Дорога, усыпанная бриллиантами. Как характер и воля могут определить судьбу?

У моей соседки с шестого этажа случилась настоящая трагедия. Её двадцатитрёхлетний сын, Олег, катаясь на мотоцикле, попал в аварию. В больнице выяснилось, что травмы оказались настолько тяжёлыми, что парень вряд ли когда-нибудь сможет ходить. Узнав об этом, бедная женщина испытала шок. Её единственный сын стал инвалидом. С учёбой в институте Олегу пришлось попрощаться, все планы на будущее, что когда-то строили всей семьёй, рухнули. Вместо этого сыну нужно было глотать горы таблеток, целыми днями лежать в кровати и ждать, что однажды случится чудо, и он пойдёт на поправку. Шло время, но долгожданного волшебства не происходило. Было видно, что Олег сильно переживал и явно впадал в депрессию. Несмотря на материнское терпение и опеку, ему становилось всё хуже и хуже. Он как будто не замечал её заботы, подолгу смотрел в одну точку или отворачивался к стенке. Парень практически отказался от еды, похудел на тридцать килограммов и, лёжа среди подушек, завёрнутый в одеяло, походил на высохшую мумию. Возможно, он думал, что точка в его жизни уже поставлена. Одна мать всё время «крутилась» возле него и не теряла надежды, успокаивала и всячески оберегала.

Но все её усилия не давали результата. Её сын сдался. Действительно, сдаться всегда легче, чем найти в себе силы бороться. Наверное, легче похоронить себя заживо, чем преодолеть препятствия, которые поставила перед тобой судьба. Олег как раз и не смог найти в себе этих сил и воли для борьбы. Он «сгорел» быстро, за полгода. И бедная мать, заливаясь слезами, хоронила его в чёрном смокинге и белой рубашке…

Что может быть печальнее, чем смерть человека в молодом возрасте? Ему бы ещё жить и жить. Да только некоторые из них, столкнувшись с трудностями, не могут справиться с ними. Трагический случай с Олегом напомнил мне давнюю историю моей знакомой, Ларисы Константиновны, которая, в отличие от парня, поняла, что сдаться – это проиграть и потерять самое дорогое – свою жизнь.

Я познакомилась с ней давно, тринадцать лет назад. Тогда, окончив школу, я попыталась поступить в институт, но провалила экзамены, поэтому пришлось срочно искать работу. И мне повезло. В одну организацию, несмотря на то, что я была ещё «желторотой» выпускницей школы и не имела ни профессии, ни трудового стажа, меня сразу же взяли. Так я и попала под крыло Ларисы Константиновны, которая стала моей начальницей. Да, она оказалась из тех людей, которые давали молодым шанс, стартовую дорожку, а главное – она верила в их силы. Сама женщина занимала активную общественную позицию. Работа, командировки, конкурсы. Успевала везде. Она действительно имела редкий дар – любить людей. Никому не отказывала в помощи, всегда помогала и словом, и делом. Говорят же, добро возвращается. Так случилось и в её жизни. Помимо любимой работы, у Ларисы Константиновны была ещё и семья: двое дочерей, которые уже учились в институтах, и любимый муж. Ещё была дача и квартира, в которой нужно было делать ремонт. В общем, жизнь «била ключом». И женщина «горела», словно торопилась жить. Да, у моей героини было всё! Только вот сердце у неё было слабое. Активная жизнь требует немалой самоотдачи, но этот бешеный ритм не может продолжаться вечно. Что-то внутри не выдерживает, и однажды происходит щелчок.

Может ли кто-то представить, как в один миг ваша жизнь резко изменится на 180 градусов? Нет? А если вас поставят перед фактом – перевернут всё «вверх тормашками», и живи после этого, как хочешь. Вот тут-то, пожалуй, и раскроются наши истинные способности или скрытые до поры до времени внутренние резервы, как это было у моей Ларисы Константиновны.

Её история началась тогда с обычной поездки на дачу. Ещё днём женщина, окучивая картошку, почувствовала недомогание. Перед глазами, словно ниоткуда, вдруг вырос странный мираж: воздух вокруг словно загустел, и в нём замерцали тысячи частиц, непонятные, полупрозрачные геометрические фигуры… Женщина пыталась до них дотронуться, протянула к ним руки, но они, словно боясь её прикосновения, тут же лопались в воздухе. Всё это видение, как оказалось позже, было плохим признаком. Моей знакомой нужно было немедленно прилечь и отдохнуть. Возможно, если бы она это сделала, то смогла бы избежать всех тех страшных последствий, которые случились с ней ночью. Но Лариса не придала этому значения и продолжала работать на участке. Ближе к вечеру к сердцу подкатило нехорошее предчувствие: что-то страшное должно было случиться. Но что? В полночь её тревога усилилась, она проснулась от странного волнения внутри. Ей вдруг показалось, что какая-то неведомая сила огромными, сильными руками схватила её тело и резко сбросила с кровати вниз. Но спустя короткое время моя героиня поняла, что действительно находится на полу. И тут её охватил ужас. Женщина попыталась встать, но у неё ничего не получилось. Тело её не слушалось, оно словно обмякло. Волна паники охватила её. Она снова попыталась взобраться на диван, но обнаружила, что не может поднять вверх левую руку.

Хорошо, что её муж был дома. Услышав крики жены, он тут же пришёл ей на помощь, уложил на диван и вызвал «скорую». Дальше всё было как во сне. Кушетка, люди в белых халатах, чёрное небо над головой… От пережитого шока женщина потеряла сознание. А придя в себя, сначала даже не поняла, где находится. Ощущение было такое, словно она совершила какой-то скачок в пространстве, была на даче, а тут раз – и уже в больнице. Палата, в которой она лежала, оказалась переполненной, чей-то свистящий храп не давал сомкнуть глаз. Да и какой тут может быть сон? На душе томилась тревога, а в голове крутились одни и те же вопросы: что с ней произошло? В каком отделении она лежит? Где сейчас её родственники? К тому же, то ли от лекарств, то ли от волнения в горле сильно пересохло. Жутко хотелось пить, но прошёл час, другой, а врачи к ней так и не подходили. Когда терпеть страшную неизвестность стало невозможно, а сильная жажда совсем измучила её, Лариса решила встать и выяснить всё у врачей. Однако сделать этого не получилось. Её тело было словно приковано к кровати неподъёмной каменной глыбой, и казалось, что оно больше не принадлежит ей. Несмотря на все попытки хотя бы сесть на кушетку, она так и осталась лежать неподвижно. Хорошо, что соседи по палате, услышав мучительные стоны новой пациентки, подскочили с кроватей и вызвали дежурную медсестру. Кто-то протянул ей стакан воды, но взять его в руки Лариса не смогла. Не смогла она и пить как раньше, а лишь губами вбирала воду из ложечки. Когда к её койке подошёл врач, женщине было уже всё равно. Её мысли были в каком-то другом мире, в новой реальности. Больше всего в эти страшные минуты ей хотелось видеть своих родных – дочерей и мужа. О встрече с ними она слёзно просила врача. Оставаться в таком состоянии одной она просто не могла, и поддержка самых дорогих людей нужна была ей, как воздух. От врача она узнала, что лежит в неврологическом отделении. Ей прописали различные процедуры, массаж и таблетки. Но самое страшное ждало впереди. На следующее утро, уже от родных, Лариса Константиновна узнала, что у неё тяжёлое заболевание – инсульт. Это звучало как приговор. Сколько лет ей придётся жить с таким серьёзным диагнозом, точно никто не мог сказать. Может, пять, может, десять лет? А может, придётся мучиться до самой смерти? Но больше всего было обидно, что её лечащий врач не дал ей ни малейшей надежды. Он равнодушно смотрел на свою пациентку и говорил: «Мы сделали всё, что могли. Это инсульт! Будьте готовы к тому, что вы никогда уже не сможете ходить. У вас нет огня в глазах».

Слышать такое мнение от врача было тяжело. Его слова отнимали надежду на выздоровление и на полноценную жизнь. В душе нарастало отчаяние, а едкое чувство одиночества изнутри разъедало сердце. Женщина целыми сутками недвижно лежала на койке, смотрела в потолок и всячески избегала разговоров о своей проблеме с другими пациентами, которые находились в палате. Изменить картинку перед глазами она не могла, так как была не в силах даже повернуться на другой бок. Хорошо, что в этой ситуации о ней не забыли её родственники, друзья и знакомые. Они приезжали с цветами и фруктами, толпились у её кровати, но, зная о её болезни, старались не смотреть женщине прямо в глаза. На их лицах читалась жалость, и это было хуже всего. Никто не верил, что она когда-нибудь встанет на ноги. Лишь несколько человек не считали её обречённой. Прошло двадцать дней и Ларису Константиновну выписали из больницы.

В квартиру родственники внесли больную на руках, положили на кровать у окна и время для неё словно остановилось. Первый год такой жизни выдался особо тяжёлым. Это окно, телевизор и кровать надоели ей уже через пару дней. Дома все разговаривали шёпотом, а когда подходили к больной, за улыбкой прятали боль. Сама же Лариса испытывала незнакомое чувство невероятного стыда за свою беспомощность. Ни есть, ни пить, ни элементарно умыться самостоятельно она не могла. Ей постоянно требовалось внимание, уход и общение, и она втайне сильно переживала, что из-за её болезни страдают близкие люди. Но в этой семье понимали, что это испытание не только для одного человека, но и для них самих. Кто выдержит его – покажет время, оно и расставит всё на свои места.

Так и вышло. Мало-помалу, словно по цепочке, потянулась череда предательств. Первыми от Ларисы Константиновны отвернулись некоторые друзья и знакомые. Они перестали звонить и списали человека, как «отработанную вещь», вычеркнули её из своей жизни. Затем не выдержал муж. Видеть каждый день заплаканную жену, её страдания и беспомощность он не смог. Ушёл из дома к любовнице. Но беда не приходит одна. Следом за предательством супруга последовала его неожиданная смерть, как будто высшие силы наказали мужа за его измену. Так семья лишилась единственного кормильца. После его смерти наступили непростые времена. Семья раскололась на две части. Старшая дочь Ларисы Константиновны переехала жить в другой город. Тяжёлое бремя в итоге досталось младшей дочери – Вере, у которой подрастал малолетний сынок. Молодой женщине пришлось бросить учёбу в институте и устроиться на две работы. Трудиться случалось и целыми сутками. Дома Вера совсем не появлялась, и ухаживать за трёхлетним ребёнком было некому. Больная бабушка хоть и находилась в квартире, но по-прежнему была парализована, поэтому мальчика временно отдали в круглосуточный платный детсад.

Около двух месяцев Лариса Константиновна оставалась дома одна. Иногда к ней приходила массажистка, посещали медсёстры, забегали подруги и знакомые. Каждый пытался сделать больному человеку что-то приятное: кто посуду и полы помоет, кто сготовит еду, а кто просто поговорит по душам. И действительно, от людей шло тепло и участие, и Лариса чувствовала это, однако на душе, особенно после их ухода, было невыносимо тошно. Вечерами она всегда оставалась одна и тогда волна отчаянья накрывала с головой. Женщина прекрасно понимала, что рядом с ней сейчас остались только самые верные и дорогие люди, и больше всего боялась, что может потерять ещё и их. В её душе поселился панический страх – страх, что однажды её младшая дочь не выдержит свалившихся на неё трудностей, заберёт внука и уйдёт. Дверь за ней захлопнется, и Лариса останется совсем без родственников. Она боялась, что рано или поздно к подъезду подъедет машина и её заберут в интернат. Но больше всего женщина не могла смириться с мыслью, что когда-нибудь превратится в «овощ», который не способен ни думать, ни чувствовать. И тогда она уж точно будет никому не нужна.

Однако это чувство страха и полная зависимость от других разбудили в душе странные силы. И женщина поняла: нельзя сдаваться, нужно бороться, пока ещё есть время, надежда и поддержка. Первым делом она перестала себя жалеть. Жалость к себе – дело неблагодарное. Она отнимала много времени и сил, а это для моей героини было непростительной роскошью.

Несколько подруг, бывших коллег по работе, согласились помочь ей «встать на ноги». И тут началась почти армейская муштровка. Режим был жёсткий! Её упражнения и занятия требовали много сил и энергии. Чтобы их проделать, нужна была колоссальная выдержка и огромное чувство воли, каждое движение приносило жуткую боль. И женщине всё приходилось терпеть. Сначала она пыталась научиться заново сидеть на кровати. Потом стоять. А затем уже и ходить. Последнее давалось очень даже непросто. Подруги взваливали Ларису на свою спину и, волоча по квартире, заставляли делать шаг за шагом. Прогресс был налицо, но предстояло сделать ещё больше. Когда Лариса Константиновна оставалась дома одна, она всё равно продолжала заниматься. Бывало, вставала с кровати и, оперевшись на стену, пыталась дойти до кухни и налить себе стакан воды. Эти четыре метра до кухонной раковины казались огромным, практически непреодолимым расстоянием. Да и как тут дойти, когда тело не слушалось. Каждый шаг приносил адскую боль. Ноги не держали и женщина несколько раз падала на пол. Хорошо, что у неё в кармане домашнего халата на всякий случай был радиотелефон. Не в силах подняться сама, лёжа на полу, она набирала номер верных подруг и просила прийти на помощь. И те неслись к ней со всех ног через весь город. От таких многочисленных и отчаянных попыток передвигаться самостоятельно по квартире на теле Ларисы были громадные синяки и ссадины. Но как иначе?

Да. Какие же разные всё-таки бывают мечты у людей. Кто-то мечтает о новой шубе, кто-то хочет улететь на отдых за границу, а моя героиня мечтала о том, чтобы встать с кровати и самой открыть дверь своим подругам. И вот, благодаря частым занятиям и совместным усилиям, настало время, когда женщина сама смогла передвигаться по квартире, правда, не без помощи тросточки. А когда её мечта исполнилась и она сама уже могла подходить к двери и открывать её гостям, глаза вспыхнули новой мечтой. Женщина поняла, что обратного пути нет! Теперь нужно ставить новые цели. Уже через полгода интенсивных тренировок она могла выйти из квартиры, спуститься по лестнице, чтобы постоять на крылечке у подъезда. Чтобы проделать такой, на первый взгляд, незамысловатый маршрут, этому волевому человеку потребовалось семь лет! Каждый день она интенсивно занималась и уделяла внимание своему здоровью. Отказавшись от таблеток, за десять лет она перепробовала сотни различных диет, методик и упражнений. Наряду с традиционной медициной, женщина испробовала множество народных средств: различные массажи, дыхательные гимнастики, настои трав и водные процедуры, пила серебряную, "живую" и "мёртвую" воду.

Вы не поверите, но теперь эта сильная женщина находит силы помочь не только себе, но и другим. Более того, она даже нашла для себя небольшую подработку. И теперь, оглядываясь в прошлое, пройдя через столько испытаний, Лариса Константиновна лишь улыбается и говорит: «Я не понимаю, как некоторые люди не ценят того, что у них есть нормальные руки и ноги – это действительно Божий дар. Эти люди могут совершать настоящие подвиги, ведь у них столько возможностей, но они не пользуются такими дарами! Почему? Ведь придумать мечту и осуществить её гораздо интереснее, чем просто лежать на диване и смотреть телевизор».

Да, какими же разными могут быть человеческие судьбы. Молодой парень, с которого я и начала свой рассказ, казалось бы, имел силы, но всё-таки сдался и уступил болезни, а Лариса Константиновна, будучи уже в возрасте, пережив столько жестоких ударов судьбы, но имея крепкий внутренний стержень, смогла отвоевать себя у смерти. Один мудрец сказал: «Каждая ваша неприятность, трудность или испытание, словно осколок от стекла. Есть люди, у которых весь жизненный путь усыпан этим битым стеклом. Оно впивалось им в ноги, не давало сделать шаг и причиняло адскую боль, однако если на эти осколки посмотреть с неба, то все увидят не стекло, а бриллианты вашей души».

История Ларисы Константиновны ещё раз доказывает, насколько бесценной может быть поддержка и любовь близких людей, которые вовремя протянут тебе руку помощи. А может быть, всё в этой истории завершилось так хорошо ещё и потому, что женщина всегда шла людям навстречу и никого не оставляла без помощи. Говорят же: "По привету и ответ!" Так что всегда есть смысл, вопреки всему, творить добро.

Екатерина Вежливцева

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет