Как медикам защититься от буйных пациентов?

Скорая помощь

В последнее время с ужасающей регулярностью в СМИ появляются сообщения о нападении на врачей. Чаще других с кулаками, оскорблениями, обвинениями едва ли не во всех смертных грехах сталкиваются работники «скорой помощи». Оно и понятно, специфика работы такая – приходится выезжать на любой вызов, а там медиков может встретить душевнобольной, наркоман, нетрезвая компания или родственник больного, с не совсем адекватным восприятием действительности в экстренной ситуации. При этом представители самой гуманной профессии, ежедневно спасающие человеческие жизни, практически беззащитны. Масштабы проблемы впечатляют: ни один регион не обошла она стороной. Участились случаи нападений в Приангарье. И наш провинциальный Усть-Илимск в этом плане, к сожалению, не исключение.

Когда и с чего началось такое повальное неуважение к медицине, да и вообще ко всем социально значимым профессиям, сейчас уже и не вспомнить. Наверное, слишком многое поменялось в головах у наших граждан, очевидные ценности потеряли актуальность. Престиж таких профессий, как врач или учитель, постепенно сходит на «нет», теперь для людей это не призвание или искусство, а всего лишь «сфера услуг».

– На данный момент медработники никак не защищены от неадекватных пациентов ни юридически, ни физически, – говорит и.о. главного врача Усть-Илимской станции скорой медицинской помощи Валерий Чекменёв. – Между тем мы, выполняя свой долг, ежедневно сталкиваемся с потенциально опасными ситуациями. По статистике Минздрава, в прошлом году на медиков нападали больше тысячи раз. Уверен, что эта цифра гораздо выше – далеко не все случаи фиксируются. По собственному опыту сужу: замалчиваются не только мелкие провокации и стычки, но и серьёзные происшествия. В профессии я более 30 лет, и ответственно заявляю, что раньше такого не было. Никто не позволял себе по-хамски разговаривать с врачами, всячески унижать, а тем более бросаться с кулаками. А сейчас это встречается повсеместно. Думаю, что это происходит ещё и от осознания безнаказанности. Законопроекты в области защиты медицинских работников стали появляться только последние год-два, но пока реальных сдвигов нет, а вот агрессии становится всё больше. Многие сотрудники нашей службы – женщины, зачастую пенсионного возраста. Как «женская» бригада сможет отразить нападки мужчины, который априори гораздо сильнее? Да никак.

– А в нашем, относительно спокойном городе, часто происходят «буйные встречи»?

– Бывает. Люди разные, конечно. И ситуации разные. Вот, к примеру, недавний случай. Пожилому человеку плохо, предсмертное состояние. Бригада немедленно выезжает по адресу, прибывает через семь минут. Врачей встречают криками и бранью: «Ну где так долго? Тут человек умирает, а вы вообще не торопитесь!». Отчасти здесь можно понять родственников – стресс, страх перед смертью, беспомощность. И многое от профессионализма врачей зависит: и помочь нужно, и конфликт не раздувать, и нервничающих успокоить. А вот другой случай. Пьяная потасовка. Мужчине наносят несущественный порез. Набирают 03. Приезжаем – на врачей снова атака. Криков столько, будто потерпевший истёк кровью, умирает. Требует повышенного внимания к себе, – перевязки, уколы, капельницы, – на что ему, естественно, вежливый отказ. Мы первую помощь оказали, рану перевязали, за остальным – в поликлинику. Но одурманенный алкоголем мозг не воспринимает информацию, мужчина куражится, у него – театр одного актёра, соответственно, нецензурщина в адрес врачей, оскорбления. Кстати, в большинстве своём агрессию выдают там, где нет настоящей угрозы жизни и здоровью, где «скорая», в общем-то, не нужна.

– Действительно, почему-то до сих пор далеко не все горожане знают, что для разных состояний следует вызывать разные службы. Однако 03 мы заучили с детства, уверены, что здесь оперативнее помогут, спасут…

– И это большая проблема. Мы и хроническим больным объясняем каждый раз, что их состояние – это компетенция «неотложки», говорим, что лечение только участковый терапевт назначить может, нас вызывать не надо. Но нет, всё равно звонят, просят помочь, а отказать нельзя. Больным нужно запомнить, что «скорая» и «неотложка» – это две разные службы, и в зонах их ответственности разные состояния. «Неотложка» – подразделение поликлиники, именно её следует вызывать при высокой температуре, обострении хронических заболеваний, гипертоническом кризе, болях в мышцах и суставах, болях у онкобольных, ОРВИ, ангинах и т.п. На вызов приедет врач-терапевт и медицинская сестра. Они оценят состояние больного и назначат лечение.

А вот когда речь идёт об угрозе жизни людей, вызывают «скорую». К таким состояниям относятся: тяжёлые травмы, кровотечения, судороги, острые боли в сердце и др. Врачи «скорой» могут оказать незамедлительную специализированную помощь или в срочном порядке госпитализировать.

Вызовов «не нашего профиля» – около 70% от общего числа, а за год мы обслуживаем около 35 тысяч вызовов. Представляете, какой размах? Мало того, что мы теряем колоссальные суммы, – один выезд стоит около 3 тысяч рублей, – но ещё и драгоценное время. Приведу пример: молодые родители жалуются на температуру у ребёнка, насморк. Выезжаем в район, обычное ОРВИ, нужно было не нас вызывать, а участкового педиатра. Доктор, конечно, осмотр провёл. Из лечения, как правило, – рекомендации, изредка препараты, снижающие температуру. А в это время в городе ДТП с пострадавшими, где-то человек умирает, а мы физически далеко – 10-летнему малышу нос вытираем. Звучит грубо, но наша работа измеряется в минутах. Я уж не говорю о том, что некоторые ожидают бригаду с секундомером в руках. Хотя ответственно заявляю: превышения временного лимита мы себе не позволяем.

По нормативам скорая помощь должна прибыть на вызов в течение 20 минут. Практически в 100% экстренных вызовов этот норматив не превышен, напротив часто доезжаем в пределах 10 минут (но только в экстренных случаях и при наличии свободных бригад). Вызовов, на которые приезжаем позже 20 минут, – 4-6% – и все эти вызова не экстренные.

Для того чтобы скоординировать работу бригад, диспетчер должен собрать информацию о больном и обстоятельствах произошедшего. На это, кстати, тоже иногда жалуются, оскорбляют диспетчера, не понимая, что это необходимо. При этом мы не имеем права не реагировать на какой-либо вызов, даже если объективно он не относится к нашей компетенции. Бывает довольно часто, что нашу службу используют в качестве такси. Примеров – сколько угодно.

– Валерий Александрович, в чём, по-вашему, причина неуважительного и порой откровенно хамского отношения к врачам?

– Да много причин. Одна из основных – это неадекватное освещение событий средствами массовой информации, особенно телевидения. Негативно настраивают общество различные ток-шоу, которые все мы ежедневно наблюдаем с экранов. Отсюда агрессия, так как пациенты изначально настроены на конфликт. Да, в медицине, как и в любой другой профессии, есть недостойные, случайные люди, но их единицы, а тень падает и на тех, кто такого отношения не заслуживают.

– Какие меры помогут удерживать пациентов от агрессии, а врачам позволят качественно выполнять свою работу, не боясь за собственную жизнь?

– Медик едет оказывать помощь, он не должен сражаться за то, чтобы эту помощь оказать. Что может удерживать пациентов от агрессии? Уважение, элементарные такт и воспитанность, а также страх ответственности за свои действия. Ни того, ни другого нет. Думаю, большинство агрессоров будет вести себя спокойнее, если будут понимать, что за неадекватное поведение им придётся отвечать. Пока законодательно мы не очень защищены, но работа идёт. Сейчас же ищем защиты сами. Чуть больше месяца назад мы заключили договор с вневедомственной охраной. Теперь каждая бригада, заступая на дежурство, находится под надёжным «прикрытием». У нас есть телефоны, которые настроены на экстренный вызов и автоматическое определение местоположения. Таким образом, в случае опасности доктор нажимает на кнопочку, и в течение нескольких минут прибывают вооружённые сотрудники, и даже невменяемые пациенты очень быстро успокаиваются. Это сотрудничество является большим подспорьем в нашей работе. Оно позволит медицинским работникам «скорой помощи» чувствовать себя увереннее и спокойнее в экстремальных ситуациях.

– Что же, спасибо за беседу. Желаю вам благодарных и, главное, адекватных пациентов. Всего доброго!

В тему: Депутаты Государственной Думы разработали пакет законопроектов об административной и уголовной ответственности за нападение на медицинских работников, препятствование их профессиональной деятельности, в том числе непропуск автомобиля «скорой помощи». Верховный суд уже дал положительное заключение, а сейчас свой отзыв предоставило и Правительство в лице Минюста. Там проект поддержали, отметив несколько лишних формулировок, которые стоит убрать. Как в конечном варианте будет выглядеть законопроект и получит ли он путёвку в жизнь, покажет время.

Марина Железовская, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет