Белое безмолвие или Как оздоровить наше молодое поколение?

Снежная позёмка быстро заметала за нами тропу, вечерние сумерки как-то незаметно спустились на землю и со всех сторон окружили нас своим тёмным куполом. Кругом, куда ни глянь, чёрной стеной стоял зимний лес. Жильём здесь даже и не пахло. Будь оно где-то поблизости – в воздухе чувствовался бы запах дыма. Но спасительного дыма в морозном воздухе никак не ощущалось. Сохранилось ли зимовьё, к которому мы шли, в целости и сохранности, и обитает ли там кто-нибудь из охотников – об этом можно было только гадать. Уже начали высказываться предположения, что осенью домик вполне мог быть сожжён какими-нибудь хулиганами. Варваров хватало во все времена. Неясная тревога стала закрадываться в наши сердца. А вдруг мы сбились с пути и уже никогда не выберемся из этой глухой, непроходимой, затерянной вдали от цивилизации тайги?

Выходной день на Усть-Илимском водохранилище

Все старались гнать из головы дурные мысли – провести ночь на тридцатиградусном морозе без зимней палатки не входило в наши планы. Мы изнывали от усталости, а натруженные ноги уже давно просили покоя, так как идти по снежной целине без отдыха пришлось почти десять часов кряду. За весь день была лишь одна остановка на несколько минут. И всё, что мы успели сделать за это время – подкрепиться холодными бутербродами. Даже костра в этот день не разводили, дабы не потерять драгоценного времени. По плану нам предстояло пройти по озеру ещё довольно значительный отрезок маршрута. Конца этому пути совсем не было видно. Мы находились лишь на первом этапе дальнего похода, который начался с пустынной и холодной железнодорожной станции Выдрино.

Никто из путешественников – а среди нас были и новички – не показывал виду, как он устал. Все храбрились и прятали свою усталость и страхи за шутками. Но всё же с каждым часом тревога в наших рядах продолжала нарастать. По словам бывалых, по времени мы уже давно должны были бы быть на месте. И когда почти все уже совсем обессилели и, казалось, не могли сделать и шага, до нас «долетела» хорошая весть: дальнее зимовьё, к которому направлялся наш отряд (нас было человек десять), наконец-то обнаружено. Самый опытный лыжник, совершивший больше десяти подобных переходов, уже, оказывается, успел добежать до домика и вернулся назад, чтобы сообщить следующему за ним путнику радостную новость.

Место для ночлега было уже совсем рядом, и пройти до него оставалось каких-то километров пять! Это известие сразу же прибавило всем силы, и мы рванули что есть мочи по уже еле виднеющейся в сумерках лыжне. Всем очень хотелось побыстрее добраться до тепла и горячей еды. Мы были молоды и здоровы, а молодым – ну кто с этим поспорит? – не страшны даже самые трудные препятствия.

Седьмого апреля Всемирная Организация Здравоохранения, или сокращённо ВОЗ, отмечала День здоровья. Можно сказать, что вся эта неделя проходит под знаком здоровья. Поэтому я и решила посвятить свою сегодняшнюю статью размышлениям о нём, о физическом состоянии наших людей. Хотя бы в масштабах города. Поговорить хочется о том, как сохранить его ещё с молодости, это здоровье.

Но сначала вернёмся к рассказу о лыжном походе. Когда я в нём участвовала, мне было лет девятнадцать. Иногда разглядываю свои старые альбомы, и мне попадаются фотографии той студенческой поры, когда с рюкзаком за спиной путешествовали мы со своими товарищами на лыжах по всей Иркутской области. Сейчас уже забылись детали этих походов, но хорошо запомнился здоровый дух тех давних времён, когда те же лыжи были почти в каждом доме. А если ты где-нибудь ещё и учился, то их тебе совершенно бесплатно выдавали по студенческому билету! Кстати, желающих покататься было так много, что лыж на всех вечно не хватало. Но и тут было всё продумано для вовлечения людей во всевозможные спортивные мероприятия, которые в Иркутске, где я училась, проходили довольно часто.

В то время существовали пункты проката, в которых всем желающим всего лишь за несколько рублей выдавалось туристическое оборудование и спортинвентарь. Такие пункты имелись во всех городах и районных центрах. Мячи, волейбольные сетки, резиновые лодки и даже гитары – всё это и многое другое можно было взять на временное пользование хоть на целый месяц! Для этого требовалось только оставить небольшой денежный залог и показать паспорт с пропиской. Мы тоже порой прибегали к услугам проката. Ведь студенты в те времена ничего не имели, ну, кроме разве небольшого чемоданчика с вещами. Хорошо помню, что на зимних январских каникулах, да и на весенних тоже, часть студентов разъезжалась по родным местам. Они стремились под тёплое родительское крыло. А другие, и их тоже было очень много, расходились, разъезжались по разным туристическим маршрутам с рюкзаками за плечами.

Я, конечно же, принадлежала к числу последних. Добирались мы до нужных станций на электричках, билеты на которые тогда стоили сущие копейки. Кстати, тот лыжный переход, с рассказа о котором я начала повествование, запомнился мне ещё и тем, что наш руководитель случайно сбился с намеченного маршрута.

Такое тоже порой бывает в туристической жизни. Хорошо, что вместе с нами в тот раз пошли довольно опытные ребята, которые уже ходили этим путём. Таких «заядлых» туристов тогда было много. Студенты в те годы по традиции выступали за честь своего учебного заведения на разных спортивных соревнованиях. Всех активистов сразу же брали на заметку и вели с ними работу дальше – привлекали во все масштабные спортивные мероприятия города. Вот и этот зимний поход стал одним из таких мероприятий. Его участниками были спортсмены из самых разных образовательных учреждений, в том числе и я со своими однокурсницами. Примечательно, что человек, один раз сходивший в поход, в следующий раз обязательно приводил с собой ещё пару-тройку товарищей, а те – уже своих знакомых. Этому оздоровительному движению не было конца.

Столько лет прошло с той поры, а я до сих пор помню, как мы в тот морозный вечер добрались до желанного ночлега. На часах уже было около двенадцати часов ночи. Зимовьё оказалось жилым. В избушке обитал таёжный охотник, который занимался промыслом пушнины. Встретил он нас приветливо. Уж таков закон тайги – никто не может отказать в ночлеге замерзающим путникам. Печь в доме была жарко натоплена, и на ней вовсю исходился паром горячий чайник. Тут же начались расспросы и обмен новостями, ведь мы только что прибыли из Иркутска. Егерь давал советы, как лучше выйти к нужной точке. В наличии у нас тогда не было навигаторов, всем приходилось пользоваться компасом и картой, а ещё каждый из нас умел хотя бы немного ориентироваться по небу. По крайней мере, созвездие Большой Медведицы точно могли найти. Поужинав и напившись горячего чая, все тут же разлеглись по полатям и на полу зимовья и мгновенно уснули, так как были очень вымотаны. Хорошо выспавшись, утром парни нарубили и натаскали в жилище побольше дров, все мы плотно позавтракали и простились с гостеприимным хозяином.

Помню, что ещё несколько дней подряд шли мы по этим ледяным и занесённым снегами озёрам и любовались красивыми пейзажами. Время от времени приходилось останавливаться в холодных и промёрзших зимовьюшках. В них почему-то никогда не было хороших печек, а если они и были, то всегда нещадно дымили и чадили. Но вот что самое удивительное, несмотря на все тяготы и неудобства пути, никто из лыжников за все дни путешествия не простыл и ни разу не пожаловался на головную боль или высокое давление. Про слово «давление» мы тогда даже не слышали! Хотя наш отряд возглавлял руководитель, которому было далеко за пятьдесят.

И вот что помнится ещё. С собой у нас была прихвачена аптечка. Так, на всякий случай. Что обычно входило в её состав? Обязательно йод, пара бинтов, упаковочка ваты, стрептоцид, ну и ещё зелёнка. Вот такой скромный арсенал медицинских средств. Но даже он на протяжении всего маршрута нам ни разу не понадобился.

Этот факт свидетельствует ещё и о том, что поколение пятидесятых годов было гораздо здоровее, чем нынешнее поколение молодых людей. А всё потому, что все мы активно занимались физкультурой и туризмом. Анализируя развитие массового спорта в те времена, можно сказать честно, что работа эта в государстве была поставлена во главу угла и проводилась со всеми слоями населения.

Что ещё запомнилось с той поры? У нас, конечно, не было в наличии красивой спортивной одежды, какая есть сегодня. Собираясь в поход, мы предпочитали простые шароварчики «с начёсом». Моё поколение ещё помнит спортивные костюмчики отечественного производства. Надо отдать должное, шили их из натуральных тканей, хорошо впитывающих влагу. Телу в них было очень комфортно. То же самое можно сказать и о куртках. В дорогу мы надевали удобные и тёпленькие телогрейки. К их недостаткам можно отнести только то, что все они были серого цвета, и у них не хватало карманов. Вот такая экипировка. И, пожалуй, самая главная деталь, на которой следует поставить акцент – в походе никто не употреблял спиртного. В те годы мы и подумать не могли, чтобы взять с собой в дорогу пиво! Вкуса пива мы тогда даже и не знали. Наверное, оно тоже продавалось, но никто из наших ребят им тогда не увлекался. Так же, как и курением. В том самом походе из всего нашего состава «дымили» лишь три парня, да и то очень редко и лишь на больших привалах. Особое внимание хочется заострить и на походном питании. Провизия наша была только отечественного производства. Других продуктов тогда просто не было. На костре мы всегда варили гречку и макароны с тушёнкой. Кто-то из ребят брал с собой деревенское сало. Покупали в дорогу хлеб и масло, иногда маргарин, качество которого раньше было очень высоким – его производили строго по ГОСТу. Этот маргарин под названием «Бутербродный» все студенты очень любили, был он намного дешевле масла и стоил копейки. К чаю обычно брали сгущёнку, какао «Золотой ярлык» и печенье. Ни про какие «Сникерсы» и чипсы мы и понятия не имели – подобных «вредностей» тогда в продаже не было. Вот и вся наша еда, которую мы брали в дорогу. Ах, да, иногда прихватывали и картофель, но очень редко, так как клубни могли замёрзнуть в рюкзаках.

Кто-то может меня упрекнуть, что я отвлеклась от темы о здоровье и стала писать про продукты. Хочу сразу же возразить, потому что и продукты питания, и то, чем увлечено наше молодое поколение, их привычки – это всё очень взаимосвязано. Здоровье нации складывается из многих факторов.

Всегда обращаю внимание на жизнь в других городах. Несколько раз со спортивными целями побывала в небольшом городке под названием Северобайкальск. Название говорит само за себя. Город находится на северном берегу Байкала. И вот что меня всегда впечатляло, когда я туда приезжала, так это то, что там очень много людей с рюкзаками! В этом городе много разных фирм, которые отправляют отдыхать огромные потоки людей по самым разным туристическим направлениям. Понятно, что к Байкалу съезжаются за сезон тысячи путешественников, и среди них есть не только иностранцы, но и много россиян. А это значит, что граждане, желающие оздоровиться, в нашем отечестве ещё имеются. Надо только прямо признаться, что их становится с каждым годом всё меньше.

Рассуждать на эту тему можно бесконечно, но факты – упрямая вещь. Нынешнее поколение сегодня тяготеет к созерцательному отдыху, и я даже бы сказала грубее – к «пивному». А между спортивным отдыхом и пивным – большая разница. Спортивный туризм обогащает нас здоровьем, пивной – разрушает его.

На недавних выходных мы вместе с Александром Антиповым, профессиональным проводником и инструктором по водному туризму, а также с одним его товарищем совершили лыжную пробежку по Усть-Илимскому водохранилищу. Забег получился очень позитивным. В одном из заливчиков мы даже порыбачили, правда, особо ничего не поймали, но да не в этом суть. Главное – получили заряд бодрости на целую неделю. Но я удивилась тому, что на такую чудесную прогулку мы никого не смогли с собой зазвать, хотя приглашали многих! Похоже, что такие походы перестали манить наших молодых людей, а это, согласитесь со мной, о чём-то уже говорит.

А теперь позволю себе дать немного информации о Дне здоровья. С конца 1998 года организация ВОЗ существует в России. Она осуществляет ряд самых разных программ: по борьбе с туберкулёзом, ВИЧ и СПИД, по политике и управлению в области здравоохранения. Меня очень заинтересовала программа политики и управления в области здравоохранения, особенно когда я прочитала одно высказывание Билла Гейтса, основателя фирмы «Майкрософт». В мою голову закралось совершенно неслучайное подозрение о том, что кто-то там, «за бугром», ставит перед собой абсолютно конкретные задачи по уничтожению нашего молодого поколения «на корню». И такая мысль уже давно осенила не только меня, но и многих других людей. Не секрет, что этот сверхбогатый человек щедро финансирует различные программы. Вот его высказывание, которое не может не потрясти: «В мире сегодня около 6,8 миллиардов человек. Цифра численности населения стремительно растет, приближаясь к 9 миллиардам. Если мы в данный момент хорошо поработаем над новыми вакцинами, помощью в области репродуктивного здоровья, медико-санитарной помощью, то, возможно, мы сможем понизить его на 10-15%». Эту цитату я нашла в работе Анатолия Арюха, которая называется «Нас уничтожают, а ВОЗ и ныне там».

Наркотики, пиво, спайсы, вакцины, искусственная еда. Похоже, и впрямь где-то там, за океаном, поставлены серьёзные задачи и здоровьем нашего молодого поколения основательно занялись. Только мы этого почему-то никак не хотим услышать и увидеть.

Белое безмолвие, снежная пустыня… и ни одного лыжника! Кто пойдёт следом за нами, нет, уже не в дальний и многодневный поход, а хотя бы на лыжную прогулку за здоровьем? Нет ответа, только тишина.

Наталья Михайлова, «Вечерний Усть-Илим»