Усть-Илимский аэропорт

Усть-Илимский аэропорт

Усть-Илимский аэропорт — региональный аэропорт в 17 км северо-западней от города Усть-Илимска Иркутской области. Полноценно функционировал с 1980 по 2001 годы, после чего практически вся инфраструктура была разрушена. С августа 2013 года были возобновлены авиарейсы до г. Иркутска на ВС малой вместимости. ВПП была сокращена с 3000 до 1000 м. На территории аэропорта установлены модульные здания зала ожидания и досмотра, а также пункта охраны. Рейсы осуществляла авиакомпания «ПАНХ». С мая 2016 года из-за финансовых проблем компания прекратила авиаперевозки. С 22 мая 2017 года возобновлены авиакомпанией «СиЛА» г. Магадан. Летом 2019 года завершены работы первого этапа модернизации инфраструктуры аэропорта.

История

Усть-Илимский аэропорт

Аэропорт был запущен в эксплуатацию в 1980 году.

  • 5 февраля 1980 г. – первый первый рейс Усть-Илимск – Иркутск на самолете Як-40.
  • 25 августа 1988 г. в аэропорту Усть-Илимска приземлился первый Ту-154.
  • 1989 г. – построено и сдано в эксплуатацию здание гостиницы.
  • 5 мая 1993 г. – введен в эксплуатацию новый аэровокзал в Усть-Илимске на 450 пасc/час.
  • 5 июня 1994 г. – в Усть-Илимском аэропорту впервые приземлился Боинг-757-200.
  • 13 октября 1994 г. – в аэропорту сданы в эксплуатацию телескопические трапы (единственные на тот момент в Сибири).
  • 29 октября 1994 г. произошла катастрофа Ан-12А (RA-11790) авиакомпании "Аэро-Ника", выполнявшего рейс по маршруту "Южно-Сахалинск—Усть-Илимск—Омск—Ермолино". Самолет перевозил 8 тонн рыбы, 2 легковых автомобиля и 2 микроавтобуса. Взлетная масса самолета на 7 тонн превышала предельно допустимую. При подлете к ДПРМ (дальний приводной радиомаяк, удален от торца ВПП на 4 км) самолет внезапно клюнул носом и под углом около 50 градусов столкнулся со склоном сопки в 2100 м от ВПП. Погибли находившиеся на борту 23 человека (9 членов экипажа и 14 пассажиров). Причиной крушения была названа ошибка экипажа.
  • 1997 г. – югославскими специалистами произведена реставрация и удлинение взлетно-посадочной полосы до 3100 м., построен современный командно-диспетчерский пункт.
  • 16 мая 1997 г. – приказом Федеральной авиационной службы России Усть-Илимский аэропорт допущен к приему самолетов Ан-124-100 (Ан-124 «Руслан»).
  • 18 сентября 1997 г. – приказом Федеральной авиационной службы России Усть-Илимский аэропорт допущен к приему самолетов Ту-204, Ту-204-100.
  • 28 сентября 1997 г. – приказом Федеральной авиационной службы России Усть-Илимский аэропорт допущен к приему самолетов Ил-62М.
  • 9 августа 1998 г. произошла попытка теракта на борту самолета Ту-154 авиакомпании "Истлайн" с 98 пассажирами и 11 членами экипажа на борту, следовавшего по маршруту "Усть-Илимск – Москва". Когда самолет пролетал над Пермью, стюардессп обнаружила записку с требованием заплатить 621 тысячу рублей (100 тысяч долларов по тогдашнему курсу), в противном случае неизвестный угрожал взорвать самолет. В московском аэропорту «Домодедово» самолет обыскали, но ничего найдено не было. Через три месяца следователи ФСБ выявили террориста-шутника, им оказался 19-летний учащийся Усть-Илимского ПТУ.
Усть-Илимский аэропорт

Характеристики

Принимаемые типы воздушных судов: Ан-124, Ил-62, Ил-76, Ту-154, Ту-204/214, Як-40, Як-42, Боинг-757, вертолеты.

Усть-Илимский аэропорт

В аэропорту имелся пассажирский терминал (450 пасс./час) с двумя телетрапами.

Размер взлетно-посадочной полосы: 3000x42.

Направления, по которым выполнялись рейсы: Иркутск, Москва, Красноярск, Новосибирск; транзитные рейсы в Анапу, Барнаул, Волгоград, Владивосток, Екатеринбург, Киев, Кодинск, Краснодар, Магадан, Минеральные воды, Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербург, Хабаровск, Якутск.

Банкротство и гибель

С начала 2000-х начали проходить долгие судебные разбирательства о невыплате заработной платы работникам аэропорта, сотрудники выходили на акции протеста.

  • 22 мая 2001 г. – решением Арбитражного суда Иркутской области Усть-Илимский аэропорт назначен в конкурсное производство.
  • 20 июня 2001 г. – из Усть-Илимского аэропорта вылетел последний пассажирский рейс в Иркутск.
  • 21 июня 2001 г. – собрание кредиторов передал право управления аэропортом ООО "Братскавиасервис".
  • 27 ноября 2001 г. – собрание кредиторов принимает решение о продаже Усть-Илимского аэропорта по цене 40 млн. руб.
  • 25 декабря 2001 г. – Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению отклонила предложение продать аэропорт одному покупателю (ООО "Братскавиасервис") и настояла на проведении аукциона, чтобы привлечь как можно больше инвесторов.
  • 25-26 декабря 2001 г. – из аэропорта вылетел последний грузовой рейс.
  • 31 декабря 2001 г. – аэропорт окончательно закрыт.
Усть-Илимский аэропорт

Инвесторов, заинтересованных в возобновлении авиаперевозок, не нашлось и администрация города начала распродажу имущества предприятия.

В 2005 году завершилась процедура банкротства аэропорта. К этому времени здание аэровокзала и прилегающая инфраструктура сильно разрушились. Во время процедуры банкротства имущество предприятия и часть объектов были реализованы, некоторые из них переданы в ведение Усть-Илимского района.

Усть-Илимский аэропорт

С 2006 года началось активное разграбление инфраструктуры аэропорта, бетонные плиты разбирались на стройматериалы, в том числе местными предпринимателями. Взлетно-посадочную полосу местная молодежь начала использовать для гонок на автомобилях.

Усть-Илимский аэропорт

12 декабря 2007 г. распоряжением Росавиации от 12.02.2007 № АЮ-16-р аэродром был исключен из Государственного реестра гражданских аэродромов России.

Восстановление

11 июля 2012 г. в ходе рабочего визита в Усть-Илимск губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко заявил, что Росавиация поддерживает заявку Иркутской области на эксплуатацию взлетно-посадочной полосы Усть-Илимского аэропорта.

Вопросами возобновления работы Усть-Илимского аэропорта начали заниматься региональное правительство и местные власти, обсуждался вопрос с представителями авиаперевозчиков и компаний по обеспечению и обслуживанию инфраструктуры аэропорта.

В марте 2013 г. начались работы по подготовке ВПП, длина которой в итоге была сокращена втрое – до 1000 м.

14 июня 2013 г. постановлением Администрации Усть-Илимска было создано Муниципальное унитарное предприятие "Посадочная площадка (Аэропорт) города Усть-Илимска".

26 июня 2013 г. решением Городской Думы Усть-Илимска объекты аэропорта из районной собственности были возвращены в городскую.

При финансовой и технической поддержке ОАО «Группа «Илим» был реализован ряд мер, позволивших возобновить полеты в Усть-Илимск: разработан и зарегистрирован аэронавигационный паспорт посадочной площадки «Усть-Илимск», приобретены и установлены мобильные здания поста охраны и зала ожидания, метеорологическое оборудование, авиационная радиостанция.

19 августа 2013 г. был совершен первый после одиннадцатилетнего перерыва регулярный авиарейс "Иркутск — Усть-Илимск — Иркутск". Перелет состоялся на 9-ти местном самолете "Cessna 208B Grand Caravan" авиакомпании "ПАНХ". В Усть-Илимск прилетел первый заместитель правительства Иркутской области Николай Слободчиков.

26 августа 2013 г. началась продажа авиабилетов "Иркутск — Усть-Илимск — Иркутск".

За 2013 год было произведено 68 самолёто-вылетов, перевезено 500 пассажиров и 140 кг груза.

За 2014 год количество вылетов увеличилось до 128, пассажиров – 979 и груза – 300 кг.

6 января 2015 г. был выполнен пробный рейс по маршруту "Иркутск – Нижнеудинск – Усть-Илимск" на 17-ти местном самолете "Let L-410 Turbolet", который заменил менее вместительный "Cessna 208B Grand Caravan".

10 февраля 2016 г. при поддержке областного правительства силами ОАО «Иркутская электросетевая компания» к аэропорту были подведены две линии электроснабжения.

С мая 2016 г. Усть-Илимск остался без авиасообщения: компания "ПАНХ" (Улан-Удэ), осуществлявшая авиаперевозки, из-за финансовых сложностей прекратила полеты по маршруту "Иркутск – Нижнеудинск – Усть-Илимск".

Летом областные власти провели конкурс среди авиакомпаний, победителем которого стала единственная подавшая документы авиакомпания "СиЛА", базирующаяся в Магадане.

В начале сентября 2016 г. губернатор региона Сергей Левченко посетил Усть-Илимск и на встрече с руководителями филиала ОАО «Группа «Илим» заявил, что аэропорт Усть-Илимска может стать пилотным проектом по восстановлению и развитию сети малых аэропортов в Иркутской области. По словам главы региона, каждый из аэропортов Иркутской области, за исключением международного аэропорта Иркутска, в одиночку не выживет. Но если их объединить под эгидой иркутского аэропорта, у всех появится перспектива развития.

Возобновить субсидируемые регионом авиаперевозки планировалось в ноябре 2016 г., но начало перелетов несколько раз откладывалось по причине изменения условий субсидирования перелётов, по которым теперь авиаперевозчику должна компенсироваться сумма на конкретных пассажиров, а не на весь перелёт, как ранее. Был объявлен новый конкурс и вновь документы подала единственная авиакомпания "СиЛА".

Как сообщил директор МУП "Посадочная площадка (Аэропорт) г. Усть-Илимска" Сергей Ванкевич, в декабре 2016 г. ОАО "Группа Илим" и губернатор подписали соглашение о социально-экономическом партнерстве, в рамках которого компания выделит 100 млн. рублей на развитие инфраструктуры аэропорта: проектирование и возведение модульного здания аэровокзала пропускной способностью до 100 пасс./час, светосигнальное оборудование взлетно-посадочной полосы и организация топливозаправки. В планах начать строительство значился май 2017.

22 мая 2016 года авиаперелёты по направлению "Иркутск – Усть-Илимск" возобновились после подписания соответствующего соглашения между Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и организатором перелётов ООО «Сибирская легкая авиация» (г. Магадан).

Весной 2018 года МУП «Посадочная площадка (Аэропорт) города Усть-Илимска» была передана в областную государственную собственность.

В течении 2018 года силами подрядных организаций Группы «Илим» на территории посадочной площадки осуществлялись подготовительные мероприятия, демонтировались старые строения, в конце года начата подготовка и укладка площадки под строение временного аэровокзала.

Усть-Илимский аэропорт

К июню 2019 года были завершены работы первого этапа модернизации инфраструктуры усть-илимского аэропорта: возведено здание аэровокзала, озеленена и заасфальтирована прилегающая территория и парковка, установлено периметровое ограждение посадочной площадки длиной восемь километров, смонтирован стационарный фильтрующий заправочный узел, в том числе установлены топливные резервуары, молниеотвод, осуществлен монтаж трубопровода.

Усть-Илимский аэропорт
Усть-Илимский аэропорт

В связи со стабильно высоким пассажиропотоком и востребованностью маршрута «Иркутск – Усть-Илимск – Иркутск» среди населения, министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области проведена работа по увеличению частоты рейсов. С 2019 года полеты по этому маршруту осуществляются четыре раза в неделю на воздушных судах типа Ан-28 и Л-410.

Усть-Илимский аэропорт

Репортаж Илимского регионального телевидения (06.04.2017):

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

ilim24.ru
Информация обновлена, надеюсь, теперь она более полная и точная
Кирилл
Целых 2 км асфальта положили! Гениальный вклад! За то количество нашего леса которое вагонами вывозят на запад положили целых 2 км взлетной полосы и поставили будку. могли бы хоть 5% с доходов леса вложить в город и был бы и аэропорт и дороги. У нас даже несчастного фонтана нет
житель города
Вот не хотел писать, но не получается. Есть такое понятие - неполная информация. Вы этим и занимаетесь. Почему вы не пишите, кто львиную долю денег на восстановление аэропорта (посадочной площадки) дал? Без этих денег, выделенных группой "Илим" полеты не возобновились бы. Я не работаю в "Илиме", чтобы его славословить, просто противно, когда так вот делают. Почему то непонятно что делавших для города бывших депутатов обязательно надо прописать, а тех, кто финансировал работы, как бы "забыли". Некомильфо.