Храм строили всем городом

Елена Труфанова, журналист

Сегодня облик Усть-Илимска невозможно представить себе без православного Храма Всех Святых, в Земле Российской Просиявших. Совершенно справедливо его называют архитектурной достопримечательностью города, которая не только украшает Усть-Илимск, но и выделяет среди других городов Сибири.

Интересно, что в молодом городе, заложенном и построенном в годы развитого социализма, когда на каждой строительной площадке был лозунг с портретом Ленина, так и не возвели ни одного памятника Владимиру Ильичу. А вот храм, который величают в народе «Илимским ковчегом», построили.

Говорят, что Усть-Илимский храм – стал первой каменной церковью Восточной Сибири, построенной после празднования тысячелетия принятия Христианства на Руси. Во всяком случае, каменные храмы в Ангарске и Братске построены позднее нашего.

Чуть больше 20 лет назад на месте, где сегодня храм, стояла тайга. Начавшаяся перестройка уже остудила пыл комсомольско-молодёжных строек. И, если в середине 70-80-х годов прошлого века Усть-Илимск в едином порыве сооружал ГЭС, город, ЛПК, то в конце 90-х объединяющей идеей для горожан стало строительство храма. Неслучайно строили его всем миром, с энтузиазмом, собирая средства через телемарафоны, жертвуя, кто, сколько может, выходя на строительную площадку, чтобы помочь физической силой.

Сегодня настоятель прихода отец Александр Белый-Кругляков говорит, что Храм Всех Святых, в Земле Российской Просиявших стал своеобразным восклицательным знаком, который поставили усть-илимские строители, благо, что опыта, полученного в годы социалистического строительства, у них было предостаточно.

Всего 16 лет назад колокольный звон возвестил об освящении городского собора. Он очень живописно вписался в архитектурный ландшафт города. За эти годы мы так привыкли, что храм встречает каждого, кто въезжает в правобережный Усть-Илимск, поблёскивая золотыми куполами, что кажется, более удачного места для его расположения и не могло быть. А ведь именно по этому вопросу было больше всего споров ещё до начала строительства. Ведь следуя историческому опыту, сначала строили храм, а вокруг него возводили поселение. У нас храм пришлось вписывать в уже построенный город. Место подсказали архитекторы, а отец Александр с прихожанами его одобрили. Это был 1994 год.

К этому времени молодой священник Александр Белый-Кругляков уже два года был настоятелем Свято-Софрониевской церкви, расположенной в одиннадцатом микрорайоне. Приехав в Усть-Илимск из Иркутска в 1992 году, отец Александр быстро полюбил город. «Как будто попал в советскую эпоху, – вспоминает батюшка. – Дворники убирают улицы, моют подъезды, работают лифты. Всего этого в Иркутске в ту пору уже не было. Город светлый, чистый. Люди образованные, аура хорошая». Но самое главное для священника – в молодом городе была небольшая община и церковь. Сначала отец Александр решил придать имеющейся церкви – бывшей столовой – более церковный вид. Прихожане занялись не только ремонтом здания, но и его реконструкцией. На церкви появились купола, окна с арочным верхом. Но батюшка уже понял, что Свято-Софрониевская церковь не соответствует мощи такого города как Усть-Илимск.

Потому и встал вопрос строительства нового храма. Проект за символическую плату разработало архитектурное объединение «Алтарь» из Улан-Удэ. С благословения епископа Иркутского Вадима приступили к работе. Вот тут и столкнулись с проблемой утверждения месторасположения храма. Одним из оппонентов оказался директор профилактория, с которым храм оказывался в соседях. Доводы против строительства храма в роще при въезде в правобережную часть города приводились самые неожиданные. Вплоть до того, что вода, слитая из купели в крестильном зале, может, якобы, губительно повлиять на водный источник. А до него от храма 650 метров!

Спорный вопрос разрешил тогда мэр города Анатолий Дубас. Собрав комиссию из заинтересованных лиц и архитекторов, он вывез всех на место будущей стройки – в лес. Долго бродили по кустам, спорили, переругивались, стараясь, чтоб не услышал брани священнослужитель. Наконец, мэр остановился и, не терпя возражений, указал место, где будет стоять храм. Навряд ли, Дубас обладал какими-то сверхъестественными способностями, заранее предвидя, насколько удачным окажется это место. Позже отец Александр расскажет, когда ставили фундамент, обнаружили, что в аккурат под ним оказалась диабазовая плита. «Как будто кто-то ладошку подставил!»– заключил батюшка. Так начались чудеса, связанные с храмом. Хотя отец Александр говорит, что самое большое чудо – это сама человеческая жизнь, наше умение познавать и преодолевать себя. Но разве не чудо, что когда-то, ещё в период службы в Крестовоздвиженской церкви в Иркутске, отец Александр принимал участие в возвращении в Иркутскую епархию из Ярославля мощей святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца. А потом, когда начал строиться наш храм, частичка мощей Святителя была вложена в камень, который лег в основание алтаря. Да и потом, есть в нашем храме придел Святителя Иннокентия. Отец Александр говорит, что все эти годы чувствует «непрекращающуюся особую связь со святым владыкой Иннокентием».

– Когда во время каждения встречаюсь с его взглядом на иконе, здороваюсь и прошу благословения.

Ну, это в своих рассуждениях о чуде я забежала далеко вперед. А тогда, в середине девяностых годов строительство храма продвигалась туго. Были длительные простои. Восемь лет возводили храм. Но интересно, что именно в те трудные девяностые годы, Усть-Илимские предприниматели жертвовали деньги на строительство храма. Положительным было и сотрудничество с лесопромышленным комплексом, поддержку оказывала администрация города. Большинство строителей, меценатов не были тогда церковными людьми. А возведение такого особенного, сложного, необычного объекта как храм, требовало особого умения, терпения, желания. Да, желания особенно: всем действительно очень хотелось завершить большое и важное дело, поставить тот самый «восклицательный знак», о котором говорил отец Александр, выражая тем самым свою благодарность всем, кто прикоснулся к этому большому делу. Сейчас зачастую батюшка сам водит по храму экскурсионные группы. Пожалуй, никто лучше него не знает, какие мастера, умельцы, иконописцы работали над оформлением внутренних помещений храма, занимались росписью стен, отливкой колоколов, золочением крестов. О каждом говорит с огромной признательностью и уважением.

– А для Вас строительство храма – оказалось делом жизни? – спросила я отца Александра.

– Когда строительство только велось, я не воспринимал его делом жизни. Шла рутинная работа – каждую неделю строители собирались на штабы, порой разговор был достаточно жёстким. Теперь я понимаю, конечно, строительство храма было для меня главным делом жизни.

Устьилимцы и не только прихожане любят свой храм, гордятся тем, что он есть в городе. Это я заявляю с полным основанием– у многих спрашивала. Сегодня, пожалуй, нет горожанина, который хотя бы раз не пришёл в храм. Кто-то из любопытства, кто-то со своей бедой, вопросом или раздраем в душе. А в первые годы устьилимцы массово шли в храм креститься. В год – по две тысячи человек и так в течение первых пяти лет. Сейчас этот ажиотаж спал. Крестят в основном младенцев, иногда крестятся приезжие. В 2017 году крещение приняли 717 человек. Но это не означает, что прихожане стали меньше приходить в храм, или у них пропал интерес к вере. Наоборот, в левобережной части города по просьбе жителей, пусть медленно, но идёт строительство ещё одного храма. В рабочем кабинете епископа стоит макет будущего левобережного храма. Мне кажется, что, когда его достроят, он тоже будет украшением города и его обязательно полюбят горожане. Ведь и место выбрано красивое, и сам храм будет теплым, уютным.

Отец Александр говорит, что в Храме Всех Святых, в Земле Российской Просиявших царствует особая атмосфера, которую создали сами прихожане. Она зарождалась давно. Ещё в маленькой общине, которая появилась в Усть-Илимске благодаря усердиям Елены Философовны Щукиной и Лидии Петровны Ореховой. Эти две мудрые, благовоспитанные женщины немало сделали, чтобы ещё в восьмидесятых годах прихожане объединились вместе для совершения богослужений. А потом сплотила совместная работа на строительстве храма. Уборка строительного мусора, благоустройство территории– всё это дело рук прихожан, которые с радостью откликнулись на просьбу священнослужителя. А сегодня их объединяют совместные паломнические поездки. За последние восемь лет их было уже девять. И в текущем году совершили новое путешествие на Святую Землю.

Сегодня всё больше молодых людей приходят в храм. Может быть не все они станут в будущем церковными людьми, но отец Александр надеется, что они, повзрослев, обретут прочный жизненный фундамент. Свою положительную роль здесь играет воскресная школа. Она начала работу одновременно с открытием храма. Дети здесь занимаются рукоделием, развивая творческое мышление, говорят о добре и зле, рассуждают о дружбе, учатся видеть мир и определять себя в этом мире. И потом сами решат для себя, будут ли они в дальнейшем приходить в храм. Усть-Илимск всегда называли городом высокой культуры.

С появлением храма Всех Святых, в Земле Российской Просиявших Усть-Илимск стал ещё и городом духовной, религиозной культуры. В нашем храме нет древних икон, росписей и фресок. Но те, что написаны иконописцами – нашими современниками, и местными, и приезжими – созданы по всем канонам древнерусских иконостасов. И по своей глубине совсем не уступают древним фрескам и мозаикам, соответствующим сюжетам Евангелия.

Сама я (так получилось) человек некрещёный, но бывать на крестинах в крестильном зале нашего храма приходилось. И в многолюдии обряда не присматривалась к фрескам в этом зале. Но однажды на экскурсии в храме Отец Александр привлёк внимание экскурсантов к росписям на стенах. И оказалось – глаз не оторвать! Сюжеты, выполненные по древним классическим технологиям, на сырой штукатурке. Это вечные работы и задача только в том, чтобы сохранить это сокровище. Как, впрочем, и витражи крестильного зала, и удивительные по красоте Царские врата центрального иконостаса, и росписи стен всего храма. Всё-таки устьилимцы, действительно, счастливые люди, потому что у себя дома могут лицезреть живописное убранство храма, где доступно рассказывается об Евангельских сюжетах. И, чтобы увидеть настоящие фрески, иконы совсем не обязательно ехать в Москву, Питер, Кострому. Сегодня и наш храм по ощущениям прихожан стал уже намоленным местом, потому что многие из них здесь на себе испытали силу Божьей благодати.

В храм хочется приходить не только за тем, чтобы помолиться, поставить свечку, но и за тем, чтобы услышать удивительные церковные песнопения, колокольный звон и увидеть православную живопись современных художников. А ещё прихожане любят своего батюшку. Идут к нему за советом, за помощью.

– Как вам удаётся найти ответы на все вопросы?

– За почти 30-летний срок служения в сане, накопился какой-то жизненный опыт. Без помощи Божией было бы невозможно, и эту помощь я чувствую. Хотя иногда и сам не знаю, как помочь. Так честно об этом и говорю. Бывает, что достаточно просто посочувствовать человеку, помолиться за него. И всё как-то устраивается.

Недавно на просторах Интернета прочитала стихотворение самодеятельного поэта. Там оказались такие строки: «А город без храма, как бочка пустая, летящая вниз, пустотой громыхая». Представила себе картинку, и стало как-то жутковато. Слава Богу, что Усть-Илимск, славящийся своей молодостью, статью, своими трудовыми подвигами ещё отличается и богатым духовным содержанием.

У каждой эпохи свои герои. Им ставят памятники, а потом бывает, переосмыслив историю, убирают. Храмы тоже пережили разные периоды жизни – их строили, взрывали, восстанавливали. Но они всегда были и остаются памятниками архитектуры, православной культуры и духовности. И хочется думать, что Храм Всех Святых, в Земле Российской Просиявших будет относиться к числу долгожителей. Потому что он нужен людям, живущим в нашем городе.

– Храм освящён 12 июля 2002 года архиепископом Иркутским Вадимом.

– В храме три придела, три алтаря, три иконостаса.

– В основание алтаря заложен камень с вложением частицы мощей Иннокентия Иркутского чудотворца.

– Стены крестильного зала украшены фресками с изображением евангельских сюжетов, выполненными по древней классической технологии.

– На колокольне храма десять колоколов.

Автор выражает огромную благодарность за помощь в подготовке материала Отцу Александру, протоиерею Храма Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, Анатолию Дубасу, Наталье Мишалкиной, директору Краеведческого музея.


Книга «Легенды Усть-Илимска». Глава 3. Чем гордится Усть-Илимск.

Е. Труфанова. Храм строили всем городом

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет