Госавтоинспекция усилила борьбу с тюнингованными автомобилями

Тюнингованный авто

В последнее время в среде авто-владельцев обсуждается как будто бы вдруг возросшее внимание сотрудников ГИБДД к автомобилям с нестандартным внешним видом и оборудованием. При этом тюнинг очень популярен среди владельцев транспорта, несмотря на то, что это удовольствие довольно дорогое. Тем не менее, практически каждый стремится придать своему железному коню оригинальности и добиться лучших технических характеристик, хоть это и идёт иногда в разрез с законодательством. Что же такое незаконный тюнинг и что делать владельцам автомобилей, которые имеют в своей конструкции незаводские доработки? Попробуем разобраться.

Для тюнинга автомобиля сегодня практически не существует предела. Он может включать в себя как небольшие внешние изменения, так и значительное усовершенствование двигателя, ходовой части, подвески, выхлопной системы и других частей машины. Кто-то тюнингует авто собственными силами, кто-то обращается к народным умельцам, а кому-то предлагают дополнительный апгрейд в официальных дилерских центрах. Изменить «лошадку» можно до неузнаваемости – лишь бы хватило фантазии и средств. Однако, как гласит законодательство, любые изменения, которым подверглось транспортное средство, если они не оформлены должным образом (то есть изменения, по которым нет специального заключения сертификационных органов и соответствующих отметок в ПТС), являются нестандартными, а значит, противоправными. И это придумано не сегодня и даже не вчера. Необходимо напомнить, что юридические основания для борьбы с самовольными вмешательствами в конструкцию авто у ГИБДД были всегда. Равно как и регламент по легализации переоборудования. И рейды по выявлению таких машин иногда проводились в разных регионах страны. Но только в прошлом году из-за повальной «прокачки тачек» власти решили узаконить всё, что связано с «усовершенствованием» автотранспорта. Для облегчения процедуры выявления тюнингованных машин даже разработаны «Методические рекомендации по организации проверки выполнения требований к находящимся в эксплуатации транспортным средствам в случае внесения изменений в их конструкцию».

Вот примерный перечень компонентов автомобиля, за тюнинг которых могут запретить его эксплуатацию на дорогах общего пользования: подвеска и её компоненты, рулевое управление и рулевое колесо, сиденья водителя и пассажиров, внешняя световая оптика, бампера, выхлопная система и её компоненты, ксеноновые лампы, галогеновые лампы накаливания нестандартного света, различные аэродинамические спойлеры на кузове автомобиля, нестандартные пороги и колёсные арки, подкрылки, дополнительное внешнее освещение, «самопальный» багажник на крыше, колёсные проставки, газовое оборудование, «кенгурятники», лайтбоксы на крыше, мониторы для трансляции рекламы, изменения планировки салона, не предусмотренные конструкцией автомобиля, и т.д. И это лишь часть перечня оборудования, за незаконную установку которого любой владелец авто может быть привлечен к ответственности. Фактически под действующий закон о запрете тюнинга подходит чуть не каждый второй транспорт на дороге. Рассмотрим лишь один пример – использование «неправильных» осветительных приборов. Закон запрещает изменять количество, цвет и мощность лампочек, а также оклеивать их различными плёнками. Очень часто автовладельцы устанавливают ксеноновые фары. Они не запрещены лишь в том случае, если имеют автоматический корректор и омыватель фар. Если эти элементы отсутствуют, за установку ксенона предусмотрено лишение прав на срок от 6 месяцев с конфискацией ламп. Также запрещено устанавливать светодиодную подсветку днища, колесных дисков, порогов и других элементов кузова. Подобная модернизация может грозить автовладельцу штрафом в размере 500 руб. и аннулированием регистрации ТС. Разрешённым тюнингом в данном случае является только установка противотуманных фар и наклеивание разнообразных «ресничек» на фары при условии, что они не препятствуют подаче света.

Автомобиль, который был переоборудован (даже незначительно), не может передвигаться по дорогам общего пользования, так как это прямо запрещено действующими законами и подзаконными актами. Сотрудники Госавтоинспекции имеют право запретить эксплуатацию тюнингованного автомобиля и обязать владельца юридически оформить внесённые изменения в конструкцию транспортного средства, в соответствии с действующими нормами закона, либо демонтировать незаводские компоненты и элементы с машины. В противном случае владельцу переоборудованного автомобиля грозит аннулирование регистрации транспортного средства, в конструкцию которого были внесены изменения, не предусмотренные заводом изготовителем. Согласно действующему законодательству, любые изменения в конструкции ТС необходимо сертифицировать и оформлять в органах ГИБДД. Для этого необходимо сначала пройти процедуру, прописанную Техническим регламентом Таможенного союза о безопасности транспортных средств №877 от 09.12.2011г. Хочу обратить особое внимание на то, что органы госавтоинспекции не занимаются сертификаций тюнинга и любых других внесённых изменений в конструкцию кузова. ГИБДД занимается только выдачей разрешения на установку дополнительного оборудования в автомобиль».

Итак, куда же обращаться для легализации тюнинга машины и внесения изменений в его конструкцию? Для начала – в испытательную лабораторию, которая имеет аккредитацию Таможенного союза, предварительно подав соответствующее заявление. Аккредитованная организация проведёт предварительную техническую экспертизу автомобиля. В случае безопасности вносимых изменений в конструкцию транспорта, уполномоченный орган выдаст положительное заключение о возможности установки дополнительного оборудования на авто. Только после этого можно обращаться в органы ГИБДД для получения предварительного разрешения на изменение конструкции транспортного средства. Получив «добро», можно установить оборудование самостоятельно (в случае, если положительное заключение о возможности внесения в конструкцию ТС предусматривает самостоятельное проведение работ по модернизации автомобиля) или обратиться в специализированную организацию, которая имеет соответствующий сертификат на проведение данного вида работ. После «прокачки» нужно ещё раз пройти техосмотр и, в случае соответствия требованиям обеспечения безопасности дорожного движения, получить диагностическую карту техосмотра. Но и это ещё не всё. После получения диагностической карты необходимо пройти техническую экспертизу, в рамках которой специалисты аккредитованной Таможенным союзом организации проверят автомобиль на безопасность конструкции после установки на ТС допоборудования. Затем уже нужно обратиться в органы ГИБДД, предоставив все документы, полученные ранее, для внесения изменений в данные о транспортном средстве. Госавтоинспекция внесёт соответствующие сведения о технической модернизации в конструкции ТС в базу данных и в ПТС. А также выдаст новое регистрационное свидетельство, в котором в графе «особые отметки» будет внесена запись об установленном в автомобиле дополнительном оборудовании.

Если «железный конь» «прокачан» не по закону, на его владельца составляется протокол, выписывается штраф, выдается распоряжение на устранение выявленных недостатков в установленный законом срок. В случае, если владелец авто вовремя не устранил все "навороты" и не предоставил ТС на проверку в ГИБДД, он лишается свидетельства о регистрации автомобиля. Соответственно передвигаться на нём будет уже нельзя – за это также придется заплатить штраф. Для того чтобы снова зарегистрировать авто, нужно привести его в порядок и пройти всю процедуру от начала до конца. Здесь действует один из основных правовых принципов – незнание закона не освобождает от ответственности. Кстати говоря, если ваш транспорт оснащён дополнительным оборудованием ещё на заводе-изготовителе, и это официально задокументировано – никаких штрафных санкций можно не бояться. Если при покупке авто в дилерском центре вам предлагают тюнинг за отдельную плату, лучше сразу поинтересоваться, является ли выбранная модернизация сертифицированной заводом-изготовителем и внесут ли изменения в «автопаспорт». Нет? Тогда смело отказывайтесь от апгрейда. Не хотите неприятностей, проверьте свой автомобиль и снимите всё нестандартное оборудование. Ну, а если хотите ездить «не как все», приготовьтесь к процедуре легализации. А заодно копите деньги и закаляйте нервы. Потому как оформление переоборудования будет небыстрым, недешёвым и трудоёмким.

Марина Железовская, Газета Вечерний Усть-Илим

Поделиться страницей: