Участники строительства «трассы мужества» Братск—Усть-Илимск вспомнили героические годы

В нынешнем году запланировано сразу несколько мероприятий, посвящённых значимой дате — 55-летнему юбилею строительства трассы Братск—Усть-Илимск. И одно из них состоялось в стенах Картинной галереи.

Советская эпоха ассоциируется у большинства наших сограждан не только с пионерией, массовыми демонстрациями, программой утренней гимнастики, доносившейся когда-то из всех радиоприёмников, но и с более «существенными» достижениями: Победой в Великой Отечественной войне, первым полётом человека в космос, а также с ударными стройками, которые гремели на всю страну. Не секрет, что те, кому довелось поучаствовать в них, кто бок о бок трудился над приближением «светлого будущего» и не жалел при этом всех своих сил, потом оказывались надолго спаяны крепкими узами дружбы. Не исключением явились и водители грузовой техники, а также машинисты экскаваторов и бульдозеров, которые за короткий срок проложили среди глухой тайги 250-километровое дорожное полотно от Братска до Усть-Илимска. Правда, многие из тех первопроходцев уже покинули наши края, иных сегодня нет в живых, и потому оставшимся тем более важно поддерживать тесную связь друг с другом.

Несколько лет назад Иван Павлович Демьяник, Почётный гражданин нашего города и один из тех, кто напрямую участвовал в строительстве «трассы жизни», решил во что бы то ни стало взяться за создание оргкомитета Совета ветеранов автомобильного транспорта. Совет, в свою очередь, занялся организацией различных мероприятий, главная цель которых – не дать людям, причастным к большому делу, «потеряться из виду». Так, в Краеведческом музее прошло уже несколько встреч шофёров-ветеранов. Один раз водители организованной группой проехали по дороге, когда-то проложенной ими через многочисленные речки, высоченные сопки и топкие болота. А на днях была вновь организована встреча в Картинной галерее, которая несколько отличалась от предыдущих и по формату, и по составу участников. Как говорит Иван Павлович, ему захотелось собрать не только тех, кто «за баранкой» прошёл через все испытания, но и остальных участников строительства автодороги. Это и топографы, которые, по сути, первыми появились в этих краях ещё до начала основных работ и отображали на картах местность со всеми её ландшафтами, и лэповцы, тянувшие высоковольтные линии электропередач, и умовцы (сотрудники управления механизации – прим.), и геологи, и многие другие.

Для того чтобы нынешняя встреча состоялась, инициативный горожанин с соратниками проделал внушительную подготовительную работу. Во-первых, надо было разыскать людей, и если с шофёрами особых проблем не возникло, то представителей других профессий оказалось не так легко найти (на это уходил порой не один год!); во-вторых, Иван Павлович «озадачился» поиском фотографий тех, кто был задействован в строительстве трассы. В итоге было собрано около 50 снимков, сделанных ещё в советское время. Их распечатали на листах больших форматов и разместили на стендах в одном из залов Картинной галереи.

5 июля, двери учреждения наконец распахнулись для старых друзей. Кто-то из заходивших в зал первым делом принимался рассматривать фотографии, кто-то находил среди участников встречи приятелей и предавался общим воспоминаниям, а некоторые, наоборот, заводили новые знакомства. Но вскоре началась основная программа мероприятия, которая оказалась довольно насыщенной, и все заняли места в импровизированном зале.

Вначале ведущая, Екатерина Головина, немного рассказала об истории возникновения трассы и представила воспоминания первостроителей. Вот некоторые из них: «Тяжело было, женщины на отбойных молотках неделю под дождём работали. А зимой иногда было настолько холодно, что наутро волосы примерзали к стене. Романтика тоже была: с горки катались, кино два раза в неделю в общежитии смотрели. Новый год на полу отмечали, частушки пели» (Зинаида Максимовна Бобок); «В морозы масло приходилось греть на костре, так как вся техника вставала. Но ни разу не пожалел, что приехал. Утром всегда хотелось идти на работу, а вечером – домой, и никак иначе» (Александр Тимофеевич Мельников); «Приходилось готовить в 5 часов утра, при свечах, потому что свет только в 6 часов давали, а в 7 уже рабочие приходили. Решили как-то раз кисель на ночь оставить, чтоб остыл. Утром пришли, а он в лёд превратился. Мужчины, конечно, помогали: мясо могли на мясорубке перекрутить, воды из колодца принести, дров наколоть» (Людмила Васильевна Хлупина).

После наступила творческая часть мероприятия, во время которой звучали стихи и песни о той незабываемой эпохе. Была и викторина: собравшимся называли числа, а они должны были отгадать, что за ними скрывается. К примеру, что значит цифра «19»? А это, оказывается, возраст самого молодого строителя трассы! Или число «20», за которым, как выяснилось, стоит количество браков, заключённых за всё время прокладки дороги.

Вспомнив былое, участники встречи посетовали на то, что сегодня настали совсем иные времена, когда духу коллективизма нет места, каждый занят только собственными делами, а современная молодёжь даже понятия не имеет, в каких условиях приходилось трудиться советским людям. На это Иван Демьяник справедливо заметил: виноваты здесь и сами ветераны ударных строек, поскольку совсем не ведут просветительскую работу с детьми и подростками. Именно поэтому так важно, подчеркнул он, не сидеть по квартирам, рассуждая о трудностях, а заниматься организацией всевозможных мероприятий, подобных нынешнему. К слову, у автомобилистов в планах на это лето провести торжественную встречу со своими коллегами из соседнего Братска. Состояться она должна на границе двух районов – Братского и Усть-Илимского, – и на неё будут приглашены главы двух городов.

Надеемся, задуманное обязательно удастся воплотить в жизнь. А в заключение скажем, что нынешнее мероприятие завершилось на светлой ноте, и память о нём надолго останется в сердцах тех, кто принимал участие в большом и значимом для страны и для нашего города деле – строительстве «трассы мужества»!

Алексей Черных, «Вечерний Усть-Илим»

Видео Павла Чмыхова:

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет