Как я искала райские места на Кубанской земле

В то утро я поняла – надо ехать! И чем скорее, тем лучше, а иначе мой мозг не вынесет всей этой музыкальной вакханалии. Я называю эти странные и всеразрушающие звуки музыкой бабы копра. Вы же знаете, какую нынешнее поколение любит «музыку» - ну, вот эту самую, которая словно постукивает по голове и задаёт якобы ритм. Правда, я не заметила, что в ней есть мелодия и звучание, я слышу лишь глухие удары, схожие с ударами рабочей части молотов. А когда она доносится от моих соседей снизу и сверху с утра и до вечера, то я понимаю, что из дома надо немедленно убегать. Тем более, что наших молодых соседей я никогда не видела спешащими на работу (сегодня мало кто спешит на неё, поскольку работы практически ни для кого нет!), а это значит, что «музыкальная стройка» будет глушить меня, как рыбу в реке, весь день напролёт. С физикой у меня всегда были непростые отношения, но учителя всё же «вбивали» нам в голову кое-какие понятия, да так настойчиво, что из моей памяти вдруг и «вынырнуло» это определение-«баба копра»! Такая вот странная ассоциация у меня с нынешней музыкой. Утром я покопалась в Интернете, чтобы освежить свои подзабытые знания, и нашла точное определение этого словосочетания. Оно звучит так: «Баба - в технике - рабочая ударная часть молотов, копров и других машин: деревянная болванка для ручной забивки свай». Видимо, эти «музыкальные сваи» хотят накрепко вбить в мою голову, поэтому от безысходности я пошла и купила билеты до Краснодара.

Как вы уже поняли, я сбежала на юг. По-моему, в одной из чеховских пьес герой говорит: «И я бегу, бегу, как бежал Мопассан от пошлости Эйфелевой башни!». Эх, как же красиво Чехов написал, вот также сделала и я - просто сбежала от «музыкальных свай», которые давили на меня своей пошлостью!

По обыкновению, я взяла билет в плацкартный вагон - проезд до кубанской станицы обошёлся мне приблизительно в девять тысяч рублей. Не сказать, что сильно дорого, но для плацкартного старого вагона без кондиционера всё же недёшево. Прямой поезд в том направлении шёл только от Железногорска, поэтому на станции Коршуниха - Ангарская я сделала пересадку. Путь в четверо суток показался мне не таким уж и долгим, может, из-за того, что я была настроена на долгую дорогу, а время в пути занимала чтением и разговорами с пассажирами. Про серость и неудобство наших поездов написаны уже «тонны» очерков и статей, поэтому повторяться не буду, а добавлю лишь несколько деталей про моё путешествие.

Детали дальних путешествий

Путешествие моё состоялось в мае, поэтому и ехать в плацкартном вагоне было не так уж и жарко. Но для себя я всё-таки решила, если и поеду ещё когда-нибудь в дальние края на поезде, то обязательно буду выбирать или ранние весенние месяцы, или позднюю осень, чтобы не задыхаться от жары и духоты. Что и говорить, положение дел на железной дороге у нас в Сибири да и, похоже, по всей России ничуть не изменилось, а если уж честно сказать, то оно стало гораздо хуже, чем было!

Про разные там «сапсаны» скоростные, которые курсируют от Москвы и Петербурга, речь не идёт, мы их видим лишь по телевидению, и о таком транспорте сибирякам можно только мечтать. Там, «наверху», уже давно пора понять, что Россия – это всё же не только Москва и Санкт-Петербург Россия – это вся остальная территория вместе с далёкой Сибирью. Я передвигалась по нашим железным магистралям ещё с самой ранней юности. В молодости ездила в поездах от Сочи до Иркутска, а когда была студенткой, то добиралась в плацкартных вагонах аж до Благовещенска, и поэтому могу точно сказать, что путешествовать этим видом транспорта стало гораздо хуже. Что касается деталей, то тот же чай у проводников мы даже в студенчестве не покупали, проводники его просто не продавали пассажирам – это им потом вменили в обязанность торговать лапшой и разными сувенирами с местной тематикой, ну и, в придачу ко всему, ещё и чаем. Будучи студентами, мы могли иной раз позволить себе посетить даже вагон-ресторан, а нынче туда заглядывают лишь люди при больших деньгах. Остальные же при посещении этого заведения возвращаются в итоге крайне недовольными. При мне из вагона-ресторана вернулся молодой мужчина с золотой печаткой на пальце, он занимал в нашем плацкарте боковое место. Так вот парень ещё долго чертыхался и всё не мог прийти в себя, когда узнал, какие нынче там царят цены. Когда сосед спросил его, что же так вывело мужчину из себя, тот возмущённо признался, что он никогда не видел такой высокой стоимости одной порции второго блюда! Оказалось, что в ресторане он, не глядя в меню, заказал на обед рыбу - форель. Её порекомендовала ему официантка, а когда всё это принесли и озвучили цену за стограммовый кусочек, даже без всякого гарнира, - семьсот сорок восемь рублей, то ему чуть дурно не стало от такого ценника. Когда он рассказал нам, как пообедал, то ему сочувственно покивали, но кое-кто и позлорадствовал, намекнув на то, что раз уж едешь в плацкартном вагоне, то будь добр, ешь всю дорогу китайскую лапшу и не изображай из себя олигарха! Хочу предупредить тех, кто ещё только собирается отправиться в отпуск в дальние края, непременно захватите с собой полный комплект продуктов в дорогу.

Брать что-то в пути у проводников никому не рекомендую, особенно если вы едете с детьми, так как цены высоки не только в самом вагоне-ресторане, но и у них тоже! Эх, не хотела я об этом упоминать, но всё же придётся: один пакетик чая обойдётся вам в тридцать три рубля, ну, а про цену на простую минеральную воду и вовсе говорить не приходится. Так что, собираясь ехать в отпуск по железной дороге, составьте список продуктов, которые вам будут необходимы. Как говорится, детали всегда важны! А теперь перейду непосредственно к цели своего путешествия.

Зачем мы едем в южные края?

Иногда, когда проживёшь много лет на севере, в один прекрасный день к тебе приходит мысль: сколько же можно здесь обитать и стоит ли оно того? Уже доказано, что человек, много лет проживший в какой-нибудь сибирской глубинке, довольно быстро устаёт: от ветров и холодов, от того, что ему не хватает солнечных дней, здоровой пищи и пр. И нас вдруг одолевает страстное желание сорваться и улететь туда, где плещется море, где круглый год что-то поспевает, и на пенсию можно, хоть и скромно, но прожить. Вот так и я решила отправиться на кубанские земли, чтобы посмотреть, как там люди живут и чем занимаются, что едят и о чём говорят. Охватила меня охота к перемене мест, и удержать меня никто не мог. Вдобавок ко всему я узнала, что наши соседи – люди весьма преклонных лет – вдруг тоже «сорвались» и переехали в Краснодарский край. Их дочь построила небольшой домик со всеми удобствами, и они, распродав всё нажитое, устремились в тёплые края.

Моя однокурсница давно звала меня погостить в здешних местах, хотя в юности я краснодарские земли уже посещала, но тогда южными красотами как-то особо не впечатлилась. Другое дело, когда ты «вошёл в возраст» и можешь осознанно оценить обстановку, понять, нужен ли тебе этот край, чтобы провести в нём остаток жизни.

Итак, в конце мая я уже была на месте, друзья меня встретили богато накрытым столом - уж хорошими продуктами земля кубанская всё ещё может похвалиться! Но растопила моё сердце, конечно, спелая клубника, она просто «царила» на столе и радовала взгляд своей яркой и естественной спелостью. Отмечу, что ягода была местной, а не привозной из какой-нибудь другой страны. Друзья, которые всем сердцем хотели меня порадовать и ублажить, своей цели достигли, ведь я уезжала из нашего города, когда водохранилище ещё лежало под слоем льда. А здесь распускалось лето, глаз радовали клумбы из роз, разбитые возле каждого дома, вовсю поспевала черешня - через несколько дней я насытилась и ею. Жаль, я не застала цветения тюльпанов, к моему приезду оно уже закончилось.

Хорошо отдохнув вечером, утром мы решили пройтись по улочкам станицы. Станица Новотитаровская Динского района раскинулась на несколько километров, и обойти её пешком было весьма затруднительной задачей, поэтому на другой день мы воспользовались машиной. Правда, объехать её всю нам так и не удалось, поскольку мы то и дело останавливались и посещали разные местечки.

Расположена станица очень удобно, всего лишь в семи километрах от Краснодара, поэтому станичники живут у себя, а на работу ездят в город. Что касается дорог, то здесь довольно много развязок, а транспорт курсирует между станицей и городом очень часто. Движение настолько интенсивное, что от мелькающих с большой скоростью машин иногда становится не по себе. Машин так много, что в часы пик образуются пробки, впрочем, это стало характерной особенностью всех больших городов. В итоге, отдавая дань красивому Краснодару и многолюдной станице, для себя я решила, что мегаполис явно не для меня, и этот факт я отметила как один из недостатков тамошней жизни. Читателям, я думаю, также будет интересно узнать, как живут люди в этой станице.

Жизнь в станице

Местные люди мне понравились и показались очень приветливыми и радушными. Здешние жители много работают на земле, и поэтому, куда ни кинь взгляд, везде можно увидеть табличку с названием фермерского хозяйства. Земля тут плодородная, и урожай некоторых культур собирают по два раза в год. Обычно фермеры возле своих полей держат сразу и магазинчики, в которых круглый год продают выращенные овощи и фрукты. Я обратила внимание на цены – местные яблоки, правда, прошлого урожая, продавались по пятьдесят семь рублей за килограмм, и эта цена показалась мне просто сказочной. Огурцы шли уже по тридцать рублей, кабачки молодые – по двадцать пять. Повсюду радовали взор полные мешки редиса, укропа и лука.

Что и говорить, Кубань всегда являлась житницей нашей страны, и её овощами и фруктами когда-то снабжался весь Крайний Север! Я очень хорошо запомнила ещё со школьных лет, когда жила в Якутии, как охотно покупало местное население вкуснейшие кубанские салаты и кабачковую икру, расфасованы они были в полулитровые стеклянные банки, а вкус у них был просто замечательный. Почему их сейчас не привозят в наши места, ума не приложу? Хотя вывод напрашивается сам собой, из того же Китая завозить непонятного качества овощи и фрукты гораздо выгоднее!

Для примера приведу недавний случай: купила я на днях в одном из наших магазинов свежие кабачки, совсем ещё молоденькие, по цене девяносто рублей за килограмм. Два из них я потушила на обед, а остальные решила приготовить на другой день. И поразилась вот чему: уже на следующие сутки они превратились в нечто бесформенное, и мне пришлось их выкинуть в мусорное ведро, так как из их нутра сочилась гниль. Кабачки, выращенные на собственном дачном участке, не портятся и в течение нескольких дней! Ну это, так сказать, случай из собственной практики, а уж про привозные огурцы я и вовсе промолчу – вкуса у них нет совершенно никакого! Умудряются же китайские овощеводы в них добавлять что-то такое, чего и в природе вовсе не существует.

Кстати, о китайцах. Там, на Кубани, они тоже «успешно» работают и выращивают плодоовощную продукцию на продажу! Местные люди мне рассказывали, что полицейские частенько устраивают облавы на предмет нелегальной миграции этих зарубежных граждан. Так, во время одного рейда китайские нелегалы умудрились настолько хорошо попрятаться, что их вылавливали даже из местных прудов! Они приспособились вырезать из арбузов некое подобие шлема и таким образом в пруду ими закрывали себе головы, а дышали через соломинку, чтобы полицейские их не могли обнаружить. Придут полицейские и видят, что на водной глади пруда плавают арбузные корки. И так бы всё китайцам с рук и сходило, если бы кто-то из местных на них не донёс. Пруд тот как раз находился возле местной бахчи, и такой фокус они, оказывается, проделывали уже не один раз. Сюжет про этот пруд и китайцев однажды показали по местному телевидению, и все жители Кубани ещё долго удивлялись изобретательности нелегалов.

Про жильё

Жильё здесь строится очень активно, и газеты пестрят объявлениями о продаже квартир в новостройках, при этом цены везде разные. К примеру, в той же Новотитаровской можно купить уже готовый однокомнатный коттедж со всеми коммуникациями, своим собственным земельным участком и гаражом для машины всего за один миллион восемьсот тысяч рублей. И вроде бы, если хорошо подумать, то это по цене не очень и дорого, ведь в коттедже, который сделан «под ключ», уже всё приготовлено – заходи и живи. На полу – ламинат, установлены пластиковые окна. Но вот вопрос: где простому человеку такие деньги взять? Между тем подобных коттеджей в станице отстроена уже целая улица, и это красивое и удобное жильё здесь активно раскупается. Охотно его приобретают москвичи и местный зажиточный народ.

Работа на Кубани

Работа здесь есть, и только в самой станице требуются ежедневно сотни самых разных специалистов. Правда, местные мужчины стараются устроиться на вахты, поэтому уезжают за «длинным рублём» в Тюмень и на тот же север Якутии. Но в самой станице востребованы самые разные профессии: это и установщики пластиковых окон, и садовники, и продавцы, и инженеры-технологи, и бригады штукатуров и овощеводов – с заработной платой примерно в двадцать семь тысяч рублей. В общем, работы на Кубани хоть отбавляй.

Что касаемо достопримечательностей, то в Краснодарском крае их предостаточно, изобилие местных натуральных продуктов радует глаз и душу, и уж если там на рынке продаётся сметана или творог, то это уже настоящая сметана, а не какая-то искусственная масса, которая так активно продаётся в наших магазинах. Но вот коммунальные услуги на юге очень дороги, и народ от этих счетов просто «стонет». А ещё там очень жаркий климат, прошлое лето выдалось настолько жарким, что выходить на улицу было небезопасно, поскольку температура днём доходила до плюс пятидесяти градусов!

Когда мой отпуск закончился и я возвращалась домой, то не могла налюбоваться нашими лесами и природой – это у нас ещё пока осталось, только вот мы её совсем не бережём, каждое лето у нас горит тайга. А ещё я поняла, есть прекрасные места в Краснодарском крае, только жить я там точно не буду, хотя, что и говорить, земли на юге богатые и те же помидоры растут прямо в открытом грунте. Всё там хорошо, да только не моё это. Как вернулась домой, включила на всю громкость Ванессу Мэй – я очень люблю эту талантливую скрипачку. Слышу, мои соседи сверху и снизу тут же и примолкли, и в итоге я решила их воспитывать классической музыкой. Так что «бабу копра» они теперь практически не «врубают», а если и включают, то уже не так громко. Может, прониклись наконец-то настоящим искусством?

Райские места… Кто знает, где они?

Наталья Михайлова, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет