающих убрать машину в этом дворе не нашлось.

А в 5-ом микрорайоне у Центра помощи семье и детям поселился такой же кем-то брошенный старенький «Жигулёнок». Причём оставил его хозяин прямо на дороге бывшего детского сада, по которой в учреждение должны подвозить продукты и прочее. Случись ЧП, подъезд к Центру будет заблокирован этим авто. Такие «ничейные» машины можно встретить в каждом усть-илимском дворе. И до них, к сожалению, нет никому дела.

Ещё одна из проблем, которую можно увидеть сплошь и рядом, – авто, припаркованные прямо на тротуаре. Зачастую водители оставляют небольшой проход, а то и вовсе занимают всю пешеходную дорожку, игнорируя при этом прохожих. Если есть небольшой просвет, одному человеку можно как-нибудь туда втиснуться. А как быть женщинам с колясками или инвалиду, передвигающемуся на коляске? Понятно, что людям приходится преодолевать такие участки по дороге, рискуя своей жизнью. При этом автомобилисты, что едут по дороге, ещё и сигналят в спину, мол, что идёшь там, где не положено.

Напомним, в течение лета усть-илимские автомобилисты несколько раз совершали наезды на пешеходов в пределах придомовой территории. Причём в большинстве случаев вины «безлошадных» людей здесь не было. А между тем в Федеральном Законе о безопасности движения чётко определено: пешеходам нельзя наступать на проезжую часть, а машинам – заезжать на тротуар и стоять во дворах на зелёных зонах. Да, эти моменты не оговорены в правилах дорожного движения, но это является нарушением правил благоустройства города. Так что за парковку на газоне, тротуаре и детской площадке автовладельца через участкового можно привлечь к административной ответственности. Но и это нарушителей не пугает, их количество во дворах год от года только растёт.

Вместо заключения

Все мы: и водители, и пешеходы – являемся ежедневными равноправными участниками дорожного движения. Поэтому важно помнить о взаимном уважении и терпимости друг к другу. Именно отсутствие этих двух составляющих приводит, по большому счёту, к многочисленным ДТП, в которых, к сожалению, так нелепо страдают люди. А ещё не нужно забывать, что неисполнение правил дорожного движения может стоить кому-то жизни. И соблюдать их стоит не только потому, что так надо, а просто по-человечески.

Марина Кирьянова, Газета Вечерний Усть-Илим

Комментарии

Добавить комментарий
Люди, «зебры» и парковки

Комментариев пока нет. Добавьте первый!

Поделиться страницей: