Усть-Илимцы жалуются, что из свободной продажи изъяты безобидные таблетки

Из свободной продажи изъяты безобидные таблетки

Пожалуй, немногие устьилимцы могут похвастаться отменным здоровьем. Плохая экология, стрессы, продукты с ГМО и даже отсутствие солнца большую часть года вносят свой отрицательный «вклад» в наше самочувствие. Редко сегодня найдёшь человека, которому ни разу в жизни не понадобились бы лекарства. Достаточно лишь посмотреть на очереди в поликлиниках, чтобы понять: мы далеко не самая здоровая нация. А посему в аптеке бывал каждый и наверняка хоть раз, да выражал негодование – почему так дорого? Фармацевты не отрицают: цены на медицинские препараты стабильно ползут вверх. Но горожане не теряются и переходят на более дешёвые отечественные препараты. Однако, как нам стало известно, с недавнего времени люди не могут купить безобидные на первый взгляд таблетки без специального рецепта. По словам горожан, из свободной продажи изъяты отечественные противокашлевые, обезболивающие и прочие «популярные» недорогие препараты. И этот факт всерьёз обеспокоил жителей. Но есть ли повод для паники?

По данным январского исследования Центра экономических и политических реформ, российские семьи тратят почти четверть своих ежемесячных доходов на медицинские услуги и лекарства. Причём большинство наших соотечественников, после оплаты «коммуналки» и прочего, могут «позволить себе» только самые дешёвые препараты.

В начале марта в редакцию «Вечерки» стали поступать звонки от встревоженных горожан. Люди сетовали, что с недавних пор в аптеках отказываются отпускать многие привычные и относительно недорогие средства без специального назначения врача.

«После лёгкой сезонной простуды появился кашель. Вылечить такое явление можно самостоятельно. Обычно я борюсь с ним при помощи горчичников и сиропа «Бронхолитин». Вот и на этот раз пошёл в аптеку и был удивлён: потребовали рецепт на микстуру, которую я ещё два месяца назад покупал без каких-либо проблем. Я подумал, что в этой точке произошли какие-то внутренние изменения, и поехал в другую. Но и здесь мне отказали, поскольку нужной врачебной бумажки не было. При этом сообразительная работница аптеки предложила купить импортный «Гербион», который, по её словам, нисколько не уступает в лечебных свойствах нужному мне отечественному препарату. Правда, стоит он в два раза дороже нашего, зато отпускается без всякого рецепта. Объясните людям, что это за нововведения такие, которые бьют по нашему кошельку через самое дорогое – здоровье?» – попросил наш читатель Василий Юшкевич.

А вот другая история, которую рассказала нам горожанка Татьяна Середина: «Много лет я страдаю головными болями, в основном на погодные изменения. Спасает наш «Спазган». Таблетки дома закончились, пошла в аптеку, а там «на тебе» – рецепт требуют, мол, без назначения врача это лекарство теперь не продаётся. А зачем я по такой ерунде к врачу пойду!? Это же надо талончик взять, что сделать не так-то просто, очередь отсидеть. Что мне, умереть теперь от боли? Но такие доводы не помогли, фармацевт не продала российский препарат. И тут же посоветовала купить «Спазмалгон» из Болгарии, который стоит дороже. Получается, импортные лекарства нам готовы продавать без каких-либо назначений, а проверенные и бюджетные отечественные средства теперь под запретом?».

Меняется не закон, а контроль

Чтобы прояснить ситуацию, мне пришлось изрядно покопаться в наших «свежих» законах. И вот что удалось выяснить. Действительно, с 1 марта в стране ввели новый порядок отпуска рецептурных медпрепаратов. Хотя правильнее будет сказать, что порядок не ввели (ничего особо революционного в Минздраве не придумали), а навели, поскольку раньше, по мнению законодателей, на рынке оборота лекарств царили «бардак» и «безответственность». Так, согласно новым правилам, сильнодействующие обезболивающие, противовирусные таблетки и даже контрацептивы теперь будут продавать только при наличии рецептурного бланка от врача. Давайте сразу расставим точки над «i». В инструкциях на эти лекарства и ранее значился пункт «отпускаются по рецепту врача». Тут велосипед никто не изобрёл. Рецептурный и безрецептурный отпуск лекарств у нас в стране существует уже достаточно давно. Сейчас около 70% всех лекарств должны отпускаться по рецептам и только 30% – без. Другое дело, почему раньше наши аптеки продавали их, не требуя ничего от покупателей? Вопрос, скорее, риторический, поэтому ответа на него ждать не приходится.

Тем не менее, сегодня на государственном уровне приняли решение изменить ситуацию, в частности, усилить административную ответственность. Теперь за нарушение данного закона грозит штраф: фармацевту или должностному лицу – от 5 до 7 тысяч рублей, юридическому – от 20 до 30 тысяч рублей, в отдельных случаях – от 300 до 500 тысяч рублей. Апогеем может стать закрытие аптеки на 3 месяца. Чтобы строгие меры не показались пустыми «пугалками», планируется проводить внеплановые проверки. Препараты рецептурного отпуска на особый контроль возьмёт Росздравнадзор через так называемых «тайных» покупателей. Отправляя в аптеки «агентов под прикрытием», власти надеются оперативно выявлять ещё и недоброкачественные, незарегистрированные и фальсифицированные лекарственные средства.

Борьба с наркоманией и самолечением

Для чего все эти сложности? Прежде всего, медики рассчитывают, что таким образом удастся отучить пациентов от вредной «привычки» самолечения.

«Как люди чаще всего выбирают себе лекарства? Они не идут к врачу, а ищут информацию в Интернете, интересуются у знакомых или спрашивают у фармацевта в аптеке: «А что мне купить от того-то и того-то?» – Да, провизор много знает о лекарствах, но он ничего не знает о самом человеке и об особенностях его организма!» – сетует Светлана Витальевна, педиатр детской поликлиники.

Печальных примеров негативных последствий такого подхода достаточно и в нашем городе. Так, на больничную койку периодически попадают малыши с отравлением каплями от насморка.

«Используя сосудосуживающие препараты, родители забывают, что есть капли для взрослых и для детей, – поясняет врач. – Но даже при применении детского средства ребёнок может получить передозировку». Если доза превышена, лекарство попадает в кровь и вызывает сужение всех сосудов организма, что приводит к кислородному голоданию мозга. Сонливость, вялость и заторможенность – первые тревожные симптомы. Когда препарат продолжает накапливаться в организме, возможно замедление сердечного ритма и даже кома. Ещё одна серьёзная проблема, по словам многих докторов, длительное и бесконтрольное использование антибиотиков.

«Нельзя принимать лекарства бесконтрольно, – продолжает наша собеседница. – Не бывает абсолютно одинаковых пациентов, все случаи индивидуальны: тут и показания, и противопоказания, и сопутствующие заболевания, и возраст, и так далее. Без медицинского образования просто невозможно назначить правильный препарат. Только врач может установить, какое принимать лекарство, в каком количестве и т.д. Его этому обучают шесть лет. Народ лечит антибиотиками даже банальные вирусные инфекции, при которых они, к слову, не работают. В результате появляются резистентные, то есть устойчивые штаммы вирусов, на которые не действует ни один из современных антибиотиков».

Что касается продажи лекарств от кашля, в список с «ограничением» попали лишь те, что содержат кодеин. Из этого вещества «умельцы» в домашних условиях делают доступный и в то же время опасный наркотик. Кроме того, строго по рецепту должны продаваться нейролептики (психотропные препараты, используются для лечения психотических расстройств – прим. автора), психотропные вещества, анальгетики, противовоспалительные средства (аспирин, «Нурофен», «Найз» и пр.), противоаллергические, ампульные, сердечно-сосудистые и гормональные препараты, в том числе и контрацептивы, средства для регуляции артериального давления, для лечения импотенции, для похудения…

Новые рецептурные бланки

Медики соглашаются, что определённых неудобств устьилимцам не избежать. Да и у самих врачей хлопот поприбавится. Чтобы получить заветный пакетик таблеток, придётся всё же посидеть в очереди к доктору. Однако в городских поликлиниках уверены: ничего критичного в этом нет. Ведь пациент не приходит к врачу просто с просьбой выписать рецепт, а обращается с определённой жалобой, на основе которой медик уже принимает решение: какое лекарство рекомендовать для лечения.

Просто теперь те самые бумажки с назначениями заменят серьёзные рецептурные бланки. Минздрав, кстати, и здесь припас небольшой «сюрприз» и внёс некоторые изменения в порядок выписки рецептурных бланков, в частности, увеличив срок их действия. Так что рецепты сейчас выдаются длительного и многоразового действия. В аптеках забирать их не будут, приходить за ним каждую неделю не придётся. Максимум, раз в три месяца. Для хронических больных поблажки ещё больше: им рецепты будут выдавать сроком действия до года, а уж им наблюдаться не реже одного раза в год сам врач велел!

На новых бланках рецептов – 107-1/у – обязательно ставится отметка, до какого срока он действует. Должна быть личная печать врача, правильно указана дозировка и кратность применения. Если рецептурный бланк оформляется в частной медицинской организации, то в левом верхнем углу проставляется адрес врача, дата и номер его лицензии, а также наименование государственного органа, выдавшего лицензию.

На одном рецептурном бланке не может быть выписан рецепт более чем для трёх наименований лекарств. Также в рецепте предусмотрено вписывать лекарство по международному непатентованному названию (МНН) – уникальному наименованию действующего вещества лекарственного средства без привязки к конкретной марке. К примеру, «Аспирин» – это торговое название, а ацетилсалициловая кислота – это МНН, парацетомол звучит в МНН как парацетаминофенол.

Дальше «эстафету» принимают фармацевты: если больной пришёл к ним с законным рецептом и химической формулой препарата на нём, работник аптеки должен ему предложить весь спектр лекарств, которые подходят под формулу, – от самого дешёвого до самого дорогого, не разделяя на отечественные и импортные.

Продавцы закрывают глаза на отсутствие рецепта…

Все эти изменения хороши на словах, но работают ли они на деле? Мы решили разобраться, действительно ли сегодня все «особые» лекарства в усть-илимских аптеках отпускаются строго по рецепту, или наши читатели «сгущают краски»? Так, в «Дежурной аптеке» на улице Мечтателей, несмотря на мои жалобы на сильную головную боль и мольбы продать без рецепта упаковочку популярного обезболивающего, состоящего из пяти компонентов, мне категорически отказали. А вот в соседнем аптечном пункте рецепта на покупку этого же лекарства с меня не потребовали.

«Более одной упаковки рецептурных лекарств у нас обычно не спрашивают, и ажиотажа среди покупателей я за последнее время не наблюдала», – говорит провизор Тамара, отвечая на мой вопрос: «Не ринулись ли устьилимцы в аптеки, услышав об ограничениях?».

В одной из аптек, расположенных на проспекте Мира, мне без труда удалось купить то самое лекарство от кашля, которое не продали нашему герою. Более того, я попросила сразу два флакона, – и провизор подала мне их без лишних расспросов. В следующей торговой точке, которая, кстати, входит в одну из популярных аптечных сетей Усть-Илимска, я запросила препараты, которые раньше свободно продавали, не требуя дополнительных документов: антибиотик цефалоспорин III поколения (более знакомое читателю название препарата – «Цефтриаксон»), обезболивающее с кетопрофеном (препарат «Кетопрофен»), любой назальный спрей с фенилэфрином и гормональные таблетки. Здесь нам согласились продать все лекарства.

«С начала месяца к нам начали приходить люди с вопросами: «А можно купить?», «А разве не запретили продавать без рецепта?», – рассказывает фармацевт этой аптеки. – Эти препараты и раньше отпускались по назначению врача. Но мы идём людям на уступки. Если человек приходит и говорит: «А посоветуйте мне какой-нибудь антибиотик», мы отправляем его к врачу. Но если человек принимает всегда именно этот препарат и знает его, то мы встаём на сторону покупателя и отпускаем лекарство».

Девушка отмечает: о том, что её могут оштрафовать, она осведомлена. Но поскольку почти всех своих покупателей знает в лицо, отказать им не может. Думая, что ситуация едина по сети, я направилась в следующий филиал с тем же списком лекарств.

«У нас все антибиотики отпускаются строго по рецепту, – сразу остановил нас продавец. – Есть лекарства, которые остались без рецепта. Например, жаропонижающие, многие капли для носа, некоторые обезболивающие. Вообще же, чтобы горожане понимали: если в инструкции к лекарству чёрным по белому написано: «Отпускается по рецепту», – значит, нужно будет предъявить его фармацевту. В свободной продаже у нас находятся те препараты, которые выставлены на аптечной витрине. Конечно, если раскладку делал грамотный фармацевт. Интересуют конкретные названия? «Корвалол», «Цитрамон», «Нурофен» (если он без кодеина), «Парацетамол», «Кагоцел» – всё это сегодня отпускается без рецепта».

В наш разговор включается горожанка Ольга, она зашла в аптеку как раз за лекарством, которое сегодня попало в рецептурный список. «Хронический цистит. Обостряется 1-2 раза в год. Погода, простуда и прочее. Танцы до туалета начинаются в течение часа внезапно. Через 2 часа уже сильные рези и боли. Из антибиотиков очень эффективен «Нолицин», который можно забежать и купить в аптеке. Пропиваешь курсом 5-7 дней – и ты снова человек. Хронический цистит неизлечим и приходит внезапно. За два часа обострения ты готов вырвать аптечную дверь с петлями, чтобы боли прошли. Какой, извините, терапевт?» – возмущается девушка.

– «Этот антибиотик рецептурный, вам нужен рецепт для покупки. У вас есть назначение?» – интересуется фармацевт. – «При первом обращении доктор его прописал и рекомендовал в дальнейшем им лечиться. Просто я обычно покупаю только этот антибиотик». – «То есть вы на антибиотиках живёте?» – уточняет аптекарь. – «Нет, пью я их только когда «прихватит», и сейчас именно тот случай», – объясняет девушка. – «Если так, тогда я вам продам», – резюмирует фармацевт.

Зайдя в несколько городских аптек, мы выяснили, что в большинстве своём продавцы готовы закрыть глаза на отсутствие рецепта и отдать в руки «захворавшего» заветный препарат – если он «очень уж нужен». Чем же в итоге обернутся для нас эти очередные поправки в законе – крепким здоровьем или ещё одним поводом для головной боли, – покажет время.

Марина Кирьянова, Газета Вечерний Усть-Илим

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Слава
тамара, ведь никто не отменял то что из некоторых общедоступных лекарств делают тяжелые наркотики. О детях наших, которым на улице могут предложить эту дрянь, будем думать? Не с потолка же эти законы придумывают. К тому же привыкли у нас люди бесконтрольно жрать колеса а потом жалуются на здоровье с посаженными почками и печенью
тамара
Просто маразм какой то ,что еще запретят наши правители и небожитель . Чтоб они сами жили бы по своим законам ,какое право кучка недалеких амбициозный диктуют народу как ему жить. Просто сдохнуть хочется после всего в том числе от навязанных им услуг такое правительство нам не нужно. Сделайте лучше дороги а не занимайтесь херней я сама знаю без вас нахлебников как мне жить