В Приангарье началась операция «Снегоход»

Ежегодно по всей стране сотрудники Службы Гостехнадзора совместно с органами дорожной полиции и представителями ГИМС в зимний период проверяют, как эксплуатируются внедорожные мотосредства. В этом сезоне операция стартовала 6 февраля и продлится вплоть до 13 марта.

На сегодня в Усть-Илимском Гостехнадзоре зарегистрировано 214 единиц внедорожной мототехники, а именно 152 снегохода и 62 квадроцикла. Но, как говорит инженер-инспектор местного отдела Службы Павел Морозов, на самом деле такой техники на нашей территории «бегает» намного больше.

«Снегоходы и квадроциклы – это не только средство для активного отдыха и развлечений, это ещё и ответственность. Купить снегоход – это значит быть готовым к соблюдению ряда правил, – говорит Павел Владимирович. – Согласно закону, каж- дый владелец самоходной техники обязан зарегистрировать её в установленном порядке в Службе Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, иметь удостоверение на право управления категории А1 и полис ОСАГО (не подлежит страхованию только колёсная и гусеничная техника с конструктивной скоростью, равной или менее 20 км/ч), регулярно проходить техосмотр и соблюдать предписанные правила безопасности во время эксплуатации. На территории Усть-Илимска и Усть-Илимского района операцию «Снегоход» мы проводим уже больше 10 лет. Как показывает практика, зачастую владельцы снегоходов и квадроциклов не понимают, что это техника повышенной опасности. Из-за такой беспечности велика вероятность несчастных случаев. Наша задача – предупредить происшествия. Традиционно особое внимание во время профилактических мероприятий уделяется соблюдению правил использования техники, проверяется наличие регистрации, техосмотра и допуска к управлению внедорожными транспортными средствами. Рейды по выявлению нарушений проводятся в первую очередь на водоёмах города и района, на территориях посёлков, в том числе коттеджных, дачных кооперативов и баз отдыха, где есть прокат снегоходов и квадроциклов, также проверяются специализированные магазины с такой техникой. Модное зимнее транспортное средство за последнее время не только стремительно распространилось по просторам России, но и обросло мощными двигателями, обзавелось высокими скоростями. А по степени опасности для жизни и здоровья седока, пассажиров и окружающих – почти как автомобиль. Есть уже много примеров со смертельными авариями, когда погибали и водители, и сбитые лыжники».

Любителям прокатиться с ветерком на внедорожной технике стоит помнить, что все правила дорожного движения, прописанные законом для транспортных средств, к которым собственно и относятся снегоходы и квадроциклы, действуют и на дорогах общего пользования, и за их пределами. Наказания за их нарушения аналогичны для всех. Ведь это только кажется, что там, где заканчиваются дороги, заканчиваются и правила. Так, за управление внедорожной техникой без регистрации (после покупки снегоход необходимо поставить на учёт в течение 10 суток) штраф составит от 1500 до 2000 руб. Юридическим лицам за отсутствие регистрации ТС могут выписать штраф от 5000 до 10 000 руб. За езду без прав и других необходимых документов (полис ОСАГО, свидетельство о регистрации) налагается штраф в размере 500 рублей. Если вдруг собственник решил дать порулить другому лицу, у которого при себе нет документов, ему грозит штраф размером 3000 руб. Если у водителя вообще нет прав на управление транспортным средством, его ждёт наказание – от 5000 до 15 000 рублей. Если водитель лишён права управления транспортными средствами, но всё же сел за руль, ему придётся заплатить штраф в размере 30 000 рублей, либо «сесть» на срок до 15 суток, либо выполнить обязательные работы объёмом от 100 до 200 часов. При выявлении фактов управления техникой в состоянии алкогольного опьянения водитель будет лишён прав управления всеми видами автотехники на срок от 1,5 до 2 лет и заплатит штраф в размере 30 тысяч рублей. Если передал управление пьяному водителю – то же самое. А вот в случае, когда водитель, кроме того, что пьян, ещё и не имеет прав или лишён их, то ко всему прочему будет арестован на срок от 10 до 15 суток. Если человек снова решит сесть за руль пьяным, то это уже уголовное дело по статье 264.1. «В прошлом году в период действия аналогичной операции было выявлено 5 снегоходов, не прошедших процедуру техосмотра, 1 снегоход ездил без регистрации. На всех владельцев были составлены административные протоколы и наложены штрафы. Были в практике случаи с выявлением водителей, управляющих снегоходом в нетрезвом виде. Только по счастливой случайности тогда никто не пострадал, – говорит Павел Владимирович. – Лицам, осуществляющим прокат такой техники, тоже нужно понимать, что они несут полную ответственность за качество предоставляемых услуг. Поэтому, чтобы не допустить беды, они, помимо планового техосмотра, должны проводить ежедневную ревизию техники, не допускать к езде водителей без удостоверений, в алкогольном опьянении и детей; грамотно подбирать трассы и организовывать безопасные маршруты. Людям, которые хотели бы воспользоваться услугами проката снегоходов или квадроциклов, я бы посоветовал прежде проверить наличие у предпринимателя всех нормативных документов. Ведь если вам дал покататься на снегоходе «чужой дядя с улицы», и во время катания произошёл несчастный случай (вы попали в аварию, получили травмы), владелец техники может просто исчезнуть, и доказать его вину будет, возможно, не так просто. Бывает, что взрослые спокойно дают покататься на снегоходах, а часто и на квадроциклах, детям. Причём «самостоятельные» детишки выезжают в город, ездят по дорогам и тротуарам. Это вообще за гранью понимания: ведь это не игрушки, а тяжёлые и мощные транспортные средства. Думаю, мало кому из родителей придёт в голову посадить ребёнка за руль джипа и выпустить его в гордом одиночестве осваивать местные овраги. Но здесь почему-то родительский рефлекс не срабатывает».

Как показывает практика, нарушают больше по причине незнания законов. Но, как известно, сам по себе этот факт не освобождает от ответственности. Так что перед тем, как садиться на снегоход или квадроцикл, надо сначала как следует «подковаться». И перво-наперво зарегистрировать агрегат и официально получить соответствующие права на управление. Процедуры эти несложные и не займут много времени. Для регистрации нужно лишь предъявить в Гостехнадзор само приобретение, паспорт самоходной машины (как ПТС для автомобиля), договор купли-продажи, акт приёма/передачи, паспорт РФ и написать соответствующее заявление. После этого сотрудники Службы проведут техосмотр машины, а затем выдадут госзнаки, регистрационное свидетельство и документ, подтверждающий прохождение ТО. Кстати, техосмотр необходимо проходить раз в полгода тем, чей вездеход имеет больше 8 пассажирских мест, у кого меньше – раз в год.

Все внедорожные мототранспортные средства относятся к категории А1, т.е. для управления квадроциклом или снегоходом на законных основаниях потребуется удостоверение тракториста-машиниста категории A1. Его получение возможно при достижении водителем 16-летнего возраста (если за рулём зимней машины оказался несовершеннолетний, то вся ответственность ложится на его родителей). Чтобы стать владельцем удостоверения, для начала нужно пройти обучение в автошколе или учебном заведении, имеющем соответствующую лицензию. В нашем городе такую лицензию имеет только Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг (бывшее ПУ-66). Раньше закон позволял само- стоятельно изучить и теорию, и практику, но с ноября 2015 года такая подготовка запрещена. Затем необходимо пройти медицинскую комиссию и получить справку, в которой должно быть указано, что претендент годен именно к управлению самоходными машинами (а не обычными автомобилями). Только после этого можно сдать квалификационный экзамен, который проводится в Гостехнадзоре. В общем-то, экзамен по многим параметрам похож на экзамен в ГИБДД, но отличия всё же есть. Так, испытания состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть принимается по билетам, утверждённым Министерством сельского хозяйства РФ. Естественно, при подготовке к получению прав водителя квадроцикла или снегохода следует найти эти билеты и подробно их прорешать несколько раз. Стоит помнить, если теоретическую часть с первого раза сдать не удалось, повторный экзамен будет назначен не ранее чем через неделю. То же самое нужно сказать и о практической части. При этом трижды проваленный практический экзамен даёт возможность пройти обучение ещё раз. Причём на следующую пересдачу необходимо предоставить справку, выданную организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой будет отмечено, что гражданин прошёл повторное обучение практическим навыкам управления самоходными машинами.

Практический экзамен, в свою очередь, также состоит из двух частей: «автодрома» и «города».

Автодром включает следующие упражнения:

  • «эстакада» – начало движения с места на подъёме;
  • разворот при ограниченной ширине территории при одноразовом включении передачи;
  • постановка самоходной машины в бокс задним ходом;
  • агрегатирование машины с прицепом;
  • торможение и остановка на различных скоростях, включая экстренную остановку.

Во второй части практики проверяют знание и соблюдение Правил безопасной эксплуатации, дорожного движения, умение выполнять на самоходной машине манёвры в реальных условиях (для колёсных самоходных машин – в том числе в условиях реального дорожного движения), а также оценивать эксплуатационную ситуацию и правильно на неё реагировать.

По словам Павла Морозова, получить права категории А1 не составит особого труда: очередей в Гостехнадзоре нет, экзамены проводятся регулярно по графику. Для того чтобы пройти аттестацию, нужно иметь при себе: заявление, паспорт, медицинскую справку, водительское удостоверение (если имеется), две фотографии 3х4 см на матовой бумаге, документ, подтверждающий уплату госпошлины за выдачу удостоверения. Если испытания пройдены успешно, кандидату выдаётся удостоверение тракториста-машиниста сроком на 10 лет, и использовать его можно для управления и снегоходом, и квадроциклом. По вопросам регистрации, получения удостоверения категории А1 нужно обращаться в Службу Гостехнадзора Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району. по адресу: ул. Кирова, 9, каб. 206. Тел. 7-38-38.

К сведению: выезжать на лёд вне ледовых переправ (а их в нашем районе нет) строго запрещено, в том числе и на снегоходах. Не допускается выезд внедорожной техники на дороги общего пользования, а равно и на тротуары (прецеденты, к сожалению, в нашем городе были).

Марина Железовская, Газета Вечерний Усть-Илим

Комментарии

Добавить комментарий
В Приангарье началась операция «Снегоход»

Комментариев пока нет. Добавьте первый!

Поделиться страницей: