Листая школьную тетрадь

Наталья Уракова, Ольга Кобыжакова, педагоги школы № 2

Кто хоть однажды не проклинал школу?! Кто хотя бы раз не слал гром и молнии в её адрес после очередной двойки или «душевной» беседы с завучем?! Кто хотя бы раз в сердцах не мечтал низвергнуть её в пучину бед и подняться над ней в ореоле славы?! Бывало всякое. Но наступало утро…

По дороге в школу тебя поджидал друг-одноклассник и, отпуская шуточки в спину девчонкам, перекликаясь с ребятами из волейбольной команды, боковым зрением усматривая своего любимого физрука, переступал ты порог школы, входил в знакомый до выбоинки в мозаичном полу вестибюль – и всё становилось на свои места. После интересной лабораторной работы, заслуженной четвёрки и удачной тренировки жизнь становилась прекрасна! Да исправлю я эту двойку! И завуч Катерина Иванна усмехается уже по-доброму.

Герой нашего времени

Память оставляет из всего калейдоскопа школьных событий самые яркие и необычные.

День самоуправления в школе № 2 – одно из таких. В этот день всё наоборот. Уроки ведут старшеклассники, твой одноклассник - директор, соседка по парте – завуч, а учителя становятся учащимися 12 класса. Тебе же предстоит провести урок биологии в пятом классе, и ты накануне весь вечер сидишь и готовишься к нему — 20-минутный урок не так быстро заканчивается, как тебе бы хотелось, но после звонка ты удивляешься сам себе и с потаённой гордостью говоришь: я смог!

Даже спортивная тренировка в этот день необычна: это игра с командой учителей. Однако без происшествий этот день не обходится. На заключительной линейке, подводя итоги Дня самоуправления, стажёр-директор объявил о ЧП в школе. Вернувшись в свой кабинет, он остолбенел: за столом на его месте сидел скелет. Тот самый, что всегда стоял в кабинете биологии. Напроказившие ученики 12 класса только хитро усмехались.

Делясь своими впечатлениями о проведённом Дне самоуправления, ты, примеривший на себя мундир учителя, невольно задумываешься о трудном учительском хлебе.

История со скелетом имела продолжение, уже совсем невесёлое. В лихие 90-е, когда учителя бастовали и устраивали митинги у здания Администрации города, «герой» школьного Дня самоуправления стал «Учителем года» – такая надпись сопровождала его изображение. Тогда школьный скелет стал символом униженных и оскорбленных учителей.

Рыцари без страха и упрека

Это древними греками было заведено, что учитель – мужчина. В нашей школе учитель в мужском облике всегда был редким представителем. Сегодня – это вообще почти вымирающий вид. Система образования всегда предъявляла жёсткие требования к учителю, не всякий мужчина с этим справится. Но при всех сложностях профессии находились «рыцари без страха и упрёка», готовые самозабвенно и бескорыстно служить на ниве просвещения и, становившиеся кумирами душ своих учеников. Школе № 2 повезло. В летопись школы золотыми буквами вписаны имена Александра Ивановича Саенко, Геннадия Илларионовича Тарасенко, Игоря Николаевича Ченчубаева, Александра Михайловича Фёдорова.

Заразил всех вирусом победы

С именем Александра Ивановича Саенко связаны спортивные триумфы школы № 2 в 70-е годы, когда его воспитанники возвращались в школу с наградами призёров или победителей городских и областных соревнований. По выражению одного из его учеников: «Он заразил всех вирусом победы». Что бы ни делали учащиеся школы № 2 – шли на лыжах или бежали с эстафетной палочкой, играли в волейбол или выступали на гимнастических снарядах – всё делали с огромной самоотдачей, как в последний раз, поэтому и победа всегда была за ними. И это, несмотря на скромную экипировку и отсутствие спортивной базы. Ребята выступали на областных соревнованиях по лыжным гонкам в валенках и на лыжах с мягким креплением, этим вызывая усмешки соперников и организаторов. В тёплое время года на школьном стадионе в семь часов утра Александр Иванович делал с ребятами зарядку, потом отправлялись на пробежку. В окнах спортзала свет горел до одиннадцати вечера. Для каждого, кто переступал порог его спортзала, находились минута внимания, слова поддержки. Наступал день соревнований и финишную ленточку вновь рвали спортсмены второй школы. Школьный спортзал стал центром микрорайона, потому что в нём был такой человек, как Александр Иванович Саенко – верный рыцарь спорта. Делясь воспоминаниями, ученики Александра Ивановича говорят, что любовь к спорту они сохранили на всю жизнь, своими успехами в жизни многие обязаны занятиям спортом. Спорт дал им характер.

Он хорошо понимал детские души

Ещё об одном рыцаре второй школы готов рассказывать каждый её выпускник. Физик – Геннадий Илларионович Тарасенко. Перефразируя Маяковского, без ложной скромности, скажем: «Мы говорим физика, подразумеваем – Геннадий Илларионович, говорим Геннадий Илларионович, подразумеваем – физика». Мимо этого человека в школе не прошёл ни один ученик. Его предмет хоть и считался очень трудным, но для многих становился интересным, потому что Геннадий Илларионович умел завораживать учеников различными опытами. Его кабинет был полностью оборудован стараниями учителя, и физика становилась для них любимым предметом, несмотря на строгость учителя.

В 70-е годы поделки кружковцев «Юный техник» были удостоены почётных грамот областного и всесоюзного уровня. На выставках юных техников, представленных устьилимцами из школы № 2, шагал луноход, крутилась ветряная мельница, оживало звёздное небо, демонстрировались электроприборы, созданные мальчишками под руководством Геннадия Илларионовича, который был не только рыцарем конструкторской и технической мысли, но и инженером детских душ.

Вот как вспоминает об одном уроке физики выпускница 1978 года:

– Из окна кабинета физики виден магазин «Ёлочка». Кто-то из учеников заметил, что покупатели несут сетки со стаканчиками мороженого.

– Мороженое! – разнеслось мгновенно по классу.

В семидесятые годы эта сладость была большой редкостью в Усть-Илимске. Складчина получилась в мгновение ока. В следующее мгновение «ходок» уже был около «Ёлочки». Весь класс прилип к окнам. Успеет ли до конца перемены? Успел! Но забежал в класс со звонком! Геннадий Илларионович уже на кафедре. Что делать? Мороженое же за урок растает!!! И вдруг физик командует:

– Ешьте!

И класс начинает смачно уничтожать заветное лакомство. Время урока идёт, учитель терпеливо ждёт. Наконец, все отваливаются на стул в состоянии полной сытости. Но тут весь класс настигает новая проблема – всем смертельно хочется пить! До урока ли! И отпроситься выйти уже как-то неудобно… Но на кафедре опять появляется Геннадий Илларионович с графином в руке.

– Пейте!

Если бы сама не была свидетелем этой истории, то никогда бы не поверила, что строгий-престрогий Геннадий Илларионович пожертвует своим уроком ради нашего удовольствия. Он просто хорошо понимал детские души.

Уважение к армейской службе мне привил любимый военрук

– Монотонный стук колес… Сегодня я уже буду дома… Я демобилизован! Армия – это самое лучшее место для размышлений о жизни…

Во все времена рыцари отстаивали честь прекрасной дамы и свободу Отечества. Кому, как не офицерам это известно. «Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом, за Россию и свободу до конца…». Строчки из любимой песни Игоря Николаевича Ченчубаева, офицера, первого и единственного военрука школы № 2, отражают его мировоззрение и понимание смысла жизни любого мужчины. Это он передал и нам, мальчишкам.

Если в коридорах школы мелькали ребята в пилотках, рубашках защитного цвета с чёрным галстуком, все знали, что у них сегодня урок начальной военной подготовки (НВП), который любили и мальчишки, и девчонки. Перед началом занятия дежурный по-военному отдаёт рапорт. Каждый урок не похож на другой: мы отстукивали морзянку, разбирали и собирали учебные автоматы. А когда построили тир, Игорь Николаевич учил нас стрельбе. С гордостью вспоминаю, как мы командой защищали честь школы в игре «Зарница» на соревнованиях в городе и области и не раз были первыми…

Эти воспоминания приходят под стук колёс. Сегодня я уже буду дома, а завтра первым делом в «парадке» пойду в родную школу к Игорю Николаевичу. Конечно, обниму его и крепко пожму руку. Что я ему скажу? Скажу так: «Армия – это самое лучшее место для размышлений о жизни. Только попав туда, ты начинаешь ценить то, чего раньше не замечал». И ещё скажу: «Спасибо за уроки НВП». Я не боялся службы в армии, потому что необходимые умения и навыки, уважение к службе мне привил любимый военрук.

Феномен Михалыча

В одной из школьных рукописных стенгазет 80-х годов нашли стихи, посвящённые учителю физической культуры Александру Михайловичу Фёдорову. «Сколько праздников весёлых нам с тобой встречать пришлось! Александр Михалыч, милый, Мы Вас любим аж до слёз!».

Слова просты, но, сколько в них любви, уважения. Это нашло отражение не только в строчках самодеятельных авторов, но и в кратком ёмком имени – Михалыч, – которым величают дети, родители, коллеги этого рыцаря волейбольного мяча, заядлого рыбака, надёжного друга, юмориста, этого близкого им по духу человека. Этим всё сказано: это и отчество, и звание, и статус…

До работы в школе Александр Михайлович трудился плотником, по вечерам занимался борьбой в спортпавильоне «Старт». К высшей квалификации учителя шёл не только через победы своих воспитанников в городских первенствах по волейболу, но и через учёбу в педучилище, техникуме физкультуры, на спортфаке пединститута по специализации «Волейбол». Учился и у самих детей, которые о нём говорят так: «Александр Михайлович – это тот человек, который и на тренировке, и на соревнованиях всегда рядом, не упускает ни одного из виду. Он обладает даром волшебного слова, которое помогает поверить в себя и отбросить невзгоды». А коллеги добавляют: «Михалыч обладает удивительной мужской харизмой». Быть харизматичным означает быть увлечённым. Вот Михалыч навсегда увлечён выбранным делом. Он сейчас не работает в школе, но остаётся её постоянным жителем, своеобразным школьным домовым. Невысокого роста, поджарый, неизменно в своей замечательной шляпе. Его появление в дверях школы – это всегда бурные эмоции, овации, которые не каждому артисту и снились. Удивительная энергетика этого человека и магическая сила воздействия на души людей, которым однажды посчастливилось встретить на своем жизненном пути такого человека, как Михалыч. Назовём этот феномен – феноменом Михалыча. Откуда это в нём? А, может быть, всё дело в его знаменитой шляпе? Но это уже другая легенда…

Может быть, появятся во второй школе ещё рыцари без страха и упрёка, которые так же исполнятся духом служения просвещению, как когда-то им исполнились Александр Иванович Саенко, Геннадий Илларионович Тарасенко, Игорь Николаевич Ченчубаев, Александр Михайлович Фёдоров и стали поистине легендарными, знаковыми фигурами МБОУ «СОШ № 2».


Книга «Легенды Усть-Илимска». Глава 2. События в истории родного города.

Н. Уракова, О. Кобыжакова. Листая школьную тетрадь

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Выберите наибольшее число:

Комментариев пока нет

Поделиться страницей: