Жизнь, отданная людям

Галина Добролюбова, главный библиотекарь ЦДБ «Первоцвет»

Усть-Илимск – легендарный город. И славу ему приносят люди, которые сюда приехали 30-40 лет назад, чтобы его строить, чтобы здесь жить, работать, чтобы делать всё для процветания ставшего любимым города на Ангаре. Волею судьбы на нашей земле оказался удивительный человек, прекрасный учитель, который многие годы трудился в системе просвещения, отдавая знания и опыт многочисленным своим ученикам. Этим человеком был Александр Васильевич Емельянов. Одну из ярких страниц вписал он в историю нашего славного города.

Александр Васильевич родился за полтора месяца до начала Великой Отечественной войны в Омской области в крестьянской семье. По линии матери его корни европейские, белорусские, а по линии отца предки – выходцы с Алтая.

Судьба была благосклонна к Александру Васильевичу, ему всегда везло на хороших людей, воспоминания о которых согревали его сердце до последних дней. Многие из них сыграли решающую роль в становлении его как человека и учителя. Яркий след в жизни будущего писателя оставила учительница немецкого языка Евгения Владимировна Герасименко. Она была репрессирована и выслана в Сибирь. Высокая, красивая, аристократичная, она завораживала своих учеников историями о том, как когда-то в молодости, когда она жила в Москве в дворянской семье, была приглашена на коронацию Николая II в Кремль, как, будучи слушателем театральных курсов, встречалась с Ольгой Книппер. Слушая Александра Васильевича, я невольно задумывалась об удивительной связи времён, о причастности его к этим судьбам, овеянным легендами, о том, что его жизнь как-то соприкоснулась с биографией Николая II и А. П. Чехова. А через него и мы прикоснулись к судьбам этих великих людей. Он также рассказывал, что ему довелось познакомиться с человеком, который встречался с В. И. Лениным. Общаясь с Александром Васильевичем, я его самого представляла как человека-легенду.

Желание писать появилось у Александра Васильевича рано. Сразу после школы он сотрудничает с районной газетой «Путь коммунизма», работает внештатным корреспондентом и первые свои статьи пишет о труде крестьян из родной деревни. В это же время стал пробовать свои силы в прозе. Первый его рассказ «Хлеб» был опубликован в газете. На молодого журналиста обратили внимание, и главный редактор дает ему рекомендацию для поступления на факультет журналистики. Но этой мечте не удалось осуществиться. Университет находился на Урале, а средств у семьи не было, чтобы тправить сына так далеко от дома. И Александр Васильевич поступает на исторический факультет Омского пединститута. Здесь судьба сводит его с интересным человеком, писателем Михаилом Ефимовичем Будариным, который сыграл важную роль в будущей писательской деятельности Емельянова.

Свою педагогическую систему преподавания истории в школе Александр Васильевич заложил еще в студенческие годы. В течение всей учительской деятельности развивал и совершенствовал её. Результатом напряжённой многолетней работы стала авторская методика, которую он использовал при обучении учеников в школе № 38 города Ангарска. А в школе № 13 Усть-Илимска Александр Васильевич совместно с Михаилом Яценко, кандидатом философских наук, применил авторскую педагогическую технологию ОАЗИС (опережающе-активизирующее знание историческое). Эта методика прошла успешную апробацию в Пивоваровской средней школе Иркутского района. Методика позволяет при помощи альбомов-справочников не только расширить информационное поле учащегося и создать прочный исторический фундамент на будущее, но и принципиальным образом изменить отношение учащегося к истории, дать ему возможность самому определить для себя исторический познавательный вектор. Научная новизна и творческая значимость образовательной технологии ОАЗИС заключается в том, что уточнена сущность понятий «историческая реконструкция» и «творческое самовыражение», показана принципиально новая система взаимоотношений в цепи «учитель-учебник-ученик», выявлены и обоснованы направления организации деятельности по подготовке принципиально новых учебных пособий. Эти пособия или альбомы-справочники и были созданы в соавторстве с Михаилом Яценко. Использование альбомов-справочников позволяет ученику заглянуть вперед, и всегда появляется опережающее задание, возникающее из учебной потребности ученика. Складывается система общения учителя и ученика, как равных партнеров. Конечная цель педагогической технологии ОА -ЗИС – выработка у учеников чёткой жизненной позиции, активного отношения к процессам, происходящим в регионе и во всей стране.

За время работы в школе № 13 Александр Васильевич опубликовал двенадцать научных трудов. На Международной книжной выставке в 2004 году в Новосибирске Александр Васильевич вместе с Михаилом Яценко был награждён Малой золотой медалью и дипломом за две части книги «История России в документах, научно-исторических источниках и художественной литературе. Хрестоматия-комплекс для учителей, преподающих в 6-7 классах».

Александр Васильевич работал также в системе среднего профессионального образования в качестве административного работника. Но его всегда влекло желание писать. И вот мечта осуществилась: в 2001-м году вышла в свет первая книга сказок «Телёнок Му». В этих сказках автор развивает тему философского осмысления свободы. В последние годы Александра Васильевича привлекала эпоха Петра Великого. Его исторические рассказы были опубликованы в журнале «Первоцвет», а также в московских журналах «Русская земля» и «Роман-журнал XXI век». Пройдёт немного времени, эти рассказы и многие другие составят его первую большую книгу «Работник на троне». Книга была напечатана в Иркутске в 2010 году и получила единодушное одобрение со стороны ведущих историков России. Она рекомендована в качестве учебного пособия для учащихся 6-9 классов средней школы. Автору удалось удивительно точно передать дух Петровской эпохи. Написанная простым и доступным языком, она делает процесс обучения истории интересным и увлекательным. Спустя год вышла в свет вторая книга Емельянова о петровской эпохе.

Презентации его книг всегда проходили в библиотеках города. Александр Васильевич очень любил приходить именно в библиотеки, где встречался с талантливыми детьми, читал вместе с ними их первые литературные опыты, терпеливо указывал на ошибки, учил их исправлять, не скупился на похвалу.

Он строил новые планы на будущее, было много идей, набросков очередной книги...Но жизнь оборвалась на взлете творческих сил.

Александр Васильевич Емельянов за свою долгую педагогическую работу выпустил сотни прекрасных учеников, был награждён знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации». Среди его учеников есть педагоги, врачи, учёные, писатели,люди самых разных профессий. Он всех помнил. И они благодарны любимому учителю. Вот что написал в одном письме его ученик Александр Попов, теперь уже член Союза писателей России: «Дорогой Александр Васильевич, приветствую Вас! Как Вы, что Вы? Главное – как Ваше здоровье? Не унывайте! Вы пишете сказки, а значит, видите впереди СВЕТ! Высылаю Вам «Родовую землю». Жду и ценю Ваше мнение».

И таких писем много. Это значит, что жизнь педагога прожита не напрасно. Остались ученики и остались книги, которые будут читать новые поколения учеников. Приятно сознавать, что рядом с нами жил и трудился такой удивительный человек, интересный собеседник и друг, интеллигент в самом высоком смысле этого слова, человек, который оставил яркий след в истории нашего города.


Книга «Легенды Усть-Илимска». Глава 1. Люди Усть-Илимска.

Г. Добролюбова. Жизнь, отданная людям

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет