Вслед за мечтою своей!

Светлана Лефлер

Усть-Илим, красавица Ангара, запах тайги – романтика!

После насыщенных студенческих лет размеренная, спокойная жизнь, работа по распределению явно не устраивала мою маму – Ирину Ивановну Воробей. Грезились большие свершения, походы, друзья, таёжные реки!!!

В журнале «Вокруг Света» мама увидела статью о молодом городе трех ударных комсомольских строек, о том, что средний возраст его жителей составляет 26 лет и что находится он далеко и в Сибири.

Ни папины запреты, ни обещанный билет до Ленинграда – не могли уже остановить молодую девушку!

Из маминых воспоминаний:

- Приехала я в Усть-Илимск 11 сентября 1977 года. Город покорил сразу и навсегда. Вышли из самолета (еще в Невонском аэропорту) и вот он – холодный, острый, настоянный на хвое воздух. И названия другие, необычные – «Рябина», «Кедр». Березы удивили – высокие, ровные по всей длине. Сразу становится понятным – вот на этом самом месте стояла многовековая тайга, оттого и березы вровень с соснами. И над всем этим великолепием синее небо и ни облачка.

Было ощущение большого и великого дела! Все были причастны к нему. Кругом одни молодые лица. И ещё чувствовалась забота: и общежития шикарные, и на работу утром развозят десятки «Икарусов». Дома, в Рудном, такие автобусы работали только на междугородних маршрутах. И отношение друг к другу было особенное: при отсутствии городского транспорта ходили пешком. Но при необходимости первая же машина останавливалась, и махать не надо было, а уж в мороз и подавно, это был негласный закон! Да и морозы были за минус 50.

Суровый климат, отсутствие родителей и тяжёлая работа нас всех роднила и объединяла. При знакомстве сразу спрашивали, сколько уже здесь лет или когда приехал.

Мои родители были против того, чтобы я поехала в Сибирь, и теперь я их понимаю – совсем девчушка – через всю страну в неизвестность.

Но у меня была мечта – походы и песни у костра на берегу таёжной речки. И Ангара – удивительное, первобытное слово – манила к себе.

Жизнь была наполнена событиями, каждый день что-то новое. Я нашла ребят, которые ходят в настоящие походы: турклуб «Лосенок». И песня самодеятельная на меня обрушилась целым миром. Это было чудесное время – в пятницу на все выходные мы убегали в тайгу, невзирая на погоду. Наконец-то, я нашла то, к чему стремилась - и походы, и песни у костра, и особое братство. А в остальные дни после работы бежали в клуб самодеятельной песни – КСП. Левка (Лев Григорьевич Гершанович), виртуозно владел гитарой и знал наизусть множество песен. У Льва же было громадное количество магнитофонных пленок с песнями бардов. Он вёл переписку с другими исполнителями песен, и у нас проходили довольно представительные фестивали. Приезжали исполнители из Владивостока, Кемерово, Братска, Иркутска. Душа пела, жизнь прекрасна и мы, естественно, занимали первые места!

Мы работали вместе, дружили, но на туристических слетах разбивались на команды и превращались в непримиримых соперников, отчаянно соревнующихся друг с другом.

Валентин Рукавишников, в простонародье «Варежка», который был председателем турклуба «Лосёнок», постоянно выдумывал сложные задания. У нас было и ночное ориентирование, и навесные переправы, входящие в полосу препятствий, и такая мелочь, как чтение карт и множество конкурсов на лучший бивуак. Проверялось и снаряжение команды, и даже наличие аптечек и дневников с описанием походов выходного дня. Любимы были и конкурсы художественной самодеятельности, когда у костра вечером собирались все участники.

Запомнились слёты, посвящённые Дню Победы, которые стали традиционными. В 1979 году наша команда «Третий полюс» второй раз подряд завоевала переходящий кубок этого слета.

Мы были так молоды, деятельны и всю душу вкладывали в любимое дело, которым стали походы и песни.

Мне очень запомнилась поездка в Братск в составе трио «Странники» на первый фестиваль комсомольской песни среди работающей молодёжи Братскгэстроя, посвящённый 60-летию Ленинского комсомола. Он так и назывался «Эту песню запевает молодёжь». Фестиваль проходил 29 октября 1978 года в ДК «Ангара». Мы – Лев Гершанович, Ирина Воробей и Валь Густав - представляли Усть-Илимск.

Своё выступление мы предложили в виде целого каскада песен, отображающих все вехи участия молодёжи в жизни нашей страны. Мы вспомнили и Гражданскую войну, и Великую Отечественную, восстановление страны из руин, и, конечно же, комсомольские стройки, причём, песни были только самодеятельных авторов! Когда пели «Облака» Вадима Егорова (о погибших воинах), в зале многие плакали. Мы тщательно готовились к этому выступлению и очень волновались, как будут восприняты песни самодеятельных авторов, они ведь не на слуху. Зря опасались – песни, написанные от сердца, никого не оставили равнодушными.

Приняли нас хорошо, и даже в газете «Огни Ангары» была статья об этом фестивале, где упомянули и нас: «Большое впечатление произвели гости из Усть-Илимска, трио «Странники». Бурей аплодисментов встретили зрители решение жюри, которое по праву присудило им первое место. Приз «Симпатии зрителей» также получили они. И еще один приз - приз комсомольской смены ВЦ, увезли с собой устьилимцы».

В этом составе наше трио выступало и на домашних фестивалях туристской песни и становилось лауреатами. А вот в Иркутск на III областной фестиваль туристской самодеятельной песни, в 1979 году, вместо Густава поехал Игорь Панов. Мы повезли песню нашего устилимца Коли Семёнова «Музыка Вивальди» и заняли первое место среди ансамблей!

В Иркутске были не только представители нашей области, но и ребята из Кемерово, Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского. А из известных бардов присутствовал – Евгений Клячкин.

Три дня фестиваля пролетели быстро. 24 марта было предварительное прослушивание, и поездка на Байкал. А уже 25 марта открытие фестиваля, конкурсный концерт и после подведения итогов– награждение победителей и заключительный концерт лауреатов и гостей фестиваля.

И все эти три дня – песни, песни и песни. А еще обменивались текстами, адресами.

Довелось участвовать и в рейде интернациональной агитбригады по западному участку БАМа, который организовал комитет ВЛКСМ строительства УИ ГЭС в октябре 1979 года. Тогда мы посетили посёлки Звездный и Магистральный. После Усть-Кута, со станции «Лена», приехали в Звёздный, его еще называли первенец БАМа. Временный посёлок Звёздный был построен на крутом склоне и слегка напоминал наш левый берег.

Днём выступали в школе, вечером – в клубе, были и в рабочих коллективах, в штабе стройки. Рассказывали о нашем городе, о трех комсомольских стройках, показывали слайды и, конечно, пели песни. Наши друзья: болгары, поляки повествовали о своих странах и об отрядах, с которыми они прибыли в Усть-Илимск. Вторая остановка была в Магистральном. Встречали нас тепло и гостеприимно. И в душе остались добрые воспоминания о тех удивительных людях.

Мы, как могли, прославляли свой город, который язык не поворачивается назвать небольшим. Грандиозность пространства, когда смотришь в окно, вызывает восхищение, и рядом - стоит только руку протянуть – природа, суровая и могучая и прекрасная.

Книга «Легенды Усть-Илимска». Глава 2. События в истории родного города.

С. Лефлёр. Вслед за мечтой своей!