Мода на вейпинг дошла и до Усть-Илимска

Мода на вейпинг дошла и до Усть-Илимска

Всё чаще на улицах города, около различных учреждений и даже в школах можно встретить молодых людей, беззастенчиво затягивающихся то ли дымом, то ли паром с помощью специального приспособления. Это вейперы – поклонники электронных устройств, предназначенных для имитации курения. Общественники, некоторые родители и учителя бьют тревогу, ведь в ряды вейперов попадают и малолетние дети. Попробуем разобраться, что за «зверь» такой, этот вейпер, что он «курит», и вредно ли это для окружающих?

В последнее время, особенно после вступления в силу «закона о курении», по стране широко распространились разнообразные электронные приспособления, имитирующие этот процесс. Вариаций их множество, но действие и, соответственно, название у всех общее – электронные системы доставки никотина (ЭСДН). В этих устройствах вместо табака используется жидкость (на сленге – «жижка», «джус» и ещё несколько терминов), поэтому, строго говоря, это даже не сигареты, поскольку там ничего не горит. «Vape» дословно с английского переводится как «пар», а «vaping» – «парение». Сегодня этим иностранным словом обозначается целое движение молодых людей по всему миру, их так и называют – вейперы. То, что они держат в руках, является парогенератором, который состоит из нескольких частей: корпус, мундштук (картридж), аккумулятор, нагреватель (атомайзер), ёмкость для жидкости. Большинство электронных приспособлений – многоразовые со сменными картриджами, их можно заряжать, а потом снова использовать. Есть и одноразовые устройства. Все они работают по принципу ингалятора. Современные модели автоматические: когда пользователь начинает курить и делает затяжку, датчик активирует нагревательный элемент, который испаряет жидкий раствор, находящийся в картридже-мундштуке. Вдыхаемый пар выглядит как дым.

Выбор жидкостей для курения весьма разнообразен. Но каков их состав? Основные компоненты «заправки» – это глицерин (густая прозрачная жидкость, добываемая путём химической обработки жиров, используется в различных отраслях промышленности в разных целях, в том числе помогает смешивать несмешиваемые вещества), пропиленгликоль (нефтепродукт, используется в качестве влагоудерживающего вещества в пищевых продуктах, косметике и пр., в электронных сигаретах – для создания искусственного пара, доносит до лёгких никотин и другие вещества) и ароматизаторы. Также в их состав может входить или не входить никотин, при этом его количество варьируется. Что ещё содержится в жидкостях для курения, никто с уверенностью сказать не может, так как обязательной сертификации они пока не подлежат. Однако, судя по многочисленным исследованиям, которые проводятся как за рубежом, так и в нашей стране, в составе жидкостей для ЭСДН находятся и такие вещества, как диэтиленгликоль, который также содержится в антифризе, нитросамин – вещество, способное провоцировать рак у людей, и оно содержится в электронных сигаретах в большом количестве, и ещё ряд разнообразных «химикатов». Кроме того, в тех жидкостях, на упаковке которых в составе не значился никотин, он таки присутствовал. А ещё, несмотря на то, что такие добавки, как глицерин и пропиленгликоль считаются пищевыми, их безвредность под большим вопросом: при нагревании эти вещества выделяют высокотоксичные канцерогены. В общем, учёные и медики в один голос твердят, что модное увлечение далеко не так безобидно.

С ними полностью согласна и Влада Сидорина, заведующая педиатрическим лечебно-профилактическим отделением детской городской поликлиники №2: «Разнообразие жидких курительных смесей поражает, и с каждым днём оно неумолимо растёт. Что там в составе, доподлинно неизвестно – лаборатории просто не успевают отслеживать новинки. Но вот даже по тому составу, что известен, с уверенностью можно сказать, что так называемое «парение» может привести к очень плачевным последствиям, – говорит Влада Викторовна. – Это и нарушение сердечного ритма, и различные бронхо-лёгочные заболевания, аллергические реакции, вплоть до отёка Квинке и удушья, кашель, боль в желудке, отмирание клеток мозга – а это развитие слабоумия, и прочее. Неокрепший детский организм очень остро реагирует на негативное влияние извне, ещё опасней это становится, если у ребёнка есть то или иное заболевание, например, бронхиальная астма или аллергия. А как всё это отразится в будущем? Как минимум хроническими заболеваниями, бесплодием, рождением больных детей, как максимум – инвалидностью и ранней смертью. Кроме того, увлечение легко может перерасти в пагубную привычку, и ребёнок может начать курить, выпивать алкоголь или попробует наркотики. Как правило, неустоявшаяся психика со временем «начинает требовать» допинга всё чаще, дозы его увеличиваются, состав становится «тяжелее» – вот она, психологическая зависимость. Небезопасен выпускаемый пар вейперами и для окружающих». Но производители, рекламщики, да и сами вейперы с завидным упорством игнорируют эти данные. В социальных сетях, на специализированных интернет-платформах твердят о том, что это якобы безопасное увлечение, размещают на своих ресурсах фото и видео со звёздными вейперами: то есть с большим усердием и, надо сказать, весьма небезуспешно вовлекают в свои сети всё новых потребителей, среди которых подростки и дети. Последние, кстати, вооружившись познаниями из Всемирной паутины и следуя модной тенденции, отправляются в магазины за современным девайсом. Как ни странно, в большинстве случаев спокойно его приобретают.

Мы решили провести собственный эксперимент и организовали «контрольную закупку» в одном из вейпшопов (специализированный магазин – прим. авт.) нашего города. Закупаться электронной сигаретой и курительной жидкостью под нашим и родительским контролем отправился несовершеннолетний юноша. Продавец, не моргнув глазом и не спросив паспорт у подростка, показала весь имеющийся ассортимент смесей и модели электронных сигарет. После того как молодой человек определился, продавец спокойно продала товар. Когда подошли к ней мы, взрослые, и задали вопрос о том, как она могла продать никотиносодержащий товар ребёнку, женщина ответила: «А мне никто не сказал, что нельзя. Насколько я знаю, это не запрещено». В общем, без комментариев. А кому-то, как бы это ужасно ни звучало, сигарету, хоть и электронную, покупают родители! Можно понять производителей, рекламщиков и продавцов – им жизненно необходимо поступление «свежей крови», ведь от спроса на эту продукцию напрямую зависит их материальное благополучие. А вот что получают родители? Зависимого от вредной привычки ребёнка, возможно, букет разнообразных болезней и умственную отсталость собственного чада. Но не будем дальше разбирать моральную сторону такой родительской «любви и заботы», посмотрим, что же делает ребёнок, получив новую «игрушку» во владение. Он идёт к друзьям во двор, в школу, конечно, прихватив с собой модное приспособление, чтобы похвастаться и выглядеть "крутым". Окружающие подростка ребята тоже пробуют «покурить», кому-то нравится, и он, в свою очередь, торопится обзавестись таким же приборчиком (тем более, что вокруг все твердят о безопасности и «тренде»), мало кто «проходит мимо». А мода на подобную забаву между тем растёт. Подростков привлекает такое парение своим вкусом и ароматом, имитирующим ваниль, вишню или шоколадные конфеты и т.д. Им кажется, что модные словечки делают их оригинальнее, а вредные привычки – взрослее. А ещё они "на полном серьёзе" считают, что за парение их никто наказать не может.

Вейперы запарили (с ударением на третий слог – прим. авт.) города России – они парят на остановках, в парках, на работе, в учебных заведениях, не стесняясь никого и ничего. И в нашем городе время от времени выявляются похожие случаи. В одной школе подростки курили электронную сигарету прямо в туалете, и заметили их совершенно случайно (запах от пара развеивается довольно быстро, и на обычную сигарету он не похож), в другой ученики «затягивались» в раздевалке перед уроком физкультуры, передавая прибор по кругу, а в третьей – ещё и продавали приборы. Нужно сказать, что это дело ответственные лица не пускают на самотёк. Как говорит Марина Воронкова, начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования городского Управления образования, все выявленные случаи разбираются, на разговоры вызывают родителей. В школах проводят собрания, где рассказывают о вреде курения вообще и электронных сигарет в частности. В беседах со школьниками и родителями принимают участие сотрудники полиции и врачи.

Но почему же курильщики-электронщики позволяют себе такие вольности? Всё довольно просто: в нашей стране пока нет закона, хоть как-то регулирующего продажу, рекламу и употребление жидких курительных смесей и ЭСДН. На сегодня в некоторых странах Евросоюза действует полный запрет на курение и продажу электронных девайсов и жидкостей для курения, ещё в нескольких – они приравнены к обычным сигаретам, следовательно, на них также распространяются местные законы об ограничении курения табака.

Из различных регионов нашей необъятной Родины всё чаще поступают сигналы о необходимости на законодательном уровне решать проблему. Было уже несколько инициатив, предлагающих так или иначе ограничить электронные перекуры. Например, депутаты Государственной Думы в декабре прошлого года рассмотрели законопроект «Об особенностях оборота электронных систем доставки никотина», призванный урегулировать отношения в области индустрии ЭСДН и курительных смесей для них. Но вопрос его принятия пока остался открытым – проект отправили на доработку. Тогда же, в декабре, был внесён ещё один законопроект, приравнивающий электронные сигареты к обычным со всеми вытекающими последствиями, – запретом их рекламы, а также продажи подросткам, курения в общественных местах и прочее. Свою лепту внёс и Минздрав России, разработав проект концепции госполитики против потребления табака на 2017-2022 годы, в котором существенно расширяются ограничения на курение, а также предлагается распространить все существующие и будущие запреты и на электронные сигареты.

Что же, решение проблемы так и остаётся в подвешенном состоянии. На ноябрьском пленарном заседании в первом чтении народные избранники пока лишь признали электронные сигареты и жидкости для вейпинга подакцизными товарами. Таким образом, жидкость с никотином подорожает в среднем на 300 рублей, а одноразовые устройства – на 40. При этом ставки планируют повышать каждый следующий год.

Тем временем многие территории пытаются самостоятельно бороться с повальной эпидемией вейпинга: на уровне городских администраций разрабатываются нормативные акты, запрещающие использование средств, имитирующих табакокурение в общественных местах, дополняют уставы школ, запрещая ношение, хранение и использование электронных сигарет на территориях учебных заведений и пр. А депутаты Мосгордумы приняли резолюцию по ограничению продажи и потребления устройств, имитирующих курение. Неплохо было бы поднять этот вопрос и на нашей территории. Ну и, конечно, родителям самим нужно быть повнимательнее к своим чадам. Да, мы не можем запереть ребёнка в квартире, не можем полностью оградить от общения, от Интернета, но в наших силах отслеживать: с кем и как он общается, чем увлекается, и вовремя объяснять, «что такое хорошо и что такое – плохо».

Кроме контрольной закупки, мы включили в наш эксперимент опрос школьников и их родителей. Мы спросили у устьилимцев, знают ли они о существовании вейпинга, как относятся к этому увлечению, пробовали ли сами или их знакомые курить электронные сигареты, считают ли их опасными для здоровья, что думают по поводу «парения» в общественных местах. Все имена по просьбе респондентов изменены, возраст указан реальный.

Андрей, 14 лет: «Конечно, я знаю, что такое вейпинг. Почти все мои друзья и одноклассники пробовали «парить». Мы считаем, что никакой опасности в этом нет. Что такого-то? Ну, ароматизаторы разные вкусные, никотин в них отсутствует. Так что, думаю, никакого вреда ни для вейпера, ни для окружающих «парение» не несёт. Родителям, конечно, мы не говорим об этом – мало ли, ругать ещё будут. Зачем лишний раз их «драконить».

Кирилл, 10 лет: «А что такое вейпинг? Не знаю. Электронные сигареты знаю. Я сам не пробовал курить. Честно. А мои друзья некоторые пробовали. Я видел, что «старшики» что-то такое тоже курят в лесочке за школой. Может быть, это и опасно – не знаю точно. Мама говорила, что не нужно пробовать ни курить, ни что-то другое, а то можно заболеть».

Анастасия, 16 лет: «Да, я знаю про вейпинг. Это сейчас очень модно. Мои друзья таким не увлекаются. У нас очень много интересных дел, и мы умеем весело проводить время без каких-либо дополнительных стимуляторов. Да, есть знакомые, которые хоть раз, но попробовали покурить. Лично я за здоровый образ жизни, поэтому не курю, не выпиваю алкоголь, занимаюсь спортом. И кстати, считаю, что это намного лучше – чувствуешь себя хорошо. А вот те, кто пристрастился к электронным сигаретам, говорят, что иногда кашляют, бегать на физкультуре им тяжелее становится. Я против подобной гадости – не может это быть безопасным!».

Анна, 35 лет: «Впервые я узнала о вейпинге от сына. У нас с ним доверительные отношения, поэтому он рассказал, что его друг предложил ему покурить какую-то смесь. Мы вместе нашли в Интернете информацию об этих электронных приспособлениях и о смесях и пришли к выводу, что даже пробовать не стоит, что это вредно для здоровья. Он у меня занимается боксом, тренер постоянно говорит своим подопечным о вреде наркотиков, алкоголя, курения. Поэтому, надеюсь, что мой ребёнок никогда не будет заниматься чем-то подобным. Думаю, что за современными детьми вообще нужен глаз да глаз: они все такие продвинутые, быстро взрослеют, у них много соблазнов. Мы, взрослые, обязаны изо всех сил ограждать их от негативного влияния улицы и Интернета».

Артур, 28 лет: «По поводу вейпа: лично я – не против, но есть несколько «НО». Во-первых, не нужно, чтобы этим занимались дети, необходимо контролировать продажу устройств и наказывать тех, кто нарушает закон. Во-вторых, надо установить контроль за всеми жидкостями, смесями и прочим для курения – сейчас, по сути, нет никакого контроля за составляющими «жижи». Покупают её в Китае и в прочих странах, изготавливают из-под полы в России, а что там мешают – ни продавцы, ни парильщики не знают. Вот колбасу, к примеру, проверяют же…».

Руслан, 15 лет: «Знаю, что такое. И сам парю. А что? Мне нравится. Тем более я знаю, что это не опасно. Законом не запрещено, поэтому парю, где хочу и когда хочу. Это моё личное дело».

Мария, 45 лет: «Я сама не курю, но к привычкам других, несмотря на то, вредные они или нет, отношусь спокойно, если это никому не мешает. Конечно, раздражают курильщики, которые не считаются с окружающими – курят в лифтах, подъездах. Теперь вот появились какие-то непонятные устройства: недавно видела, как в автобусе девушка с парнем дым пускали. Я аж дар речи потеряла: вот так, среди белого дня, да ещё и в общественном транспорте, открыто что-то там курить… Я сделала им замечание, а они ответили, что это не дым, а пар, и что в нём ничего вредного нет, что это просто развлечение. Но я не знаю, мне кажется, что это какие-то наркотики».

Виталий, 32 года: «Я курил со школьной скамьи с небольшими перерывами. Всё хотел бросить, но не мог. А потом купил себе самую простую «электронку», докурил пачку обычных сигарет и больше их не курил. Прошёл год, и я вообще не курю ничего. Стал чувствовать себя лучше, перестал кашлять, вернулись вкус и обоняние. Так что каждый решает для себя сам: для кого-то парение – это модно, а кто-то решает подобным образом свои проблемы. Я вот решил, к счастью. Считаю, что, во всяком случае, ни простые, ни электронные сигареты детям до 18 лет не должны быть доступны. Всё-таки это наше будущее».

Екатерина, 30 лет: «Узнала я об этих вейперах недавно. Гуляла с ребёнком в парке, увидела, как группа молодых людей, сидя на лавочке, что-то курит. Я не поняла, что это за устройство у них, но потом пришла домой и почитала в Интернете. Мне кажется – это полнейший ужас. Кое-где, конечно, пишут, что это вредно, но в основном расписывают это парение, как что-то хорошее и безопасное. Но ведь любому здравомыслящему человеку должно быть понятно, что не может химия быть безвредной. При этом пользователи на форумах часто выражаются так, как будто они вообще не знакомы с этикетом и их не учили уважительно относиться к окружающим. Агитируют за парение в общественных местах, выкладывают свои фото. Никакой культуры. Не хотела бы я, чтобы мой ребёнок общался с такими людьми или даже видел, как они курят, и дышал их ядовитыми «выхлопами». Хотелось бы, чтобы поскорее приняли закон, запрещающий курить электронные сигареты в общественных местах».

Марина Железовская, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Insight
Автор-паникёр