Премьера комедии Жана Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве» в Усть-Илимском театре драмы и комедии

В Усть-Илимском театре драмы и комедии – премьера. Режиссер Павел Ковальчук поставил комедию Жана Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве»…

Содержание пьесы, написанной по заказу французского короля Людовика XIV почти 350 лет назад, помнят, наверное, многие. Разбогатевший мещанин Журден изо всех сил стремится стать «своим» в дворянском обществе. Желая в кратчайшие сроки постичь уважаемые этим сословием «науки» - этикет, танцы, фехтование, изысканную речь etc. – он приглашает учителей, которые по-достоинству оценили и его щедрость, и его глупость. Умело используя слабости Журдена, они при любой возможности наживаются на этом хоть и недалеком, но, в общем-то, беззлобном, безобидном человеке, снедаемом непомерным тщеславием… К сожалению, за три сотни лет человечество так и не избавилось от пороков, которые сюжетная фабула пьесы позволила продемонстрировать известному французскому комедиографу так ярко, так выпукло. Лесть, ложь, тщеславие, глупость, чванство, лицемерие – все это в полной мере встречается и у наших современников. Не потому ли пьеса по-прежнему так актуальна? Ее до сих пор ставят провинциальные и столичные театры многих стран, по ее мотивам снято четыре кинофильма.

Как у любого творческого человека, у режиссера Павла Ковальчука – свое прочтение мольеровской комедии. Он полностью сохранил сюжетную линию и в какой-то мере – формат пьесы: автором она была задумана как комедия-балет, и в нашем варианте тоже немало танцев. Однако усть-илимский режиссер отказался от костюмов того времени, от оригинальной музыки, которую специально для комедии написал крупнейший композитор той эпохи Жан Батист Люлли. В итоге получилась эклектичная по форме постановка с вполне себе классическим содержанием. Хорошо это или плохо? Судить зрителю. А я предлагаю узнать, что говорит о своем выборе и своей работе сам режиссер.

- Павел, почему именно Мольер? И почему «Мещанин во дворянстве», а не другие известные пьесы комедиографа, тот же «Тартюф», «Дон Жуан», «Скупой», наконец?

- Выбор пал на Мольера, потому что у меня с ним похожее восприятие мира. Я тоже люблю юмор, иронию, сатиру. Почему именно «Мещанин»? Мне не близка тема донжуанства. Тартюф, чтобы совершать обман, прикрывается церковью, а в свете последних событий (споров церкви и театра) мне не хотелось бы вступать на эту территорию. Дорант в «Мещанине», кстати, это тот же Тартюф, но более человечный, что ли. И потом, тема, поднятая в «Мещанине…», актуальна и сегодня. Мы все в какой-то степени Журдены, а вокруг нас целая армия Дорантов, Тартюфов и прочих, которые говорят нам, какими мы должны быть, вынуждают нас стремиться к богатству, благосклонности сильных мира сего, растолковывают нам, кто враг, кто друг, кого любить, что смотреть, что говорить, что думать…

- Как вы лично относитесь к Журдену? Есть ли в вас к нему хоть капелька жалости, снисхождения?

- Жалко ли мне Журдена? Конечно! Мы вообще эту историю попытались представить именно глазами Журдена. На мой взгляд, Мольер в своей пьесе не высмеивает конкретного человека, который пытается стать дворянином. Мне думается, Мольер на самом деле плачет о том, что мы живём в «вертикальном» мире. И каждый пытается подняться по этой вертикали как можно выше. Сам Мольер всю жизнь зависел от благосклонности к нему и к его театру высших особ. Он остро чувствовал это неравенство и очень страдал от этого.

- На сайте Усть-Илимского театра драмы и комедии говорится, что ваша постановка сделана в «постмодернистском ключе»… А как бы вы сами определили ее жанр? И почему именно к такому способу общения со зрителем обратились?

- Я думаю, что жанр, который заявлен самим автором, нам удалось сохранить. Это - комедия. Но если у Мольера это комедия положений, то мы попробовали добавить в спектакль психологизма, «оживить» героев. Ведь у Мольера все герои обладают какой-либо яркой, доминирующей чертой. Журден глуп, Дорант хитер и т.д. Хотелось от этого уйти, сделать их более сложными. Решение поставить спектакль в таком ключе пришло постепенно, во время репетиций. Как-то не захотелось надевать парики, пышные платья и вообще реанимировать Францию 17-го века, которую вряд ли кто из нас может себе представить. Так постепенно родились образы. Процесс создания спектакля вообще вещь сложная, не все там можно проверить алгеброй, многое делается интуитивно.

- Что за музыка звучит в спектакле? Кто ее подбирал?

- Подборкой музыки занимался я. За исключением одной мелодии Баха и песни Вадима Казаченко, всю музыку специально для спектакля написал Николай Лобынцев, муж одной из наших актрис, а одну песню исполнил и записал Александр Гюрджян, лидер местной рок-группы «Полемика». Кстати, тексты всех песен взяты из пьесы, это стихотворные переводы с французского арго.

- Были ли трудности в работе над комедией? Как вы их преодолели?

- Конечно, не все шутки трёхсотлетней давности кажутся сегодня смешными… Поэтому и ставить пьесу в классическом русле я не стал. Мы с актёрами искали юмор Мольера в сегодняшнем дне, пытались найти адекватные эквиваленты Франции тех лет в современной жизни. Что получилось, сказать не могу, так как я - очень заинтересованное лицо. Только встреча спектакля со зрителем показывает, что удалось, а что нет. Это – самый верный критерий.

Что ж, у устьилимцев есть прекрасная возможность встретиться с искрометной комедией Мольера «Мещанин во дворянстве» в постановке Павла Ковальчука. Премьерные показы пройдут 4 и 26 февраля в 18.00. (12+). Билеты – в кассе театра.

Виктория Александрова, Газета Вестник Усть-Илимского ЛПК

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет