Пассажирские перевозки в Усть-Илимске: по пути компромиссов

Пассажирские перевозки в Усть-Илимске

Пассажирские перевозки – та сфера деятельности, любые проблемы в которой сразу заметны, ведь они сказываются на комфорте жителей города. Для того, чтобы сделать транспортное обслуживание населения более эффективным, специалисты Администрации города провели совещание с директором ООО «Попутчик» А.С. Вороницким. По итогам встречи выработан ряд решений.

Необходимо отметить, что сотрудники Департамента жилищной политики и городского хозяйства регулярно проводят мониторинг по соблюдению перевозчиком своих обязанностей. Большую помощь в этом оказывают и неравнодушные граждане, которые оперативно реагируют на любые изменения в сфере перевозок, направляя в Администрацию города жалобы и обращения. По всем поступившим сообщениям проводятся проверки, и, если информация подтверждается, принимаются меры. Учитывая опыт прошлых лет, а также промежуточные итоги текущего года, можно сделать вывод, что большинство жалоб населения по поводу осуществления регулярных перевозок носит сезонный характер.

Так, в период с мая по сентябрь обычно увеличивается количество обращений по несоблюдению перевозчиком расписания движения. Это время, когда значительная часть автопарка задействована на дачных маршрутах, и потому обеспечить должное транспортное обслуживание по регулярным перевозчику становится не так просто. Добавляет путаницы и несоответствие данных, размещенных на информационных табличках остановочных пунктов, с действующим расписанием. Сейчас ООО «Попутчик» совместно с Департаментом проводит инвентаризацию табличек, затем в течение месяца ему предстоит заменить их там, где это необходимо.

Еще один повод для недовольства граждан – тот факт, что в позднее время суток водители нередко позволяют себя самовольно сходить с маршрутов. Руководство ООО «Попутчик» борется с этим, подвергая нарушителей штрафам, и с учётом рекомендаций Департамента жилищной политики и городского хозяйства контроль будет усилен.

Не всех пассажиров устраивает отсутствие льготного проезда на маршрутах 7а и 12. Кстати, эти же маршруты наряду с №№9 и 7 отнесены перевозчиком к категории нерентабельных, и он неоднократно предпринимал попытки отказаться от их обслуживания. Лишь переговоры с Администрацией города до сих пор помогали избежать этого. Впрочем, заявление, согласно которому предприятие уведомило об уходе с данных маршрутов с 17 июня, на сегодня не отозвано. Проблему необходимо решать – нельзя требовать от перевозчика, чтобы он постоянно работал себе в убыток. По маршруту №9 «пос. Тушама - Энергетиков» более-менее «значительный» пассажиропоток (порядка 20 человек за рейс) наблюдается только в часы пик. В дневное время он составляет порядка 2-3 человек, а иногда и вообще ни одного. Так, за десять дней по данному маршруту проехали 194 пассажира.

Но и этот маршрут не самый экономически не выгодный по сравнению с маршрутом №7 «пос. Приморский-Энергетиков»: там за те же 10 дней услугами перевозчика воспользовались только 67 человек, а в летнее время этот показатель может ещё снизиться – транспортом не будут пользоваться студенты техникума, расположенного на территории посёлка, а также школьники. Но, несмотря на нерентабельность таких маршрутов, их социальная значимость очевидна: люди, проживающие в Тушаме и Приморском, имеют точно такое же право на регулярные перевозки, как и все остальные. И вариантов выхода из ситуации, в общем-то, немного: с большой долей вероятности можно сказать, что перевозки придётся субсидировать из бюджета города. «Попутчик» представил расчёты, из которых следует, что по маршруту №7а экономически обоснованный тариф на одну поездку одного пассажира составляет 35 рублей 56 копеек, по маршруту №12 - 46 рублей 22 копейки, по наиболее убыточным 7 и 9 – астрономические суммы 645 рублей 50 копеек и 237 рублей 36 копеек (разумеется, все эти данные будут подвергнуты тщательной проверке). И это с учетом того, что предприятие планирует использовать самые маленькие автобусы из своего автопарка – «Форды» вместимостью 17 мест (от услуг субподрядчиков в ближайшее время оно вынуждено будет отказаться, поскольку ужесточены требования к сертификации пассажирского транспорта), а рентабельность перевозок с учетом субсидирования будет составлять, по словам Александра Вороницкого, только 7%.

Как видно из расчётов, предполагаемые расходы бюджета по маршрутам №№7 и 9 могут оказаться весьма существенными. Поэтому сейчас прорабатываются варианты их снижения без ущерба интересам пассажиров. Начальник Департамента жилищной политики и городского хозяйства О.И. Янковская внесла предложение по разработке схемы нового маршрута, который будет обслуживать оба посёлка. В настоящее время ООО «Попутчик» уже произвел необходимые замеры и расчёты и представил информацию в Администрацию города. Теперь специалистам Департамента необходимо изучить её, подготовить обоснования и внести на рассмотрение Городской Думы проект решения о субсидировании нерентабельных маршрутов. Субсидирование расходов по обеспечению льготным проездом студентов усть-илимских техникумов и филиала вуза также возможно лишь из бюджета города. Предполагается, что льгота составит 30% от стоимости общего проездного билета.

Что касается увеличения количества поездок по единому социальному проездному билету, а также субсидирования перевозок по сезонным (садоводческим) маршрутам, то такой финансовой возможности у муниципалитета нет. Более того, нет и полномочий. Решением Городской Думы города Усть-Илимска от 21.12.2016г. № 32/222 «О бюджете города на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» расходы на предоставление субсидий в целях возмещения затрат, связанных с оказанием транспортных услуг льготным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным или региональным законодательством, в том числе с увеличением количества поездок, не предусмотрены. Также в начале текущего года Администрация города получила письмо за подписью первого заместителя Губернатора Иркутской области-Председателя Правительства Иркутской области Битарова А.С., в котором муниципальным образованиям Иркутской области рекомендовано с 2017 года установить запрет на принятие расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления. Сейчас Администрация города субсидирует льготный проезд по садоводческим маршрутам для неработающих пенсионеров – они могут приобрести проездной билет на 10 поездок за половину стоимости, и о дополнительных мерах поддержки говорить не приходится. При этом и перевозчик находится в непростой ситуации.

Директор ООО «Попутчик» пояснил: основная проблема в том, что большинство дачных маршрутов является убыточными из-за большой протяжённости пути, плохого состояние подъездных дорог, ведущих к садоводствам (по окончании сезона транспортные средства нуждаются в серьёзном дорогостоящем ремонте, утверждает Александр Вороницкий). При этом значительная часть владельцев дачных участков – представители льготных категорий граждан. Как сообщила директор Управления социальной защиты населения по Усть-Илимску и Усть-Илимскому району Т.М. Горобец, по итогам прошлого года было реализовано порядка 10 тысяч льготных проездных билетов. Данный показатель вряд ли существенно изменится и в текущем году. На каждого пассажира льготной категории в месяц приходится только 10 поездок, которые Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области компенсирует перевозчику.

- Предприятие осуществляет перевозки в городе на протяжении трёх лет. В 2014 году на обслуживании дачных маршрутов оно было задействовано впервые, и, когда сезон закончился, мы проанализировали ситуацию и пришли в ужас от объёма убытков – за один месяц сезонных перевозок они составляют в среднем 300 тысяч рублей. ООО «Попутчик» готово осуществлять столько основных рейсов, сколько потребуется, но пусть нам компенсируют наши расходы. С 2015 года постоянно обращаемся в Министерство социального развития, опеки и попечительства, Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта, лично к Губернатору Иркутской области, но проблема не решена. Недавно получили письмо из Министерства социальной защиты, опеки и попечительства, в котором на вопрос о компенсации в полном объёме ответили, что, цитирую, «финансирование соответствующих полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации и осуществляется при наличии такой возможности(…) следовательно, условия реализации мер социальной поддержки зависит от финансовых возможностей субъекта Российской Федерации». Получается, у области денег нет, но и у нас их тоже нет, - заключил Александр Вороницкий.

Таким образом, в этом году под сомнением стояла сама перспектива перевозок по некоторым сезонным маршрутам: у перевозчиков, осуществляющих свою деятельность на территории города и района, они не вызвали интереса. В результате переговоров с Администрацией города (отвечает за организацию муниципальных сезонных перевозок) и Министерством жилищной политики, транспорта и энергетики Иркутской области (организует межмуниципальные сезонные перевозки) был достигнут консенсус – ООО «Попутчик» дало согласие на обслуживание сезонных маршрутов, в том числе, с осуществлением льготных перевозок, но сократило периодичность основных рейсов. По договорённости с садоводческими кооперативами осуществляются и дополнительные рейсы, но уже без льгот. Александр Вороницкий считает, что в данной ситуации это единственный способ уменьшить убытки. Кстати, действующее законодательство не запрещает разделить рейсы на основные и дополнительные. Соглашение, подписанное между перевозчиком и Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, не устанавливает минимальное количество рейсов, на которых должен действовать льготный проезд. Лучшим выходом, по мнению директора ООО «Попутчик», стала бы компенсация со стороны Министерства социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области всех поездок, которые по факту осуществляют представители льготных категорий граждан по сезонным маршрутам. Значительно облегчило бы положение увеличение лимита льготных поездок, подлежащих компенсации. Ранее мэр города В.К. Тулубаев обращался к Правительству Иркутской области с таким предложением. Тема сезонных перевозок обсуждалась и в ходе визита в наш город министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области А.М. Сулейменова. Он не исключил возможность монетизации льгот. Если это случится, то перевозчик будет получать от пассажиров «живые» деньги, а льготные категории граждан – компенсацию по факту совершенных поездок. Этот вариант поддержали и сами представители садоводческих кооперативов, присутствовавшие на встрече с заместителем министра М.В. Тюрюминым, которая состоялась в Администрации города в конце марта текущего года. Однако и здесь есть свои минусы. Если сейчас представитель льготной категории может пользоваться правом на бесплатный проезд, ограничиваясь лишь периодичностью основных рейсов, то в дальнейшем любая поездка свыше 10 будет оплачиваться им из собственного кармана. Разумно будет предположить, что это устроит далеко не всех.

В любом случае, выход из сложившейся ситуации зависит от решения Правительства Иркутской области. Со своей стороны, и ООО «Попутчик», и специалисты Департамента жилищной политики и городского хозяйства находятся в постоянном диалоге с гражданами. Специалисты Департамента провели выездные проверки по всем дачным маршрутам, опросили дачников. Их интересовали заполняемость транспортных средств, количество пассажиров, пользующихся льготами, и т.д. Следующий такой срез планируется провести в июле, а затем – в сентябре. Главной целью является объективная оценка качества обслуживания граждан, выявление основных проблем и поиск возможных компромиссов. Причём от разумных компромиссов перевозчик не отказывается: так, в кооператив «Фиалка» в 10.00 (самое популярное время) теперь ежедневно отправляются сразу два автобуса, и на каждом доступен льготный проезд.

По словам Александра Вороницкого, самое сложное – это разработать расписание, которое устроит всех. Например, пассажирам, не пользующимся льготами, кажется странным, что для осуществления основных рейсов выбраны выходные дни. Их довод прост: многие представители льготных категорий находятся на заслуженном отдыхе, и, следовательно, могут ездить на дачу и в будни, в то время, как работающие люди такой возможности лишены. Сами представители льготных категорий с этим не согласны. Понятия об оптимальном времени осуществления рейсов тоже у всех разные. И, конечно, мало кому нравится формулировка перевозчика: остановка на дачах там, где заканчивается асфальт. Это касается тех кооперативов, подъездные дороги к которым находятся в наихудшем состоянии: если в сухую погоду транспорт может по ним проехать, то после дождей рискует попросту застрять. И таких нюансов очень много, для их урегулирования перевозчик взаимодействует с председателями дачных кооперативов.

Елена Разуваева, отдел по связям с общественностью Администрации города

Комментарии

Добавить комментарий
Пассажирские перевозки в Усть-Илимске: по пути компромиссов

Комментариев пока нет. Добавьте первый!

Поделиться страницей: