В ожидании ЕГЭ. Выпускники 2017 готовятся к новым испытаниям

Семьи, где нет «действующих» школьников, возможно, думают, что пресловутый ЕГЭ волнует одних лишь старшеклассников и их родителей, и то только в конце учебного года. И здесь они сильно ошибаются. Ожидание ЕГЭ начинает «трясти» впечатлительных мам и пап с момента, когда их дети переступают порог школы. А выпускников не отпускает вплоть до заветного дня вручения аттестата. В нашей стране «особая» форма сдачи итоговых экзаменов существует 16 лет. Процедура уже далеко не новая, понятная и хорошо известная. Однако споры вокруг этого явления, в том числе и по поводу его отмены, не затихают до сих пор. Но, несмотря на многочисленные судебные иски от родителей выпускников и критику экспертов, ЕГЭ жив. И даже замена федерального министра образования не ведёт к упразднению столь нелюбимого в народе госэкзамена. А значит, остаётся лишь утешать себя тем, что усть-илимским ребятам бояться ЕГЭ нужно меньше прочих. Так ли страшен «зверь», как его «малюют»? Ждать ли новых испытаний на прочность знаний выпускникам 2017 года? Попробуем в этом разобраться.

Единый госэкзамен придумал для России в 2001-м году тогдашний министр образования РФ (ныне – ректор РУДН Владимир Филиппов – прим.). Если быть точнее, он просто перенял опыт европейских стран, тем самым «вписав» Россию в международную систему образования, которая строится, как правило, на тестированиях. С тех пор ЕГЭ стал поводом для жарких дискуссий. Одни видят в нём множество плюсов. Прежде всего, отсутствие коррупции и, следовательно, объективность оценки. Кроме того, в ожидании экзаменов ученики готовятся к тестам самостоятельно – а это путь к лучшему усвоению знаний. И наконец, с результатами ЕГЭ легче поступить в любой российский ВУЗ. Есть и те, кто в противовес положительным моментам находят минусы. Многие считают, что в нынешних школьниках остаются неразвитыми коммуникационные навыки. Ведь в ходе ответа «по бланку» ученика совсем не видно, он не может себя проявить иначе, чем галочками в соответствующих графах. Спешка, паника, волнение и, как следствие, «метка» не в том окне – всё это может отрицательно отразиться на результате тестирования. А значит, педагог не может оценить истинную готовность ребёнка. Замечания возникают и к самим вопросам экзамена. Некоторые из них, по мнению экспертов, составлены некорректно. Но, пожалуй, главный упрёк – возрастают расходы на подготовку к экзаменам. По статистике, каждый второй выпускник для успешной сдачи экзаменов вынужден прибегать к услугам репетиторов. Казалось бы, уже сами по себе длительные споры – главный аргумент за отмену ЕГЭ. Однако он прочно вошёл в школьную жизнь российских учеников. Надежды на отмену столь волнительных испытаний возникли с назначением нынешней осенью нового министра образования РФ Ольги Васильевой. Однако она дала понять, что полностью отказываться от уже привычного формата ведомство не намерено. Но и останавливать преобразования в ЕГЭ власти не собираются.

Что нового?

В Управлении образования Администрации города поясняют: в нынешнем году принципиальных изменений в процедуре проведения итоговой аттестации не будет. Математику попрежнему можно будет сдавать на базовом и профильном уровнях. А в ЕГЭ по английскому языку сохранится устная часть. Новшества коснутся лишь структуры контрольных измерительных материалов по физике, химии и биологии. «В этих предметах убрали тестовую часть заданий. Блок с выбором варианта ответа остался только в экзамене по иностранным языкам. Данные меры исключают возможность «угадать» правильный ответ и случайно набрать дополнительные баллы. Отныне в состав КИМ включены задания, в том числе и с кратким пояснением, ответ на которые требует от участников ЕГЭ применения конкретных знаний учебного предмета. Кроме того, в первую часть экзамена добавлены новые виды заданий: заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы, нахождение правильно указанных обозначений в рисунке, анализ и синтез информации. Количество заданий по химии по сравнению с прошлым годом сократится с 40 до 34, по биологии – с 40 до 28. А время, отведённое на написание экзамена по последней дисциплине, наоборот, увеличивается – со 180 до 210 минут», – отмечает Наталья Ефременко, руководитель Центра развития образования.

Единственным, но довольно ощутимым новшеством приёмно-выпускной кампании 2017 года стали так называемые всероссийские проверочные работы. Это аналог традиционных, но изрядно подзабытых годовых контрольных, которые проведут по предметам, не являющимся обязательными для сдачи ЕГЭ. Если в 2016 году участие 4-х классов в написании ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру было добровольным, то сегодня оно стало обязательным. А 5-11-е классы будут участвовать в данных испытаниях по усмотрению местных педагогов.

О сроках и баллах

Так же, как и в прошлом году, во время итоговой аттестации во всех аудиториях будет вестись онлайн-наблюдение, а распечатка КИМов будет проводиться при участниках ЕГЭ.

Сдача экзаменов, как и прежде, пройдёт в три «волны»: с 14 марта по 7 апреля (досрочная), с 29 мая по 30 июня (основная) и с 4 по 15 сентября (резервная – для пересдачи экзамена по русскому языку и базовому уровню математики). Выбрать предметы для сдачи в основную волну 11-классникам предстояло до 1 февраля. Для выпускников прошлых лет и ряда других категорий, желающих снова сдать ЕГЭ, этот срок значительно увеличен: им нужно окончательно определиться за 2 недели до экзамена. На сегодня 475 выпускников нынешнего года и 21 – предыдущих лет, написали соответствующие заявления. Любопытен тот факт, что среди усть-илимских ребят не первый год особой популярностью пользуется обществознание. Его выбирает почти половина.

«С этого года для школьников предоставлено два резервных дня для сдачи экзаменов в случае, если выпускник по уважительной причине не смог посетить испытание в основную дату сдачи. Есть небольшое число выпускников, которые выбирают естественно-научные и гуманитарные предметы, экзамены по которым могут попасть на один день, например, информатику и литературу. В данной ситуации один из предметов можно будет сдать в день проведения экзамена, а другой – в резервный день», – поясняет Елена Анатольевна.

Добавим, что в этом году минимальное количество баллов по основным предметам осталось неизменным. Так, для получения аттестата требуется набрать по русскому языку – 24 балла, математике профильного уровня – 27 баллов. Для предметов по выбору определены следующие пороги прохождения: по иностранным языкам – 22 балла, по истории и литературе – 32 балла, по физике, химии и биологии – 36 баллов. Также обозначены минимальные баллы для ЕГЭ по географии – 37 баллов, по информатике и ИКТ – 40 баллов, а самый высокий порог предусмотрен для экзамена по обществознанию – 42 балла. Для поступления в ВУЗ баллы ЕГЭ должны быть не ниже следующих границ: русский язык – 36 баллов, математика профильного уровня – 27 баллов. Баллы предметов по выбору соответствуют тем, которые требуется набрать при получении аттестата.

Учитесь говорить красиво

Как и раньше, в 2017 году российских девятиклассников ждёт ГИА (Государственная итоговая аттестация) – обязательные экзамены для выпускников средней школы. Форма и задания являются одинаковыми для всех участников. Это делает ГИА прообразом ЕГЭ. Основные правила аттестации здесь не изменились. Как известно, до 2014 года участники ГИА сдавали четыре обязательных предмета. Затем число экзаменов сократилось до двух: русского языка и математики. В результате большинство учеников отказались сдавать дополнительные предметы, что отрицательно сказалось на уровне их общих знаний. Поэтому Минобрнауки вновь постепенно увеличивает количество экзаменов. В 2017 году их снова стало 4, в 2018-ом будет 5, а к 2020 году планируется провести проверку знаний по 6 предметам. Таким образом, для получения аттестата необходимо получить положительные результаты по всем четырём учебным предметам. Если отметки «подкачают», пересдать экзамен можно будет не более, чем по двум дисциплинам в резервные дни основного периода. Обучающиеся, не прошедшие ГИА или получившие плохие оценки более чем по двум предметам или повторно не сдавшие один из экзаменов в резервные дни основного периода, смогут пройти выпускные испытания уже не ранее 1 сентября 2017 года.

Определиться с предметами школьникам предстояло до 1 марта. На сегодня 860 усть-илимских 9-классников написали заявление на сдачу экзамена. Отметим, что и здесь лидирующую позицию занимает обществознание, которое планируют сдавать 523 ребёнка. Второй по популярности стала информатика – её выбрали более 300 человек. И с этим возникли некоторые сложности. Часть экзаменационных заданий ученик должен выполнить на электронном носителе – ноутбуке, компьютере или планшете. А значит, всех детей нужно обеспечить этими техническими устройствами и установить на них специальные программы. Учитывая тот факт, что на экзамен по одному предмету отводится один день, сделать это весьма проблематично. Кроме того, девятиклассникам, правда, не всем, а лишь немногочисленным участникам «пилотного» проекта, в этом году впервые предстоит сдать устную часть ГИА по русскому языку. Она позволит проверить навыки устного общения школьников: от верного интонирования речи до умения правильно излагать свои мысли. Но обязательной эта часть основного госэкзамена за 9-й класс станет лишь с 2018 года.

Есть мнение

До экзаменационных испытаний старшеклассников остаётся всё меньше времени. Есть мнение, что ЕГЭ – сильный стресс для школьника. Кроме того, многие считают, что детей «натаскивают» по вопросам, аналогичным в тестировании, забывая при этом учить их мыслить самостоятельно. Мы же решили поговорить с учениками, родителями и преподавателями, чтобы узнать их мысли по этому поводу.

Вячеслав, 19 лет, студент 2 курса местного филиала БГУЭП: «Я сдавал единый госэкзамен в 2015 году. Готовился в основном с помощью репетиторов (математика, русский, физика). Так как я учился в классе с физико-математическим уклоном, упор у нас был на математику и физику, и в 11 классе учителя по этим предметам старались дать как можно больше нужного для ЕГЭ материала. Сдал вроде неплохо, но можно было бы и лучше, если бы ещё сам готовился (русский – 84, математика – 74, физика – 74). Результаты экзаменов мне очень помогли. Поскольку я поступал на довольно востребованный факультет, мне нужны были высокие баллы, а с учётом того, что я закончил школу с медалью, мне прибавили ещё 10 баллов (итоговая сумма при поступлении – 242 балла). Эмоционально было тяжело на первом экзамене: когда я заполнял бланк, у меня очень тряслись руки, но уже где-то через час этот страх прошёл. На следующих экзаменах мне было вовсе не до волнения».

Ирина, мама десятиклассницы: «Моя дочь сдаёт единый государственный экзамен в следующем году. Я считаю, что это бессмысленная и совершенно бесполезная вещь, которая ничему не учит детей, кроме того, это всё психологически давит на ребёнка, вызывает у него страх. На мой взгляд, гораздо лучше живое общение с преподавателями в форме «билет-ответ», при этом ребёнок вживую общается с человеком, а не с пустой бумажкой. Дети учатся правильно говорить, выражать свои мысли, получая ответ на свои действия. Конечно, я буду волноваться за свою дочь, но я уверена в её силах, думаю, что она всё сдаст».

Татьяна, школьный учитель математики: «Сложно сказать однозначно, плох или хорош ЕГЭ. Есть, конечно, минусы: например, некоторые учителя «ненужные» для экзамена темы проходят вскользь, да и стресс выпускников тоже нельзя не учитывать. Но в едином госэкзамене, несомненно, есть и плюсы: во-первых, это определённые темы, будь то сочинение по русскому языку или задания по математике, которым ученик может уделить особое внимание при подготовке, и, во-вторых, ребёнок по результатам ЕГЭ имеет возможность поступить в любой ВУЗ страны, не сдавая при этом лишних экзаменов в самом университете и подав документы сразу в несколько учебных заведений».

Кристина, 16 лет, гимназия: «Я советую не выбирать много предметов, а сфокусироваться максимум на двух и выбирать их с умом. Нужно очень серьёзно относиться к экзаменам, потому что от них зависит наше будущее. Если вы внимательно слушаете учителя на уроках, своевременно выполняете домашние задания, то вполне можно получить высокие баллы. Не стоит «зубрить» день и ночь, этим вы ничего не добьётесь. Во всём нужно знать меру, даже в учёбе, как бы странно это ни звучало».

Марина Кирьянова, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет