В первый раз в первый класс. Что нужно знать родителям

Ироничный читатель непременно усмехнётся, когда прочитает этот заголовок, а про себя подумает, чего это автор выдумала говорить о школе в самый разгар летних каникул. Раньше бы и я так, наверное, подумала. В самом деле, школьный год только что закончился, самое время расслабиться и отдохнуть от надоевших школьных дисциплин и учебников. Причём отдохнуть нужно всем: детям, родителям, бабушкам и дедушкам, ну и конечно, учителям. А о школе надо начинать думать примерно двадцать пятого августа, буквально перед самой линейкой. Оказывается, мы сильно заблуждаемся: тем, кто в этом году отправляет своё чадо в школу, подготовкой нужно начать заниматься уже сейчас. О том, над чем нужно поработать, чтобы ребёнок был хорошо подготовлен к учебному году, мы и поговорим.

Спускаюсь по лестнице с пятого этажа, передо мной идёт молодая мамочка, держа за ручку маленького мальчика, который только– только начал осваивать спуск со ступеньки на ступеньку. Детские ножки ступают неуверенно, робко, каждая ступенька, наверное, кажется малышу шагом чуть ли не в пропасть, но ребёнку эти первые и самостоятельные шаги доставляют истинное удовольствие. После каждого спуска он радостно вскрикивает. Звучит это примерно так: «Ой-й…аааа!» Потом он с надеждой смотрит на маму, ждёт её одобрения. И она, настоящая умница, хвалит его за каждый шажок, сделанный с таким трудом. Ловлю себя на мысли, что продолжаю прислушиваться к этому удивительному диалогу, давно обогнав эту парочку. Он вызвал у меня улыбку и наполнил хорошим настроением. Сколько комплиментов услышал за свой труд малыш, за каждый пройденный пролёт он узнал о себе столько хорошего, что некоторым взрослым и не снилось. Его назвали умницей, молодцом, олимпийцем, зайчиком, настоящим мужчиной, всех слов я и не запомнила. Именно этот случайный эпизод и подтолкнул меня взяться за этот материал.

Часто ли мы говорим с детьми, имеем ли терпение объяснить ту или иную ситуацию? Вспоминаю своё детство и признаюсь: со мной никто и никогда особо не разговаривал, ничего не объяснял, и я росла, как ковыль на ветру, предоставленная сама себе. Правда и времена тогда были очень жёсткие: взрослым некогда было сюсюкать, они много работали, а мы, дети тех далёких годов, вынуждены были взрослеть быстрее, становиться более самостоятельными. Но вот что странно, времена меняются, а действительность такова, что и нынешние дети страдают от недостатка внимания, поэтому им порой бывает трудно найти общий язык с ровесниками, особенно они теряются в непривычной обстановке. Почему-то я всегда думала, что каждого ребёнка перед школой достаточно научить читать, считать и писать, остальное приложится, но оказалось, что всё это далеко не так, и начинать надо с другого!

С чего, нам помогла разобраться педагог начальных классов одной из поселковых школ Алла Анатольевна Платонова. Педагогический опыт у неё огромный, и поэтому в воспитательном процессе она разбирается основательно.

– Главное, на что должны обратить внимание родители, – это здоровье детей. Самые большие трудности мы испытываем от того, что к нам в школу, а такая ситуация часто наблюдается во всех районах нашей области, дети приходят в первый класс незакалёнными, со слабым здоровьем. Из-за этого у первоклашек и начинаются самые большие проблемы. Заболев, дети пропускают школьные занятия, отстают от программы, а ведь учебный процесс остановить нельзя. Учитель почти на каждом уроке даёт новую тему, и если ребёнок что-то пропустил, то догнать остальных становится непросто. Отнеситесь к здоровью ребёнка со всей серьёзностью, а уж если вы знаете, что ваш малыш страдает каким-то недугом, то в летние месяцы как раз и нужно подкорректировать здоровье будущего школьника. Сходите к логопеду, окулисту и обязательно стоматологу. Любопытный факт: если у ребёнка ещё не выпали молочные зубы, отправлять его в школу рано, есть такое мнение у детских врачей. Возможно, есть смысл подождать ещё один год.

– А что ещё важно в этом подготовительном процессе, ведь не секрет, что некоторые первоклашки очень неохотно ходят в школу, особенно, если у них сразу что-то не сложилось в детском коллективе?

– Очень важен психологический настрой, надо детей готовить к тому, что в школе им будет комфортно. А то ведь до чего дошло: некоторые родители пугают детей строгими и вредными учителями. Придя в школу, детишки их потом боятся. Это, конечно, плохо. Надо объяснять будущему ученику, что в школе его ждут, что там его научат читать и писать, но и ему нужно будет постараться. Рекомендую познакомить будущего первоклассника за лето с хорошей детской литературой. Педагоги замечают, что взрослые уже давно не читают своим детям, многие ребятишки, придя в школу, совсем ничего не знают про Красную Шапочку, им никто и никогда не читал сказок Пушкина и Андерсена. А если они что-то и знают про сказочных героев, так только из мультиков. Приучайте своего ребёнка с детских лет к совместному чтению книг. Не случайно общественность забила во все колокола по поводу падения общей грамотности. Не надо перед школой учить ребёнка читать и писать, учителям потом трудно будет его переучивать, лучше научить разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Важно, чтобы он знал, что хорошо здороваться с людьми, плохо – обижать младших… Сейчас ещё наблюдается такая тенденция: молодые родители вместе с детьми часами просиживают у телевизора, смотрят все передачи подряд до поздней ночи. В результате, нарушается режим школьника, что, конечно, отражается на его самочувствии. Невыспавшийся и вялый ребёнок не может нормально усваивать материал, и потом, ночной режим жизни через некоторое время приведёт к тому, что малыш будет часто болеть и пропускать школьные занятия. Да и выглядит это странно, когда дети приходят в школу и обсуждают очередной сериал. Так упускается «золотой» период детства. Если в детском мире поселились сплошные вампиры и монстры, то и с психикой у ребёнка впоследствии могут быть проблемы. Да и сам ребёнок после просмотра «страшилок» становится неуверенным и боязливым человечком, детская психика очень ранима. Пятнадцати минут у телевизора в день будет для него вполне достаточно, ещё можно позволить школьнику просмотр специальных развивающих программ, которые расширят его кругозор.

– Но ведь есть же родители, которые отдают воспитательному процессу всё своё свободное время?

– Да, такие родители есть, и это похвально. У них и дети в школу ходят с удовольствием, и с учёбой проблем они не имеют. В воспитательный процесс надо вкладывать много сил и старания. Ещё хочу обратить внимание родителей на один аспект, который поможет школьнику быстро адаптироваться в школьной среде. Научите малыша ориентироваться в пространстве. Учителя постоянно сталкиваются с тем, что дети не знают, где у них левая рука, где правая, где центр стола, где край, плохо различают цвета. И когда мы на уроках обращаемся к ним и предлагаем посмотреть налево или направо, дети теряются, начинают нервничать и волноваться. Приходится объяснять элементарные вещи, которым должны были научить родители. Больше разговаривайте со своими детьми, и вы вскоре увидите, что они станут вам больше доверять, а это самое главное – доверять свои маленькие секреты родному человеку. Сегодня в наших магазинах продаётся много вспомогательного материала, который поможет развитию малыша, подготовит к восприятию учебной программы. Многие дети очень рассеяны, не приучены к дисциплине, порой не умеют заботиться о себе. Учите их простым навыкам, пусть они самостоятельно зашнуровывают ботинки, гладят брюки и рубашки. Обязательно лепите с ними фигурки из пластилина, это развивает мелкую моторику. Обычно, беря малышей на дачу, родители стараются не обременять их дачными работами, и это неправильно. Привлекайте их к прополке, сбору ягод. Такая деятельность тоже улучшает моторику, к тому же такие занятия дисциплинируют, приучают к труду. Важно только не переборщить с заданиями.

– Есть мнение, что новые программы трудны для восприятия, детям по ним сложно учиться.

– Все школьные программы прошли апробацию, и учиться по ним достаточно просто. Главное, подготовить ребёнка к восприятию нового. Не надо его пугать, надо с ним заниматься, и тогда он будет с радостью ходить в школу.

На этой оптимистической ноте мы и расстались с опытным педагогом, рекомендации которого, я думаю, возьмут на вооружение те родители, которые вскоре собираются отправлять своих детей в первый класс.

Ну а в продолжение темы хотелось бы посоветовать родителям обратить внимание на рабочее место своего ученика. Если вашему школьнику в собственном доме некуда притулиться, (очень хорошее и верное русское слово), то трудно ждать от него хороших результатов в учёбе. Конечно, если у ребёнка есть собственная комната, это замечательно, нет – надо подумать о школьном уголке. Всегда можно отгородить кусочек пространства от общего помещения комнаты. Учебный процесс занимает значительную часть времени.

Вернувшись из школы, ребёнок должен иметь возможность немного отдохнуть. Учтите это, и сейчас, пока есть время, продумайте все детали его будущей школьной жизни. Плохо, если уроки ваш ученик будет готовить там, где постоянно работает телевизор: сконцентрироваться ему будет очень сложно. Стоит подумать о косметическом ремонте. Не секрет, что в грязной комнате легче подхватить какую-нибудь простуду и даже болезнь. Всё в нашей жизни имеет значение: на хорошую учёбу влияет даже цвет стен, это доказано научными исследованиями! Согласитесь: разве захочется вам находиться в комнате, стены которой выкрашены в чёрный цвет? А каково ребёнку? Прежде чем приступить к ремонту, обратитесь к специальной литературе и поинтересуйтесь, какой цвет стен будет более подходящим для школьника. Даже здесь есть много секретов, освоить которые будет нелишним. Учиться необходимо всем и всему, в том числе и самим родителям.

Наталья Михайлова, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет