Сотрудники Усть-Илимского участка ГИМС следят за порядком на воде

Усть-Илимское водохранилище

Летний сезон – это всегда самое долгожданное время года, когда многие из нас уходят в заслуженные отпуска. Кто-то отправляется к дальним берегам исследовать страны и континенты, нежить тело в водах тёплых морей-океанов и греться на южном солнышке. А кто-то остаётся в родных местах, занимается ремонтом дома, ухаживает за посадками на даче, а в свободное время отправляется на водохранилище или на одну из многочисленных речушек, чтобы поплавать, позагорать и вдоволь порыбачить. И там, на акваториях, где для простых граждан отдых, для сотрудников Государственной инспекции по маломерным судам начинается сложная работа.

С наступлением тёплого периода резко увеличивается количество отдыхающих на воде и у воды, соответственно, возрастает риск возникновения несчастных случаев, поэтому безопасность людей – на особом контроле у специалистов ГИМС. С начала лета все отделы инспекции региона переведены на усиленный режим работы. Связано это с первым в этом году серьёзным происшествием на воде с участием детей: 31 мая на Братском водохранилище, у деревни Ключи Усть-Удинского района, двое мальчишек 9 и 10 лет, гуляя по берегу залива, наткнулись на бесхозную лодку и решили испытать её. Что произошло потом: перевернулась ли лодка, или они, отплыв далеко, решили вернуться обратно вплавь, никому не известно. Но оба ребёнка утонули, их тела были обнаружены в 15 метрах от берега...

Инспекторы Усть-Илимского участка ГИМС совместно с представителями правоохранительных органов, рыбнадзора и городской Администрации регулярно проводят рейды по выявлению нарушителей правил безопасного поведения на водоёмах, нахождению несовершеннолетних вблизи «большой» воды без сопровождения взрослых, а также нетрезвых граждан. Проверяют они и соблюдение требований законодательства при использовании маломерных судов, правил рыболовства и т.д. «Любые водоёмы – это зона повышенной опасности, – говорит руководитель Усть-Илимского участка ГИМС Вячеслав Билевич. – Для того чтобы река или водохранилище не стали последним местом отдыха в жизни, нужно соблюдать несложные правила. Часто причиной смерти или получения серьёзных увечий у взрослых становится употребление алкоголя, у детей – отсутствие родительского контроля, кстати, нередко из-за употребления того же горячительного. На воде такая беспечность может стоить дорого: отвернувшись, казалось бы, всего на минуту, можно потерять ребёнка навсегда. Только за два купальных сезона в прошлом году на наших водоёмах утонуло 17 человек, тела семерых до сих пор не найдены. Патрулирование излюбленных мест массового отдыха горожан в прошлые выходные в очередной раз показало, как много несовершеннолетних во время каникул предоставлено самим себе. Некоторые дети не просто загорали на импровизированных пляжах, были и те, кто купался. И это несмотря на то, что акватория ещё не прогрелась. Нужно ли объяснять, что даже кратковременное нахождение в ледяной воде может стоить жизни: резкий перепад температуры вызывает судороги, остановку дыхания и работы сердца. Хочу напомнить, что за купанием детей нужно не просто строго следить, но и обеспечить их специальными средствами: надувными кругами, нарукавниками, – не допускать самостоятельного катания на матрасах и лодочках, запретить использовать в качестве плавсредств брёвна. К сожалению, нередки несчастные случаи на воде при эксплуатации разнообразных маломерных судов: моторных лодок, яхт, катеров, гидроциклов, скутеров, используемых как во время рыбалки, так и ради развлечений. На сегодня к такой технике, как и к управлению ею, предъявляются особые требования».

К маломерным относятся суда, длина которых не превышает 20 метров, на борту они вмещают не более 12 человек. Те водные транспортные средства, масса которых вместе с оснащением составляет больше 200 кг или где установлен двигатель мощностью свыше 8 киловатт (это почти 11 «лошадок»), подлежат регистрации. Как рассказал Вячеслав Дмитриевич, приобретение и эксплуатация лодки или гидроцикла, подходящего к классификации маломерных судов, сродни покупке и эксплуатации автомобиля. Так, приобретение нужно зарегистрировать в ГИМС (сделать это можно, только имея судоводительское удостоверение), следует регулярно проходить техосмотр, своевременно уплачивать транспортный налог. Процедуры эти не особо сложные и не займут много времени. Для регистрации необходимо предъявить в ГИМС сам водный транспорт, договор купли-продажи, подлинники и копии технических паспортов маломерного судна и двигателей, паспорт гражданина РФ и свидетельство ИНН, а также удостоверение судоводителя, документы, подтверждающие право собственности, квитанцию об оплате госпошлины и соответствующее заявление. После этого сотрудники Службы проведут техосмотр плавсредства, а затем выдадут государственные знаки, регистрационное свидетельство и документ, подтверждающий прохождение ТО. Кстати, с недавних пор техосмотр состоит из двух этапов: испытание мореходных качеств на плаву и осмотр после подъёма на берег. Поэтому время и место осмотра необходимо согласовать с инспектором заранее. При этом нужно принять во внимание, что подъём должен обеспечить сам судовладелец. И ещё, согласно действующему регламенту, техническое освидетельствование проводится каждые пять лет от даты регистрации, а не от даты последнего ТО, как было ранее.

Скажем подробнее и о самом судоводительском удостоверении, которое необходимо иметь любому, кто встаёт за штурвал лодки с мощностью двигателя больше пяти «лошадей». В частности, для того чтобы стать владельцем заветной корочки, нужно пройти очное обучение, которое длится около двух месяцев, в учебном заведении, имеющем соответствующую лицензию. Затем следует пройти медицинскую комиссию и получить справку, в которой должно быть указано, что претендент годен к управлению маломерным судном. Выполнив все условия, в назначенный день и час сдаётся квалификационный экзамен в ГИМС. В общем-то, он во многом схож с экзаменом в госавтоинспекции, но отличия всё же есть. Испытания, которые можно пройти, достигнув совершеннолетия, состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть традиционно принимается экзаменационной комиссией по билетам – в виде теста. Испытуемый должен решить четыре блока заданий, в каждом из которых 10 вопросов. Если допущено больше двух ошибок, экзамен провален, примерно через неделю придётся идти на пересдачу. К практической части, которая сдаётся непосредственно на воде в судоходный период, допускаются граждане, успешно сдавшие теорию. Инспектор садится с учеником в тот тип судна, которым ему предстоит управлять в дальнейшем. Сотрудник ГИМС будет давать задания: отойти от берега, вернуться к нему, подойти к тонущему человеку, роль которого играет плавающий в воде манекен, пройти «змейку» между буйками, сманеврировать задним ходом и пр. Если всё выполнено верно, через несколько дней можно получить удостоверение, срок действия которого – 10 лет. Ну а если практика «провалена», придётся потренироваться и сдавать заново.

«До начала навигации осталось не так много времени, поэтому рыболовам, любителям яхтинга, владельцам гидроциклов, готовящимся к спуску на воду, нужно позаботиться о наличии всех документов, исправности судов и ещё раз повторить технику безопасности и правила поведения на водоёмах, – говорит Вячеслав Билевич. – С начала года на жителей города и района уже составлено 77 административных протоколов, на всех нарушителей наложены денежные взыскания. Большая часть нарушений – отсутствие спасательных жилетов. Штраф за это составляет от 300 до 500 рублей – небольшая сумма по нынешним временам, жизнь стоит гораздо дороже. Причём цена самого жилета в магазинах начинается от 500 рублей».

Отметим, правила несложные, но их несоблюдение влечёт за собой административную ответственность. Прежде чем сесть за руль «моторки» или гидроцикла, нужно, конечно, научиться хорошо плавать, знать особенности управления конкретной техникой; надеть на себя и выдать пассажирам обязательную экипировку; убедиться в наличии удостоверения, судового билета, свидетельства ТО и необходимого количества спасательных средств, а также в том, что водный транспорт – в исправном состоянии. Штраф за управление без прав или передачу управления лицу, которое не имеет такого удостоверения – от 1 до 1,5 тысяч рублей, при этом судно помещается на штрафстоянку и владельцу нужно будет дополнительно оплатить время, проведённое на ней, а также услуги эвакуатора. Кстати, судно вернут владельцу только тогда, когда он отучится, сдаст экзамены и получит соответствующее удостоверение. Если судно вышло в плавание без ТО или оно неисправно, штраф составит от 500 до 1.000 рублей. Категорически запрещено управлять плавсредством в нетрезвом виде – штраф составит 1.500 рублей, кроме того, суд может вынести решение о лишении права управлять любым видом транспорта на срок от одного года до двух лет. Превышение скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, остановка и стоянка в запрещённых местах, нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, проезд на расстоянии ближе 100 метров к береговой линии в местах массового отдыха грозит штрафом в размере от 300 до 500 рублей либо лишением прав на срок до шести месяцев. «Рейды проводятся регулярно, но главная их цель – не оштрафовать, а донести до тех, кто находится на берегу, и тех, кто «в море», необходимость соблюдать правила поведения на воде, – говорит Вячеслав Билевич. – Будьте внимательны и осторожны, не дайте беспечности испортить вам долгожданный отдых».

В заключение добавим, что 15 июня Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России отметила 33-ю годовщину со дня образования. Праздничный день сотрудники Усть-Илимского ГИМС встретили на боевом посту. Сегодня за безопасностью людей на водных объектах города и района следят 5 инспекторов, среди которых одна женщина. Важность и нужность их работы трудно переоценить: они проводят разъяснительные мероприятия с детьми и взрослыми, осуществляют регистрацию и техническое освидетельствование маломерных судов, аттестацию судоводителей, техническое освидетельствование пляжей и мест массового отдыха на воде, независимо от времени года, проводят рейды и патрулирования, обеспечивают безопасность людей на воде во время праздников и иных мероприятий на акваториях водоёмов, участвуют в поиске пропавших, спасают и оказывают первую медицинскую помощь пострадавшим. Только в прошлом году сотрудниками ГИМС было спасено 8 тонущих человек! От всего сердца поздравляем инспекторов с профессиональным праздником и желает крепкого здоровья, счастья, успехов в профессиональной деятельности, неиссякаемой энергии, достижения намеченных целей! Благополучия и жизненного оптимизма Вам и Вашим родным!

Марина Железовская, Газета Вечерний Усть-Илим

Комментарии

Добавить комментарий
Сотрудники Усть-Илимского участка ГИМС следят за порядком на воде

Комментариев пока нет. Добавьте первый!

Поделиться страницей: