В Картинной галерее открылась необычная и очень колоритная выставка «Этнические мотивы»

История нашей страны поистине уникальна. Но, пожалуй, одним из самых интересных её периодов является время, когда существовал Советский Союз. СССР стал не только первым в мире социалистическим государством, но и настоящим современным Вавилоном: 15 союзных республик, свыше 100 больших и малых народов, отличающихся друг от друга, но тесно связанных общей исторической судьбой, по праву считались частью огромной великой державы. Но вот что примечательно, при таком смешении народностей практически каждый этнос сумел сохранить свои язык, неповторимые традиции, искусство и народное творчество. Взять, к примеру, нашу Сибирь. Здесь коренное население, несомненно, обладает бесценным культурным и духовным наследием. Но что мы знаем об удивительных людях Севера? Практически ничего. Сейчас мы больше обращаем внимание на то, как живут в соседней Европе, следим за тем, что происходит в культурной жизни тех же Соединённых Штатов, забывая порой, что история нашей необъятной Родины, наших предков не менее интересна. Сегодня на территории современной России по-прежнему проживает огромное количество различных народов. У каждого из них свои уникальные обычаи, свои легенды, прикоснувшись к которым вы откроете для себя настоящую экзотику. Тем не менее, многие даже не знают, кто такие ханты, манси, тофалары. Последние, отметим, проживают в Иркутской области и уже считаются исчезающей народностью, их численность составляет всего 700 человек. Эти люди не избалованы дарами цивилизации. У них нет сотовой связи, Интернета. Им не страшны экономический кризис, отключение электроэнергии и аварии на теплотрассах, потому что они существуют в совершенно ином мире, можно сказать, в параллельной реальности. Как и их предки, коренные народы продолжают жить в единстве с природой, а их судьбы в основном зависят от их собственной воли и стойкости духа. Услышать рассказы о них, открыть для себя удивительные традиции, познакомиться с разнообразным и богатым фольклором – это настоящее счастье для учёных, писателей, поэтов и художников.

Отрадно то, что у жителей Усть-Илимска также есть хорошая возможность прикоснуться к загадочному искусству и открыть для себя удивительный мир северных народов. В начале марта в городской Картинной галерее открылась необычная и очень колоритная выставка «Этнические мотивы». Надо сказать, произведения на подобную тематику можно увидеть у нас довольно редко. В состав уникальной экспозиции вошло около 50-ти работ из «золотой коллекции» фонда Картинной галереи. Самый ранний из представленных шедевров датируется 1959 годом. В целом все картины отличаются богатым жанровым и стилистическим разнообразием. Возможно, именно поэтому практически каждый уголок экспозиции, объединённый общей тематикой, настолько интересен и ярок, что способен представлять собой самостоятельную группу. Здесь можно полюбоваться сюжетными композициями, отражающими быт и жизнь северных народов, увидеть удивительные портреты людей с редкой специфической и, можно сказать, этнической красотой, посмотреть на живописные и суровые пейзажи таёжного края, куда так редко ступала нога современного человека. Особо хочется отметить и мастерство местных художников, которые исполнили свои произведения в достаточно сложных и разнообразных видах графической техники, таких как офорт (гравюра на металле), литография (способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу), сухая игла (гравирование, основанное на процарапывании остриём твёрдой иглы штрихов на поверхности металлической доски), монотипия (графическая техника, где с помощью красок рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом отпечатывается на бумагу). Именно благодаря таким приёмам исполнения, привычная чёрно-белая графика становится более насыщенной и интересной, а живописные работы приобретают реалистичные и тонкие черты в исполнении.

Бутрова М. А. «Маленькие тувинцы едут в школу», 1960 г.

Большие эмоции у гостей выставки вызвала серия живописных и графических этюдов художницы Бутровой М.А. и её произведения: «Маленькие тувинцы едут в школу», «Тува у водопоя», «Переправа», «Первый снег. Эвенкийская почта.», «Осень. Маленькие тувинцы едут в интернат», «Тува. Танец орла». В качестве основы для своих работ автор выбирает очень поэтичные и лирические сюжеты. Только представьте: туманные равнины, бескрайний простор, а в долине, укрытые тенями гор, стоят юрты. В одной из них виден горящий очаг, люди готовят еду, и над этим безмолвным краем тонкой нитью струится маленький столбик дыма. Рядом со стойбищем, недалеко от жилища людей, пасутся огромные северные олени. А вокруг мрачная степь и скудная растительность: здесь царят жестокие холодные ветра, но, несмотря на суровость северных земель, пейзажи поражают своей красотой и одухотворённостью. Человек и природа тут едины, а значит, для кого-то этот северный дом по-своему уютен и любим.

На другом, чёрно-белом эскизе, можно рассмотреть не менее интересную композицию: сквозь зимний заснеженный лес, по непроторённым тропам, через «открытую» холодную реку переправляется на оленях группа людей. Так работает эвенкийская почта. Не страшны ей ни огромные расстояния, ни лютая снежная пурга, потому что в тех краях каждый знает, как дороги людям редкие бумажные письма – известия с Большой Земли.

Почти фантастическими покажутся зрителям и те живописные этюды, на которых художница изображает поездку тувинских детей в школу. Ну где ещё в современном мире можно увидеть такое: и мальчишки, и девчонки лет десяти, гордо и твёрдо держась в седле, сквозь глухую тайгу едут верхом на огромных оленях. За спиной у каждого висят кожаные ранцы и тюки с самыми необходимыми вещами. Дорога до ближайшей школы, протяжённостью в несколько десятков километров, опасна и достаточно рискованна. Но эти дети, несмотря на ранний возраст, уже способны стойко выдерживать любые испытания Севера.

Ананьин А. М. из серии «Жизнь в горах Алтая».«Яки (сарлыки)», 1985 г.

Достаточно оригинальными оказались и графические пейзажи Ананьина А.М. из серии «Жизнь в горах Алтая». В сюжетах этого графика чувствуется незримая связь, объединяющая всё живое. Каждая работа наполнена некой неведомой силой первозданного бытия, наверное, именно из-за этого на них можно любоваться бесконечно. Здесь перед гостями выставки открывается всё то волшебство, которое характерно только для девственной, нетронутой цивилизацией природы: огромные горы с острыми пиками, наполовину покрытые снегом, охраняют небольшую долину, в самом сердце которой застыло чистое зеркало озера. И вот заворожённый этой красотой зритель уже через несколько минут чувствует, что он не на выставке, а где-то там, внутри картины. Гуляет по просторной равнине, шагает по сухому мху, ощущает, как он хрустит под ногами, дышит чистым горным воздухом, а на его одежду серебряной пылью сыплет сверху безмолвное свинцовое небо. Здесь каждый вздох застывает, не успев сорваться с губ…

Продолжает радовать и удивлять своим творчеством и молодой художник Шоболов С.Н. Его произведение «Ветра порыв», представленное на экспозиции, произвело среди зрителей настоящий фурор! Это не просто портрет девушки с раскосыми асимметричными глазами и блестящими, как перья ворона, шикарными волосами – это энергетический оттиск загадочного женского образа. Вам может даже показаться, что и сам художник рисовал вовсе не девушку, а некую природную стихию, которую можно сравнить с дуновением весеннего тёплого ветра, способного в один миг измениться и стать порывистым, холодным. В картине чувствуется непредсказуемость, какая-то тайна и недосказанность, которая вновь и вновь заставляет возвращаться к холсту и ещё раз внимательно вглядываться в портрет.

Но на данной выставке, помимо шедевров изобразительного искусства, можно было увидеть и несколько удивительных коллекций красивых и экзотических вещей, привезённых из разных далёких стран. Например, полюбоваться причудливыми металлическими заварниками, предназначенными для чайной церемонии, животными-оберегами из сандалового дерева или керамическими статуэтками, созданными умельцами из Китая. А тем, кто ни разу не бывал в Индии, представилась хорошая возможность познакомиться с культурой этой страны, увидеть изящные металлические вазы, различные по форме сосуды, ритуальные чаши и, конечно же, знаменитую статуэтку «Танцующий Шива». Но и это ещё не всё! Среди прочих предметов изящного искусства, здесь можно было встретить редкие сувениры из Бурятии, Хакасии, Таиланда. Особой популярностью среди публики пользовался этнический уголок тунгусского народа, где оказались представлены такие уникальные экспонаты, как «Шаманская маска», «Горн охотничий», выполненный из бересты, настоящий «Шаманский бубен» из сыромятной медвежьей кожи и реалистичный макет «Тунгусского стойбища», ярко отражающий, как был организован быт северных народов, на котором расположились миниатюрные юрты, фигурки людей и оленей.

Работники Картинной галереи подготовили для гостей экспозиции ещё один приятный сюрприз: в самом центре выставочного зала, на огромной стене, была представлена персональная выставка 15-ти уникальных работ молодой и талантливой художницы Кристины Шебодаевой. Для тех, кто пока не знаком с творчеством этого потрясающего мастера чёрно-белой и цветной графики, есть хорошая возможность это исправить! Родилась и выросла Кристина Александровна в Усть-Илимске. Свой творческий путь и профессию художника она выбрала ещё с малых лет. Год за годом оттачивая талант и сохраняя верность своему главному увлечению, девушка добивалась всё новых и новых побед. В 2000-м году, окончив Школу искусств №1, поступила на художественно-графический факультет Усть-Илимского филиала ИГПУ. Сегодня художница преподаёт композицию и рисунок на отделении декоративно-прикладного искусства Школы искусств №2. С 2009 г. является постоянной участницей городских, региональных, всероссийских и международных выставок. А её работы уже успели украсить различные тематические экспозиции в Иркутске, Красноярске, Барнауле, Омске, Новосибирске и т.д. Залогом своего успеха Кристина считает ежедневный и многочасовой труд: «Художник, подобно спортсмену, должен неизменно стремиться к ещё большему результату! Стоит только немного расслабиться и несколько дней не рисовать, как тут же теряешь форму: рука не слушается, глаз становится «неострым», уже не можешь ухватить самого главного. Именно умение трудиться позволило мне стать постоянной участницей многих интересных экспозиций, познакомиться с творческими единомышленниками из других городов, найти какой-то свой стиль в самовыражении». Надо сказать, что любовь к этническим моти- вам, а также интерес к философии пробудились в творчестве мастера не сразу. Ещё будучи студенткой ИГПУ, девушка дважды побывала в Монголии. Впечатлённая этой страной, она выбрала темой своей дипломной работы зарисовку монгольских музыкантов с народными инструментами. Вдохновлённая поездкой, художница всерьёз начала изучать философию Востока, его культурные традиции, находя в них необычные для русского человека поэзию и гармонию. Из всех изобразительных жанров девушка отдаёт предпочтение графике, а любимыми материалами для создания своих полотен выбрала сангину, уголь, соус и простой графитный карандаш. Кстати, именно его большинство художников использует только для рисования лёгких набросков и пятиминутных эскизов. Кристина Александровна, наоборот, берёт карандашную основу для создания больших и самостоятельных произведений, что в мире искусства – большая редкость. Ко всему прочему, подобную графику нельзя назвать традиционной. В своих работах художница не боится экспериментировать, пробовать новые приёмы, совмещать различные материалы для усиления выразительного эффекта. Например, недавно она нашла ещё один лёгкий и интересный способ придать своим холстам «изюминку» и неповторимость: обычная копирка мнётся, а затем прикладывается к листу ватмана и проглаживается утюгом. После этой процедуры на белом листе остаются интересные фактурные следы и даже узоры. И подобных способов много! Как признаётся сама героиня выставки, её произведения зачастую рождаются совершенно случайно, из одного только образа, а потом постепенно усложняются и обогащаются деталями. Надо сказать, что такие спонтанные рисунки отличаются изумительной утончённостью, мастерством исполнения и чёткими точными линиями. Интересно и то, что героев её произведений нельзя отнести к какому-то одному характерному этносу. Это, скорее, собирательный художественный образ, обогащённый интересными и необычными символами, элементами одежды и быта. В каждой работе чувствуется зерно глубокого философского смысла, возможно, именно поэтому на них можно смотреть часами, наслаждаясь и изучая таинственную силу гармонии стихий, животных и человека.

Екатерина Вежливцева, Газета Вечерний Усть-Илим

Комментарии

Добавить комментарий
В Картинной галерее открылась необычная и очень колоритная выставка «Этнические мотивы»

Комментариев пока нет. Добавьте первый!

Поделиться страницей: