Дорога в Усть-Илимск

Иван Покатилов

После окончания в 1972 году лесоинженерного факультета Сибирского технологического института я четыре года отработал в Кемеровской области техноруком и начальником лесозаготовительного участка. Здесь я получил первый опыт и специалиста, и руководителя, который мне пригодился в дальнейшей производственной и общественной работе.

В 1975 году мы побывали в Усть-Илимске. И, конечно, нас поразил грандиозный размах строительства в молодом городе. Впечатлило всё: и Усть-Илимская ГЭС на красавице Ангаре, и возводимый с помощью стран СЭВ, самый современный по тому времени ЛПК, и строившаяся по лучшим проектам, правобережная часть города Усть-Илимска. Поразила богатая лесосырьевая база, которая была рассчитана для работы ЛПК на неистощимое лесопользование с расчётной лесосекой более 6 млн. куб. в год. Строилась социальная и производственная инфраструктура. В Кемеровской области лесосырьевая база была истощена. Мой выбор однозначно был сделан в пользу Усть-Илимска. Жена с маленьким сынишкой уехали раньше, пока я улаживал свои партийные дела. Наконец, бюрократические препоны со стороны партийных руководящих органов были решены, меня уже ничто не держало на старом месте.

Самолетом долетел до Братска, а дальше нужно было искать попутку. Транспорт нашёлся – водитель «Москвича-412» согласился подвести меня и ещё двух пассажиров до Усть-Илимска. В дороге не обошлось без курьёза. На календаре 16 октября 1976 года. На дороге снег, температура минус 5. Сначала нашу машину пришлось толкать на подъёмах, так как шины были старые и сильно изношены. Затем машина заглохла. Водитель несколько часов пытался выяснить причину поломки, пока не вспомнил, что бензин, который он залил, был не той марки, который должен быть. Хорошо, что у него была запасная канистра с бензином, так что ночевать в пути нам не пришлось. В город приехали поздно вечером. Мне предстояло найти дом, в котором остановилась жена. Сотовых телефонов не было, ночью спросить не у кого, так что добрался я до квартиры, где меня ждали, уже 17 октября. На следующий день вышел на работу в ПЛО «Илимсклес», которое размещалось в двухэтажном деревянном здании на улице Комсомольская, 6. Вот так мы и оказались на Усть-Илимской земле, в городе, который стал для нас второй малой Родиной. 18 октября 1976 года я оформился на работу в ПЛО «Илимсклес» на свободную вакансию – инженера технического отдела и встал на партийный учёт. Начинали жить мы с семьёй в семейном общежитии по ул. Героев Труда, 9. Работая на производстве в разных должностях: инженер, старший инженер, заместитель главного инженера ПЛО «Илимсклес», начальником отдела охраны труда и техники безопасности, я занимался общественной работой, избирался секретарем партийной организации объединения, председателем профкома, секретарём партийного комитета объединения. В семидесятые и в восьмидесятые годы двадцатого века жизнь в Усть-Илимске кипела. Об этом времени много сказано и написано в разных источниках. В лесной промышленности также шли перемены. Тяжёлый и малопроизводительный труд заменялся новой техникой, агрегатными машинами и прогрессивной технологией. В производство внедрялись передовые формы организации и стимулирования труда. На базе леспромхозов, укрупненных комплексных бригад зарождались школы передового опыта. Снижался производственный травматизм и заболеваемость работников. Подготовка квалифицированных специалистов лесного дела осуществлялась через лесотехническую школу, которая была организована в 1979 году. Первым директором был участник Великой Отечественной войны К. И. Каверзин.

Я непосредственно занимался внедрением в производство новой техники и прогрессивной технологии, организацией и проведением конкурсов профессионального мастерства. Основным фактором повышения производительности труда в то время была бригадная форма организации труда и социалистическое соревнование. На лесопромышленном комплексе оно было представлено высоко. Соревновались между собой бригады, леспромхозы, объединения за приз имени Героя Советского Союза С. Б. Погодаева. Участвовали и во Всесоюзном социалистическом соревновании. Трудовые коллективы Тушамского, Бадарминского, Карапчанского леспромхозов зачастую выходили победителями этих соревнований. За труд Родина награждала тружеников леса орденами и медалями. Бригадиру укрупнённой комплексной бригады из Карапчанского ЛПХ Ф. М. Голубеву в 1988 году было присвоено высокое звание «Героя Социалистического труда» с вручением ему ордена В.И. Ленина и медали «Золотая звезда». Для ритмичной и бесперебойной работы всего лесопромышленного комплекса в то время требовалось много леса. Чтобы исключить неплановые простои в ремонтах лесозаготовительной техники, лесовозов на вывозке леса, на одном из производственных совещаний у генерального директора В. Н. Семёнова Валерий Фёдорович Подилько высказал предложение по организации производства среди лесозаготовителей, транспортников на вывозке леса и ремонтников по принципу эстафеты. Так и родился почин – «Зелёная эстафета». Было разработано положение, при котором на договорной основе за укрупнёнными комплексными бригадами Тушамского, Бадарминского, Карапчанского и Катинского леспромхозов, КЛПБ закреплялись ремонтные бригады из РМЗ, экипажи водителей лесовозов ИЛПУ по вывозке заготовленных товарных хлыстов. Оплата труда производилась по конечному результату, по доставленному объёму товарных хлыстов во двор потребителя. Всё это давало возможность бесперебойно круглый год обеспечивать предприятия промплощадки лесосырьём. В истории работы Усть-Илимского ЛПК не было такого случая в те годы, чтобы лесной комплекс простаивал из-за недопоставки древесного сырья.

Спасибо всем, с кем мне пришлось соприкоснуться на протяжении всего моего трудового отрезка жизни в Усть-Илимске. Спасибо всем, кто самоотверженно трудился для того, чтобы Усть-Илимский ЛПК стал крупнейшим флагманом в отрасли. Спасибо всем, для кого завод стал родным, выпуск первой продукции – праздником огромного масштаба, а медаль из первой целлюлозы – не менее значимой, чем золотая. Заслуга этих людей, ветеранов ЛПК в том, что комплекс сумел выдержать все невзгоды 90-х, выстоять и развиваться дальше, и в настоящее время оставаться одним из лучших в отрасли. Значит, Вы – настоящие романтики, патриоты своего предприятия, для которых само дело было главнее материального вознаграждения за него. Как бы это пафосно ни звучало.


Книга «Легенды Усть-Илимска». Глава 6. Мой Усть-Илимск.

И. Покатилов. Дорога в Усть-Илимск

Комментарии

Добавить комментарий

Комментариев пока нет. Добавьте первый!

Поделиться страницей: