История строительства трассы Братск–Усть-Илимск в газетных очерках

«Письма из прошлого» – именно под таким названием публиковалась рубрика, посвящённая юбилею начала строительства трассы Братск–Усть-Илимск, в газете «Вечерний Усть-Илим» с 21 июня по 25 октября 2017 года.

Транспортировка первого экскаватора по трассе «Братск — Усть-Илим» в 1965 году. Фото Брюханенко Эдгар Дмитриевич

Послевоенное время в истории нашей страны было поистине уникальным. Советский Союз, принявший на себя основной удар во Второй мировой войне и внёсший решающий вклад в дело разгрома гитлеровской Германии, смог не только в короткие сроки восстановиться, но и шагнуть далеко вперёд. В 50-е и 60-е годы XX века бурно развивалось буквально всё: тяжёлая, радиоэлектронная, атомная, космическая, химическая промышленность, приборостроение, электроэнергетика и многое другое. Ежегодно рождались сотни новых предприятий, а на карте появлялись новые города. И конечно, все эти события не могли не найти своего отражения в тогдашних средствах массовой информации. Радио, телевидение и газеты наперебой рассказывали о достижениях советских граждан в сельском хозяйстве и производстве, образовании и культуре, науке и спорте. С инициативой напомнить об общей атмосфере труда и больших свершений, царившей в тот период, в редакцию газеты обратился Почётный гражданин Усть-Илимска Иван Павлович Демьяник.

В 1962 году, то есть ровно 55 лет назад (от 2017 года – прим.), стартовало строительство трассы Братск–Усть-Илимск. Точный месяц и день, когда начались масштабные работы, сейчас уже никто не назовёт. По словам Ивана Павловича, юбилей будет отмечаться в декабре 2017-го. Мы же, к примеру, в одной из газет советского времени нашли упоминание, что бригада лесорубов Сергея Неупокоева приступила к вырубке просеки для автодороги Падун–Анчириково, которая явилась первым звеном будущей автомобильной трассы Братск–Усть-Илимск, в феврале 1962 года. Впрочем, несмотря на неопределённость с датами, очевидным остаётся тот факт, что строительство дороги стало событием эпохальным. Детище руководителя производственного объединения «Братскгэсстрой» Ивана Ивановича Наймушина рождалось очень непросто. Понадобилось несколько лет упорного труда сотен людей, чтобы в 1965-ом открылся сквозной проезд до Усть-Илима длиной почти в 250 километров! Лесорубы, геодезисты, монтажники ЛЭП, машинисты экскаваторов и бульдозеров и, конечно, автомобилисты смогли отвоевать-таки у суровой тайги право проложить здесь ровное дорожное полотно. И уже по нему, а не по замёрзшей реке к нам стали доставлять стройматериалы и промышленное оборудование, продовольствие и предметы первой необходимости. Иными словами, всё то, благодаря чему стало возможным возвести в глухом сибирском уголке город, ГЭС, ЛПК и пр.

Вот об этом событии и предложил вспомнить Иван Демьяник. К слову, в качестве водителя он приехал сюда в 1966 году уже после открытия проезда, но и тогда для строителей трассы было ещё очень много работы. Иван Павлович трудился в районе 130-го километра (п. Эдучанка) вначале на 205-м МАЗе, а затем на более «увесистом» КрАЗе. И на его долю в те годы пришлось немало трудностей и испытаний. В 1972-ом он был назначен начальником автоколонны в АТУ-8, затем директором АТУ-10 БГС, а с 1983 года работал заместителем начальника ИЛПУ, директором ИЛПП-3. Инициативный и энергичный по натуре, Иван Демьяник сегодня является председателем Совета ветеранов автомобильного транспорта г. Усть-Илимска. Не так давно он побывал в Братске, где внимательно изучил, что писали в газетах соседнего города в период с 1962 по 1964 годы про строительство судьбоносной трассы. В итоге родилась идея вновь опубликовать на страницах «Вечернего Усть-Илима» заметки, материалы и очерки того времени, так или иначе связанные с этим событием. Надеемся, что представленные статьи помогут читателям погрузиться в ту, не побоимся этих слов, романтическую и героическую атмосферу, когда люди совершали настоящие трудовые подвиги ради процветания всей страны.

Рубрика с говорящим названием «Письма из прошлого» была завершена к Дню автомобилиста, который празднуется в последнее воскресенье октября: всё-таки шофёрская братия внесла в дело прокладки новой дороги огромнейший вклад и его значение сегодня трудно переоценить.

Письма из прошлого