«Красные», «белые» и анархисты: в школе № 9 поставили необычный спектакль

Нынешний год ознаменован значимой датой – столетием Великой Октябрьской социалистической революции в России. Событие эпохальное, оставившее глубокую борозду в отечественной и мировой истории, повлиявшее на умонастроения и затронувшее сердца сотен миллионов людей. Не секрет, что революция расколола российское общество на два непримиримых, враждующих лагеря – на сторонников и противников этого глобального события. Итогом противостояния стала разрушительная, ожесточённая гражданская война, в которой брат поднял руку на брата, а сын – на отца. У каждой стороны была своя непререкаемая правда, ради которой люди готовы были отдать свою жизнь. Ученики и педагоги девятой школы постарались заглянуть в страшные события того времени и рассказать о них от лица каждой из воюющих сторон.

Творческая команда образовательного учреждения воплотила идею в необычном спектакле-полемике. Школьная сцена превратилась в арену для дискуссии. Здесь «красные», «белые» и анархисты доказывали каждый свою правоту. Они размышляли, почему стали возможными те события. На примерах отдельно взятых личностей показывали, как разрушала семьи, разлучала любящих людей, переворачивала сознание гражданская война. Главная особенность постановки заключалась в том, что на сцене ролевые выступления ребят сочетались с кадрами документальных и художественных фильмов, революционными песнями и русскими романсами, танцами.

Споры по различным вопросам истории того времени не стихают до сих пор. Наверное, каждый из нас так или иначе задумывался о причинах революции, размышлял: кто прав, а кто виноват. Многие спорщики бросаются из одной крайности в другую, не находя и по сей день золотой середины. Всего за час школьники сумели раскрыть очень сложную тему отношений сторон конфликта к происходящему. Учащиеся – не актёры, а простые дети, тем не менее, они с такой искренностью и проникновенностью исполняли свои роли, что нередко вызывали слёзы у зрителей. Мы все по-настоящему поверили им!

Надо сказать, что спектакль стал итогом кропотливой работы большой команды. Над сценарием трудились педагоги-литераторы Татьяна Геннадьевна Тарасенко и Елена Аркадьевна Ринчино. В работе над постановкой им помогали: учитель информатики Ирина Александровна Пушмина, учитель музыки Наталья Николаевна Голубева и учитель хореографии Лидия Дмитриевна Казакова. В спектакле участвовали ученики 4-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-х классов – всего больше 50 человек.

«Ежегодно в рамках школьной программы мы проводим предметные недели. В этом году Неделя гуманитарных наук была посвящена Международному дню памятников и исторических мест, – говорит Татьяна Тарасенко. – Традиционно в рамках предметных недель проходит некое обобщающее мероприятие, которое подводит итоги всему, что ребята и мы, педагоги, успели узнать нового по теме. На этот раз таким событием стал спектакль-полемика «По праву памяти». Мы постарались показать весь драматизм и беспощадность гражданской войны, рассказать о многогранности правды. Во время подготовки сценария мы переработали очень много литературы, вместе с детьми обсуждали исторические факты, архивные материалы, художественные произведения, популярные песни того времени, современные фильмы. Конечно, большое внимание уделили событиям, происходящим тогда в Сибири. Ребята очень прониклись тем, что они делали. Та эмоциональность и проникновенность, которую они показали на сцене,– это результат их искренней заинтересованности. Особую благодарность хотелось бы выразить всем, кто принял участие в создании спектакля, в том числе и нашим родителям».

Вопрос о том, кто прав, а кто нет, остался всё же открытым. И, наверное, никто и никогда уже не сможет однозначно ответить на него. Однако спектакль, который сыграли школьники, заставил в очередной раз задуматься, поразмышлять, вспомнить о трагической истории, другими глазами перечитать литературу о революции и гражданской войне, пересмотреть фильмы, им посвящённые. Это настоящий успех! Руководителей и их подопечных попросили сыграть не только для взрослых (именно они были первыми зрителями), но и показать постановку другим ребятам, кто не был в ней задействован. По мнению всех гостей, такой необычный урок истории должны получить как можно больше людей, чтобы дать им возможность взглянуть на описываемые события с нескольких сторон, помочь хотя бы отчасти понять чувства и настроения участников революции и предоставить пищу для размышлений.

Марина Железовская, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет