Сборы денег с родителей на нужды образовательных учреждений

Деньги на нужды школы

Добровольная помощь или обязательные взносы? На ремонт, на новые пластиковые окна, на канцелярию, моющие средства, парты, рабочие тетради, настольные игры, компьютер или интерактивную доску, охрану, кулер... Целей, на которые родителей просят сдать энные суммы в образовательных учреждениях, великое множество. И, как правило, в начале учебного года, на родительских собраниях идут жаркие дебаты. Тема взносов в школах и детских садах отнюдь не нова и поднимается с завидной регулярностью. Одни искренне не понимают, почему должны сдавать деньги на нужды образовательного учреждения, другие понимают, но не приветствуют, третьи – не только «за», но и сами становятся инициаторами таких сборов и активно в них участвуют. При этом абсолютное большинство родителей деньги сдают, а кто-то ещё и лепту в виде собственного труда в улучшение жизни школы и класса вносит. Итак, сдавать деньги или не сдавать, а если сдавать, то на что и кому? Попробуем разобраться.

Деньги на нужды школы

Как мы все прекрасно знаем, бесплатность дошкольного и основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях гарантируется гражданам нашей страны Конституцией. При этом платными могут быть только дополнительные занятия, не входящие в обязательную образовательную программу, и учебные материалы для их освоения, и то лишь в том случае, если родители самостоятельно сделали выбор в пользу изучения ребёнком того или иного предмета. В статье 101 закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года прямо указано, что оказывать платные образовательные услуги у нас возможно. Правда, родители получают их исключительно на добровольной основе, о чём необходимо составить соответствующий договор. А это значит, что сбор средств на нужды школы если и возможен, то только на добровольных началах. То есть настаивать, заставлять вносить какие-либо суммы в фонд образовательного учреждения никто не имеет права. Об этом говорит закон, об этом нам регулярно напоминают с экранов телевизоров и со страниц газет. С них же частенько рассказывают о том, что периодически то в одном регионе, то в другом возникают разногласия между родительским сообществом, а чаще между одной отдельной семьёй и руководством школы или детсада. В некоторых случаях доходит до того, что ребёнка, чьи родители отказываются вносить «добровольные пожертвования» (как называют взносы на нужды школы, класса или группы в детском саду), подвергают едва ли не гонениям со стороны педагогического состава и других родителей.

Для того чтобы понять, как обстоят дела в данной сфере в нашем городе, мы для начала обратились к устьилимцам. Респондентов мы спрашивали о том, сдают ли они деньги в школу или детский сад, какие суммы и на что, и как, собственно, они относятся к этим сборам. И вот какие ответы получили.

Елена, 38 лет: «У меня двое детей. Старший сын ходит в школу, а младший – в детский сад. На своём опыте скажу: ни один учебный год не обходится без дополнительных взносов в фонды класса и группы. Суммы практически всегда одинаковые. За исключением первого года обучения в школе и начала посещения детского сада. Например, в первом классе было принято решение сдать по 2,5 тысячи рублей. Необходимо было купить новые шторы в класс, обновить линолеум, купить компьютерный стол для учителя, кулер для наших детей, ну и так, по мелочи: воду бутилированную, салфетки и туалетную бумагу на год, а также на небольшие подарки на день именинника. Кроме того, мы сдавали на различные мероприятия, которые посещали наши дети, на подарки им к Новому году, на символические презенты на 8 марта и 23 февраля, ко Дню учителя. Сейчас каждый год в фонд класса сдаём по одной тысяче рублей, плюс на охрану и в фонд школы – 550 рублей. Младшему ребёнку тоже приходится сдавать деньги на игрушки и канцелярию – по 1.000 рублей. В прошлом году небольшую сумму решили дополнительно собрать на обустройство участка: понадобились стройматериалы и краска, ну и личное участие. В принципе для нашей семьи такие взносы не накладны. Я понимаю, что финансирования из бюджета не всегда достаточно и образовательные учреждения выкручиваются, как могут».

Дарья, 27 лет: «А разве это секрет, что ежегодно нужно сдавать деньги на различные нужды в детский сад? Про школу не знаю, у меня дочка пока только в садик ходит, но уверена, что и там на что-то, да нужно будет сдавать. С одной стороны, я понимаю, что на все «хотелки» у бюджетных организаций просто нет средств, а с другой стороны - почему эту проблему должны решать родители? Знаете, каждый год идёшь на родительское собрание с чёткой позицией – не поддерживать инициативы и не сдавать деньги, но когда смотришь, как быстро ломаются игрушки, кончается канцелярия – молча открываешь кошелёк и сдаёшь. Ведь это мой ребёнок, и хочется, чтобы он проводил время в уютном помещении детского сада, чтобы она играла хорошими игрушками… Какой-то замкнутый круг».

Вероника, 34 года: «У меня трое детей. Двое ходят в школу, один – в детский сад. Везде сдаём дополнительные взносы. Решение сдавать или не сдавать деньги и на что, принимается на родительских собраниях большинством голосов. Родительский комитет обозначает насущные проблемы, остальные либо поддерживают, либо нет. Всеми финансовыми вопросами занимаются представители родкомитета. Конечно, никто никого не заставляет отдавать деньги, но морально всё же сложно – не сдашь, идёт обсуждение между родителями: «А вот те-то не сдали, на всём готовом выезжают, за чужой счёт и т.д.». Это давление неприятно, и приходится сдавать, как и всем. Хотя семья у нас небогатая, ежемесячных платежей много. Даже в той же школе: на питание двух детей выходит примерно по 2,5 тысячи рублей, плюс кружки, секции и участие в различных конкурсах и олимпиадных работах. За детский сад платим тоже в районе двух тысяч. Никто не отменял при этом покупку рабочих тетрадей, канцелярии, школьной одежды и т.д.».

Николай, 40 лет: «Стабильно просят деньги, каждый год. И в детском саду, и в школе. Но у нас большинство родителей всегда отстаивают мнение, что сдавать нужно только на самое необходимое, на что школе деньги не выделяют. Это подарки для детей к праздникам, бумага для принтера, ну и непредвиденные расходы, как, например, покупка дипломов и презентов за участие в каких-либо конкурсах. На все мероприятия, поездки, чаепития и прочее сдаём отдельно. Суммы разные: от 500 до 2.000 рублей. Кроме того, мы платим за обеспечение охраны в образовательном учреждении. В этом году младшая дочь ещё выпускается из младшей школы, какие расходы будут – не представляю. Но это уже тема запросов родителей, и к школе не имеет отношения. Кстати, в саду тоже сдавали по 1.200 рублей в год – это получается по 100 рублей в месяц. Ещё некоторые папы и мамы в строительстве и благоустройстве участка участвовали: сами возводили и красили деревянные постройки, цветы в клумбы высаживали, горку снежную и фигурки каждую зиму лепили. Однажды своими руками ремонт в группе и спальне делали, на новые кабинки скидывались. Хорошо ли это? Однозначно ответить не могу. Может быть, если бы никто не сдавал, то и находились бы в бюджете средства, а может быть, и нет. И тогда ходили бы наши дети в бедную группу со старыми игрушками. Видел я такие детские сады в других городах – без «слёз» не взглянешь. Наши сады и школы хоть и не самые богатые, но получше многих других будут».

Маргарита, 30 лет: «Да, мы сдаём дополнительные деньги, помимо обязательной платы за детский сад. Знаете, иногда какие-то просьбы вполне обоснованны, как, например, покупка игрушек или салфеток. Это понятно, что в большом детском коллективе сохранить игрушки можно только в одном случае – если поставить их на полку и не давать детям, да и салфетки нужны четырежды в день, на каждого много надо. Но порой доходит до крайностей: то просят сдать на моющие средства, то на постельное бельё, или ремонт оплатить, или сделать его самостоятельно (так было у моей подруги – предложили ей несколько лет назад отремонтировать туалет в группе за то, что ребёнка возьмут в сад без очереди) – вот уж это явный перебор».

С такими мнениями жителей мы обратились к Валерию Гордиенко, заместителю начальника Управления образования по дошкольному, общему и дополнительному образованию:

«Тема, которую вы предложили сегодня обсудить, чрезвычайно актуальна. Надеюсь, что всем родителям известна позиция по этому вопросу органов управления образованием всех уровней. Так, 30 августа 2017 года министр образования РФ Ольга Васильева провела Общероссийское родительское собрание, на котором снова указала на недопустимость «поборов в школах». Никто не вправе принуждать родителей что-либо приобретать для образовательного учреждения или сдавать деньги. Вместе с тем, если родители сами захотят оказать материальную помощь, то это не запрещено. Такая норма имеется в Федеральном законе № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», в соответствии с которой родители обучающихся вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования образовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе. Следует понимать, что такой взнос – это способ материальной поддержки образовательного заведения, применяемый только по желанию родителя. Требование об обязательной добровольной помощи - не совсем правомерно. Повторюсь, заставлять платить никто никого не может. Тем более недопустимо, чтобы те, кто отказывается вносить пожертвования, как-то пострадали. Никакого давления быть не должно. Если всё-таки договориться не удалось, если родители считают, что их права нарушены, нужно непременно обращаться за разъяснениями к руководителям образовательных учреждений или в Управление образования».

Получается, что современные реалии таковы, что не всегда школы и детские сады могут справиться с расходами самостоятельно? Но почему так происходит? Ответить довольно сложно. Здесь прослеживаются некие «отголоски» сложных в финансовом плане 90-х, когда все, в том числе и образовательные учреждения, буквально выживали и держались «наплаву», во многом благодаря и родителям тоже. Но, если подумать, – возможно, соглашаясь платить, мы сами поощряем и развиваем эту систему? Ведь даже в случае, если запрашиваемые суммы могут значительно «потрепать» семейную кубышку, большинство родителей всё же сдают деньги, чтобы избежать каких-либо негативных последствий. Поэтому, получится ли «переломить» ситуацию, зависит и от нас самих.

Марина Железовская, Газета «Вечерний Усть-Илим»

Поделиться страницей: