Усть-Илим сегодня и завтра. Проектным заданием «дорога жизни» должна быть закончена к маю 1964 года
Газета «Огни Ангары», 21 апреля 1963 г.
Так было у Толстого мыса совсем недавно, пока весеннее солнце не внесло свои коррективы в строительные и исследовательские работы. Всю зиму стояли на ангарском льду буровые вышки. Геологи зондировали основание будущей плотины. Теперь уже можно уверенно говорить о геологических условиях стройки. Для строителей будущей плотины небезынтересно будет знать, что толща диабаза в основании превышает 120 метров (в Братске она до 60 метров).
Теперь уже буровые вышки сняты. Основные работы развернулись в посёлке первых строителей. Сейчас там около 150 человек. Шесть строительных бригад Павла Ступака, Михаила Журавеля, Петра Федоровича, Григория Притулы, Иннокентия Перетолчина и Валентина Беспалова строят пекарню, баню, столовую, закладывают фундаменты двухэтажных домов и зданий производственных зданий. 150 человек живут напряжённой трудовой жизнью.
Перед этим небольшим коллективом поставлена большая и очень ответственная задача. Как форпост новой гидростанции, они своей работой определяют сроки строительства. Строители Усть-Илима должны в этом году заложить основу будущих работ, создать минимальные жилищные условия для строителей, развернуть строительство дороги.
Сейчас уже можно более определённо говорит о проектной и технической характеристике Усть-Илимской ГЭС. Общая мощность десяти агрегатов, рабочие колёса которых будут завозиться из Ленинграда по Северному морскому пути, составит 4 миллиона 300 тысяч киловатт (Братская – 4 миллиона 500 тысяч киловатт), объём водохранилища – 59 миллиардов кубометров (Братское море – 179 миллиардов километров). Первый из десяти агрегатов намечено ввести в действие в июне 1969 года с тем, чтобы в 1970 году выйти на проектную мощность.
Как видите, задачи уже стоят конкретные и очень весомые. Теперь ясно определяется значение каждого участка подготовительных работ.
«Дорогой жизни» называют строители дорогу к Толстому мысу. Это не просто поэтическое название. Дорога – это первоочередной объект для строительства новой гидростанции на Ангаре, это основа успешного разворота работ.
Извилистой просекой легла она между опорными пунктами Кобляково, Седаново, Воробьёво, Толстым мысом. В конце марта механизированная бригада Николая Юдина, проходя в сутки по два километра, первая вышла из леса на Толстый мыс. Так была завершена упорная борьба с тайгой. По временной дороге пошли первые грузы, первые дизельные электростанции.
1963 год станет основным годом в строительстве постоянной трассы Братск – Усть-Илимск. Проектным заданием она должна быть закончена к маю 1964 года. Насколько это трудоёмкая работа, говорит только такой факт: на трассе нужно произвести 7 миллионов 100 тысяч кубометров земельно-скальных работ. Из них в 1963 году - 3 миллиона 800 тысяч кубометров. Возвести 251 искусственное сооружение.
К этому времени должна быть построена и линия электропередач.
Условия на строительстве трассы сейчас крайне тяжёлые. Весенняя распутица фактически уже прервала сообщение по временной дороге. Посёлки и будочки лесорубов стали маленькими островками в безбрежном море тайги. И так будет, пока летнее солнце не выпьет весеннюю влагу. В это время основная нагрузка по сообщению с опорными пунктами ложится на речников Братска.
Комментарии
Комментариев пока нет