Рыбацкое счастье. Романтика и азарт покоряют сердца сибиряков

Испытать увлекательное приключение, посидеть с удочкой в тишине на живописном берегу залива, зарядиться положительными эмоциями да ещё и получить хорошую порцию адреналина – это и есть настоящее счастье для тех, кому не чужда рыбацкая романтика. 10 июля, многие наши соотечественники отметили свой долгожданный праздник – День рыбака.

Рыбацкое счастье

Не секрет, что рыболовство, наряду с охотой и собирательством, с незапамятных времён является одним из способов добычи пропитания. С течением времени техника ловли рыбы менялась и совершенствовалась, постепенно традиционный промысел стал носить даже спортивный характер.

Например, в Древней Греции и Риме рыбная ловля была возведена в ранг искусства и служила развлечением для аристократов – тому подтверждением стали многочисленные письменные упоминания о рыболовных состязаниях. А в Древнем Египте это занятие являлось привилегией фараонов: только им позволялось пронзать рыбу острогой, доказывая свою быстроту и меткость.

Первый документ, описывающий рыбалку как вид спорта, был опубликован в Англии ещё в 1496 году и назывался «Трактат о рыбной ловле с использованием крючка». Трактат являлся составной частью «Книги Святого Альбана», его автором, кстати, была женщина. В нём настоятельница монастыря Джулиана Бернерс рассказывала о рыбалке как о «наилучшем спорте» для джентльменов. «Всё в рыбалке направлено на благоденствие личности человека. Занятия этим спортом делают его праведным душой и здоровым телом», – такие выводы делала дама 15-го века.

А в 19-м столетии научно-техническая революция и налаживание массового производства привели к усовершенствованию и удешевлению рыболовного инвентаря, вследствие чего приобщиться к этому спорту теперь могла не только знать, но и представители широких слоёв населения.

Традиции и опыт этого благородного занятия продолжают передаваться из поколения в поколение. И не секрет, что каждый рыбак – это настоящая кладезь различных историй и баек. Своим «рыбацким счастьем» решил поделиться с нами потомственный рыболов с 30-летним стажем – Сергей Николаевич Дубровский:

– Всему виной – романтика и азарт. В рыбалку я влюбился пылко, с самого детства, а точнее, с пяти лет. В то время мой отец был заядлым промысловиком и постоянно брал меня с собой поудить на залив, рассказывал различные байки про своё ремесло, учил выбирать блёсны и удочки, но больше всего любил он вспоминать о рыбе, той, что много лет назад водилась в здешних местах: на Ангаре и по берегам Илима. Я всё время слушал его истории с замиранием сердца, и мне не верилось, что когда-то здесь ходили косяки с осётром и стерлядью, водился таймень, ленок, сиг и елец. А после запуска ГЭС всё это рыбное изобилие вместе с самыми плодородными землями было беспощадно загублено, задавлено «неживой водой». Как горевали рыбаки! Как сокрушались! Вместо «деликатесной рыбы» главными обитателями нашего водохранилища стали щука, окунь, налим и сорога. Вот если бы повернуть время вспять и оставить то природное лоно нетронутым, какой бы царской тогда была каждая вылазка к родным берегам! Рассказы моего отца, конечно, были интересными, но всё же ничто не могло сравниться с самой рыбалкой. После того как я случайно поймал первую рыбку, эта забава уже никогда не отпускала меня. Когда тихонько притаившись на берегу, смотришь на зеркальную гладь воды, на поплавок, а вокруг тишина и благодать – это, действительно, ни с чем не сравнимое ощущение. В десять лет я имел уже собственный небольшой рыболовный арсенал: две самодельные удочки, несколько блёсен и «мух». Иной раз вместо учебников я клал в портфель своё снаряжение и, «подбив» с собой одноклассников, отправлялся на берег водохранилища, позабыв про уроки. Конечно, с такой весёлой компанией ловить ничего не получалось, хотя однажды был такой случай: порвалась у меня леска, зацепившись за корягу, пришлось удить на обычные чёрные нитки, и что вы думаете? Поймал на эту «снасть» окушка с ладошку! Ватага ребятишек столпилась вокруг меня, и никому не верилось, что я его на нитку выудил! Помню, после этого полкласса каждые выходные бегали со мной на берег, чтобы вместе ловить рыбу. Но больше всего я всё-таки любил промышлять с отцом и смотреть, как он рыбачит. В те минуты я всегда гордился им и думал про себя: «Мне повезло в жизни, потому что этот сильный и смелый человек – мой отец!». Я во всём хотел быть похожим на него и внутри чувствовал огромную радость от того, что у нас на двоих есть общее дело, одна отдушина. На дворе тогда было начало девяностых, с продуктами в магазинах «напряжёнка», а наша семья, благодаря рыбалке, не знала никаких бедствий. Мы кормились своей добычей да ещё и сбывали остатки на рынке. Что и говорить, это было золотое время.

Шли годы, на смену беспечному юношеству пришла взрослая жизнь. Сергей отучился в университете, устроился на работу, обзавёлся семьёй, но о любимом увлечении детства никогда не забывал. Теперь всё его рыбацкое снаряжение едва вмещается на полках в гараже. Настоящая сокровищница для знатока: две четырёхместные лодки, палатка, несколько десятков удочек, заграничные и российские блёсны и много чего ещё. Надо сказать, что сама рыбалка бывает очень разнообразной: донная, спиннинговая, ловля фидером или маховым удилищем, сетями и на мормышку – и это далеко не весь перечень видов «ловчего стиля». Каждый из них по-своему интересен и увлекателен.

Вообще же, по словам Сергея, рыбаки – народ суеверный. Они чтут свои традиции, из года в год следуют им и верят в приметы, которые могут передаваться из поколения в поколение. Каждый «просвещённый» знает, что, собираясь на промысел, не следует брать с собой рыбные консервы и другие морепродукты. Придя на берег, перед рыбной ловлей нужно обязательно вылить рюмку спиртного в воду или в костёр, чтобы задобрить духов природы – тогда улов будет в радость. Счастливой приметой считается также отпустить мелкую рыбку, пойманную в самом начале, но при этом обязательно попросить её привести своих родственников покрупнее. Если перед рыбалкой произнести пожелание: «Ни хвоста, ни чешуи», то улов будет хороший. И, наконец, собираясь на отдых, всегда надевайте «счастливую» одежду, и тогда успешный клёв гарантирован. Не верите? А зря! Рыбалка – дело непредсказуемое, и многое в ней зависит от удачи. Недаром ведь даже самые ярые скептики при стечении определённых обстоятельств становятся сторонниками суеверий.

Помимо действенных примет и серьёзной экипировки, всегда возвращаться домой с «добычей» Сергею помогает ещё и любознательность.

«За 30 лет увлечения рыболовством я не перестал открывать для себя что-то новое, – рассказывает наш герой. – Мне приходилось рыбачить на Волге, Енисее, Оби, Байкале, Чёрном море и даже в Тихом океане. А уж Сибирь я объездил вдоль и поперёк. В свободное от работы время стараюсь тщательно просматривать и анализировать карты своего региона. Так сказать, ищу для себя перспективные места для рыбалки. Обнаружив на карте какую-нибудь речушку без названия, я отправляюсь на неё посмотреть. Иногда новое место для промысла я нахожу в двух шагах от города, а подчас приходится преодолевать около 100-200 километров. Конечно, рыбалка у каждого своя. Это – дело индивидуальное. Но лично мне нравится промышлять на малых реках. Согласен, там не так часто можно встретить двух-трёхкилограммовых рыбин, а порой, вообще остаёшься без улова, но сам процесс и открытие «потайных», спрятавшихся в таёжной глуши и забытых нынешними рыбаками рек вызывает огромный интерес и восторг. Ведь не секрет, что на крупных водоёмах поймать заветную рыбку куда проще, нежели достигнуть такого же результата на узких реках. В таких условиях приходится использовать более тонкие снасти, аккуратнее делать забросы и проводку. Несмотря на небольшую глубину, мне доводилось ловить в мелких речушках щуку. Поэтому всем советую: если у вас есть время, обязательно попробуйте найти что-то своё и сделайте «открытие».

Как уже говорил Сергей, рыбалка – дело непредсказуемое, на ней может случиться всякое. Например, два года назад у героя публикации выдался по-настоящему экстремальный поход:

«Помню как сейчас, – это случилось в пятницу тринадцатого! Я с двумя приятелями, тоже заядлыми рыбаками, поехал на Чёрную речку порыбачить. Щука там ловится отменная. Всё было как обычно: облюбовали один из заливов реки, затем устроили привал. А чтобы все видели, что место занято, разложили вещи таким образом, дабы они занимали весь берег. Была у нас огромная палатка, две накачанные резиновые лодки и ещё множество всякого барахла – нужного и не очень.

В общем, создали вид полной занятости территории. Правда, совсем скоро нам пришлось горько пожалеть об этом. Одну из лодок мы спустили на воду, вторую оставили на берегу. И нам всё не терпелось посмотреть: правильное ли место мы выбрали для ловли. Река буквально парила, а на поверхности воды плескались мальки. По всем приметам, клёв должен был быть просто сказочный. И примета не подвела.

Едва мой приятель забросил удочку, добыча тут же стала клевать. Поймав таким образом около десятка окуней, мы решили отпраздновать это событие и сварить добротной ухи. Как только вода в котелке закипела, воздух на всём побережье наполнился аппетитным ароматом. Оставив удочки, мы сбежались к котелку… Думали хорошенько подкрепиться – ан нет!

Как оказалось, на запах ухи не только мы соблазнились. Едва присели с тарелками на пеньки, как за спиной в чащобе послышался жуткий рык, затрещали сучья. Через пару минут метрах в тридцати от нас показался косолапый «хозяин тайги». Огромный, метра два. Встал на задние лапы, смотрит прямо на нас и ревёт. В панике мы всё побросали, один из друзей принялся шарить по рюкзакам и искать петарды, чтобы спугнуть зверя, другой схватился за бревно, а я что есть мочи рванул к воде. Оборониться и спугнуть зверя не получилось. Хищник напирал, и мы не на шутку испугались!

Не помню, как, но все решили рвануть к лодке. Мишка – за нами. Резиновые рыбацкие сапоги предательски слетали с ног, от этого бег в них был просто мучительным, они то и дело норовили зацепиться за коряги. В последнюю секунду мы почти одновременно оказались возле лодки. И принялись толкать её от берега. Тем временем животное подобралось к нам так близко, что вот-вот и мы бы почувствовали его дыхание. Медведь оказался на мелководье и прыжками, шлёпая огромными лапами по воде, стремительно приближался, но его «добыче» удалось уйти!

Гребя вёслами и руками что есть мочи, мы так «наподдали жару», что резиновый плот в два счёта оказался на середине залива. Лишь только тогда нам удалось перевести дух. Здесь, на огромной глубине, вдалеке от берега, пришло осознание, что мы наконец-то в безопасности. Какое-то время просто наслаждались тишиной, плеск маленьких волн успокаивал нервы. Но радость оказалась недолгой, ведь близился вечер и от воды пошла прохлада. Полуголые, голодные, измождённые скитанием по воде, мы решили податься к своему лагерю.

Но когда лодка подошла к мелководью и до берега оставалось всего ничего, нас ждал новый сюрприз. Рой кровососущих насекомых взвился над головами. Огромные рыжие комары жалили с особой яростью. А на нас, как назло, никакой верхней одежды не было. В общем, нам хорошо досталось от комарья.

Дальше – больше. Все наши вещи, что мы так старательно разбросали по берегу, были хорошенько потрёпаны, котелок с ухой перевёрнут, а от утреннего улова остались чешуя да плавники. Бывалые рыбаки говорят: «Если прикормишь зверя однажды, он обязательно навестит снова!»

Так оно и вышло. Не успели мы «отойти» от первой встречи с косолапым, как тем же вечером он заявился опять. В этот раз он по-хозяйски ринулся прямо к нашим вещам и на нас. Выбора не было и мы оказались снова в лодке, при этом прекрасно понимали, что провести ночь на воде просто не сможем. В двухместной лодке втроём было очень тесно, она продавливалась, и мы всерьёз опасались, что в панике и запальчивости налетим на корягу, спустим воздух и тогда нам точно придёт конец! Нужно было во что бы то ни стало сойти на берег, развести костёр и устроить ночлег. Отчаявшись, мы развернули лодку и поплыли на противоположную сторону залива.

Но каково же было наше удивление, когда, причалив к берегу, мы нос к носу столкнулись с уже знакомым нам опасным зверем. Оказывается, когда мы переправлялись через залив, он пристально следил за нами, шёл вдоль воды и вот снова вышел на нас. Делать было нечего, пришлось возвращаться в лодку.

Стемнело. Над тайгой воцарилась глухая тишина. Не видно было ни где начинается берег, ни где кончается вода, только контур чёрных лесов на горизонте. Осмотревшись по сторонам, мы до последнего надеялись увидеть хоть где-нибудь у реки костёр. Но вокруг была кромешная, жуткая тьма. Иногда мы по очереди гребли к противоположному берегу, чтобы согреться, но выйти на саму землю в такую глушь было боязно.

На этом наша морока не закончилась – на следующий день всё повторилось. Около двух суток гонял нас мишка от берега до середины залива. Ни поесть, ни одеться, ни выспаться толком никто не мог.

А на третьи сутки, ранним утром, мы увидели с лодки, что на наше место пришли другие рыбаки. Радости не было предела! Мы тут же причалили, прикинули свои силы: шестеро – против хищника. К вечеру, когда жара спала, к лагерю вышел и хозяин тайги. Вооружившись брёвнами, петардами и другими орудиями, нам удалось устрашить зверя. Больше рядом с заливом он не появлялся. Однако встречу с ним мне не забыть никогда. Понимаю, что рыбацкое счастье для каждого своё. Но лично для меня – это наше спасение и то, что я и мои близкие товарищи-рыбаки остались целыми и невредимыми!».

Вот такая жизнь у рыбака – полная азарта и приключений. Впереди у Сергея много планов. Недавно он приметил на карте ещё одну незнакомую речушку и уже собирает экипировку, тщательно готовясь к походу. Ну а мы, веря старинной примете, пожелаем ему: «Ни хвоста, ни чешуи»!

Екатерина Вежливцева, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет