Усть-Илимские садоводы рискуют остаться без дачных автобусов

На дворе апрель, весна стремительно набирает обороты. По прогнозам синоптиков, тёплая погода должна совсем скоро обосноваться на территории нашего региона, а это значит, что до нового дачного сезона осталось немного времени. Опытные садоводы уже вовсю готовятся к «посевной»: закупают семена, удобрения, саженцы, укрывной материал. Для них наступила самая ответственная и долгожданная пора, когда подоконники городских квартир превращаются в мини-плантации для рассады перцев, томатов, цветов и пр. Те, кто имеет личный автомобиль, прикидывают, сколько денег им придётся потратить на бензин, не без надежды, что собранный осенью урожай «покроет» эти расходы. Другие, «безлошадные», с нетерпением ждут, когда на линию выпустят специальные автобусы, курсирующие до их загородных фазенд. Сбудутся ли эти чаяния – большой вопрос. Как стало известно, на сегодня ни один перевозчик не заявил о намерении взять на себя маршруты до садоводческих кооперативов.

Дача – это не только свежий воздух, место отдыха, но и хорошее подспорье. Большинство устьилимцев не могут похвастаться солидным достатком, учитывая тот факт, что значительную часть городского населения представляют сегодня пенсионеры. Люди старшего возраста – самые заядлые огородники. Но не потому, что с советских времён «прикипели» к земле. Любимое хобби – это, прежде всего, возможность сэкономить на продуктах, ведь прожить на одно скромное пособие трудно. К тому же, как отмечают наши земляки, за счёт огорода они обеспечивают себя и своих близких экологически чистыми овощами, ягодами и зеленью.

Поскольку дачный сезон в нашей сибирской полосе длится около пяти месяцев (а это не так мало), для садоводов вопрос транспортных перевозок – едва ли не главный. Не за горами майские праздники. Традиционно устьилимцы проводят эти длинные выходные на своих приусадебных участках: перевозят туда рассаду, инвентарь, убирают мусор, готовят теплицы, грядки и т.д. «Живых» кооперативов у нас по-прежнему много – около 20, большая часть находится далеко за пределами города. И люди уже сейчас задаются вопросом: «Когда появится расписание дачных автобусов?»

Напомним, в предыдущие годы организацией перевозок по сезонным садоводческим маршрутам занималась Администрация города. Последние пару лет по итогам конкурса обладателем муниципального контракта становился ООО «Попутчик». Однако с нынешнего года эта транспортная схема претерпела некоторые изменения. Вернее, произошло разграничение обязанностей. Так, полномочия по контролю за перевозками по межмуниципальным маршрутам (тем, что выходят за границу городской черты – прим. автора) перешли к областному правительству. Иными словами, теперь за перевозку людей по таким маршрутам, как №105 «ул. Энгельса – дачи 22 км», №106 «ул. Энгельса – дачи 25 км», №107 «ул. Энгельса – дачи 13 км», №108 «Комсомольская площадь – дачи 13 км», №111 «Поликлиника – дачи «Лесники», №113 «Поликлиника – дачи «Жерон», №114 «Поликлиника – дачи «Родник», №115 «Поликлиника – дачи «Надежда» отвечают специалисты министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. За местными чиновниками сохранилась обязанность решать вопросы с движением автобусов по муниципальным маршрутами, то есть по следующим направлениям: №6 («ул. Энгельса – «Фиалка»), №16 («ул. Энгельса – дачи «Кедр»), №17 («ул. Энгельса – дачи «Коммунальник»), №18 («Комсомольская площадь – дачи «Коммунальник»). И нужно отметить, что в этих четырёх кооперативах уже в мае будут налажены регулярные перевозки. Дачников, как и прежде, будет обслуживать «Попутчик». Остальные садовые товарищества усть-илимские организации, занятые в сфере пассажирских перевозок, обслуживать не хотят. К сожалению, на сегодня ни одна из них не заявила о намерении взять на себя межмуниципальные сезонные маршруты.

В чём кроется причина такой нерешительности извозчиков? С целью выяснить это, в Усть-Илимск прибыл Максим Тюрюмин, временно замещающий должность заместителя министра – начальника Управления автомобильного транспорта и связи Приангарья. В стенах мэрии он провёл встречу с местными садоводами, где присутствовали и представители транспортных предприятий. Александр Вороницкий, директор ООО «Попутчик», высказал свою позицию относительно сложившейся ситуации:

«Ежегодно с приближением дачного сезона у нас возникают одни и те же проблемы. Это разбитые дороги и нерентабельность. Большая часть садоводств территориально отдалена: есть расстояние в 40, 50 и 60 км от города. На нашем транспорте туда ездит сравнительно небольшое количество пассажиров. Значительная их часть – льготополучатели. Министерство социального развития, опеки и попечительства региона компенсирует нам только 10 поездок за каждого льготника. Но многие наши горожане не ограничиваются данным лимитом. При этом отказывать им в проезде мы не можем, сдерживает Соглашение, подписанное в прошлом году с Минсоцразвития. Кроме того, средства из областного бюджета мы получаем лишь по завершению дачного сезона, тогда как закупать ГСМ, чинить машины, выдавать заработную плату водителям нужно ежемесячно. Свободных денег, которые мы бы могли вкладывать в нерентабельные маршруты, у нас нет».

В этой связи представители садоводств предложили Максиму Тюрюмину монетизировать льготы. Говоря по-простому – переводить перевозчику «живые» деньги за каждого пассажира по факту поездки, а пассажирам, соответственно, выплачивать полагающуюся компенсацию. Региональный гость усомнился в том, что такая мера будет действенной, ведь есть вероятность, что средства, направленные льготникам, будут тратиться не только на дачный проезд. Тем не менее, представитель министерства согласился, что рассмотреть данный вариант всё-таки стоит.

Что касается грунтовых подъездных дорог, ведущих в отдельные кооперативы, Александр Вороницкий отметил, что выступающие на них камни, ямы и выбоины не только губительно сказываются на технике, но и несут угрозу жизни и здоровью водителей автобусов и пассажиров. Так, в прошлом году на пути к кооперативу «Жерон» перевернулся ПАЗик. Особо рискованным становится движение автобусов в дождь, а также после него, когда глинистая почва под колёсами превращается в скользкую массу. По этой причине машина иной раз буксует на пригорках, а на скате её «кидает» из стороны в сторону. Кроме того, есть замечания у «Попутчика» и к автомобильному мосту через речку Карапчанка, по которому приходится возить дачников из кооперативов «Надежда», «Лесники», «Родники», «Жерон». По словам перевозчика, конструкция не отвечает требованиям безопасности, потому водители категорически отказываются по нему ездить. Дачники возразили: по этому мосту практически круглый год проезжают лесовозы весом в 15 тонн, что доказывает – опасности никакой нет. Также садоводы пояснили, что каждый сезон они своими силами стараются сделать дороги немного лучше. Кооперативы вкладывают собственные средства на отсыпку и грейдирование подъездных путей. Это дело весьма затратное. По словам председателей, одна машина со скальником стоит 12 тысяч рублей, плюс аренда самосвала, трактора, работа людей. В итоге выходит кругленькая сумма, которая падает на «плечи» членов товарищества. И, тем не менее, ежегодно кооперативам удаётся собрать 50,70, а то и 300 тысяч рублей – кто сколько может. Но те восстановительные дорожные мероприятия, на которые хватает этих денег, являются «каплей в море» и не приносят должного результата.

Между тем почти все подъездные дороги к дачным кооперативам с лета 2016 года перешли в собственность района, сегодня на эти объекты оформлены паспорта. Об этом собравшимся сообщила Ирина Куракина, начальник отдела по инфраструктуре и управлению ресурсами Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район», присутствовавшая на встрече. Как только установится сухая погода, специалисты проведут оценку технического состояния дорог. Наличие экспертизы обязательно для участия в региональных и федеральных программах, в которых муниципалитет намерен попытать удачу и получить финансовую поддержку на ремонт. Помимо этого, в нынешнем году в Усть-Илимском районе был создан Дорожный фонд. Сумма, которая предполагается к зачислению в местный бюджет от акцизов на нефтепродукты, производимые на территории Российской Федерации, составляет чуть меньше 1,5 млн рублей на год. Она рассчитана по нормативам от общей протяжённости всех подъездных дорог к дачным кооперативам, длина которых составляет 24,9 километров. Правда, деньги поступят в фонд не единичным траншем, а будут выделяться в течение всего года. Таким образом, на сегодня и у района нет финансовых возможностей хоть как-то повлиять на состояние грунтовых дачных путей.

Подводя итог встречи, Максим Тюрюмин подчеркнул: решать озвученные проблемы нужно путём взаимодействия власти на областном и местном уровнях. Он заверил, что будет держать вопрос перевозок на контроле и передаст информацию о разбитых дорогах в профильное министерство. А пока нашим садоводам остаётся ждать, что какое-нибудь транспортное предприятие всё же согласится доставлять их до грядок, и надеяться, что когда-нибудь ездить на дачу люди будут не по опасным кочкам, а по ровным дорогам.

Марина Кирьянова, Газета Вечерний Усть-Илим

Комментарии

Добавить комментарий
Усть-Илимские садоводы рискуют остаться без дачных автобусов

Комментариев пока нет. Добавьте первый!

Поделиться страницей: