Если сорвался полёт…

  1. ilim24.ru
  2. Статьи
Если сорвался полёт

Большинство из нас свой отпуск планируют заранее: так есть время и билеты выбрать на нужные даты и подешевле, и на отель скидку «поймать». Но жизнь иногда вносит свои коррективы и поездку приходится отменять либо переносить. Как не потерять в этом случае деньги? Особенно если выбрали безвозвратный тариф, который не предусматривает отказ от полета?

В общем-то, вариантов несколько. Одни заранее идут на чуть большие расходы – приобретают авиабилеты чуть подороже по тарифу, подразумевающему более гибкие условия использования. Другие страхуются «от невылета» – есть такая услуга у страховых компаний. Но, оказывается, можно вернуть деньги за несостоявшееся путешествие и в других случаях. Если отмена полета произошла по уважительной причине, авиакомпании могут пойти навстречу и обменять билеты либо вернуть их стоимость. Случается это не всегда, компании неохотно идут на «возврат», и порой защиты своих интересов приходится добиваться в суде. И здесь главное – вести себя правильно, действовать грамотно, подготовить нужные документы и потратить время на изучение нормативных документов – чтобы ссылаться на них.

Возврат денег возможен

Как поясняет Федеральная антимонопольная служба, возвращения полной стоимости авиабилета по невозвратному тарифу человек вправе требовать в двух ситуациях. Во-первых, если он заболел сам или плохо себя почувствовал кто-то из членов его семьи или близких родственников, с которыми он собирался лететь. Трагическое событие, связанное со смертью кого-то из них, также признается уважительной причиной для того, чтобы потребовать возврата уплаченной за билет суммы. Как уточняется в опубликованном на сайте ФАС официальном разъяснении, в такой ситуации пассажиру нужно будет представить перевозчику документы, подтверждающие причину отказа от полета (в случае болезни - справку от врача), а кроме того, обязательно сообщить об отказе до окончания регистрации на рейс.

Другой случай, когда перевозчик должен вернуть стоимость невозвратного билета, - когда авиакомпания сама нарушает условия договора перевозки. Например, на длительное время задерживает вылет рейса. В остальных случаях пассажиры, купившие авиабилеты по невозвратным тарифам, не могут вернуть всю уплаченную за них сумму, если откажутся от перелета. Однако вернуть можно неиспользованные авиаперевозчиком «суммы, взимаемые в пользу иных организаций в соответствии с иностранным законодательством, с территорий, на территории или через территории которых планировался перелет», то есть дополнительные сборы, в том числе аэропортовые, так как невозвратным является только тариф, подчеркивают в ФАС.

Обычно авиакомпании объявляют невозвратными билеты эконом-класса, но у российских авиакомпаний такие есть и в категории «бизнес». С багажом – тоже интересная история. Некоторые перевозчики с пассажиров, купивших невозвратный билет, требуют за чемодан (багаж) отдельную плату. Правда, какую, на сайте найти невозможно… В салон самолета с собой в этом случае разрешается пронести только ручную кладь определенных параметров. Вот и думаешь при покупке билета у такой авиакомпании – а не лучше ли взять самый недорогой билет в сегменте «возвратные»? Ну, пусть он будет дороже невозвратного тысячи на две… Так ведь с невозвратным билетом в случае чего потеряешь гораздо больше!

Если рейс задержан – обязаны разместить и накормить

Как видим, причин, по которым пассажир имеет право получить деньги за невозвратный авиабилет, не так уж много. Интересно, а на что он имеет право, если свои обязательства не выполняет авиакомпания – в частности, задерживает рейс?

Причины задержки, конечно, могут быть разными (непогода, техническая неисправность, позднее прибытие борта), но в большинстве случаев авиакомпания должна позаботиться о своих пассажирах. Что она должна сделать безусловно? Немало.

Например, разместить пассажиров с детьми до 7 лет в комнату матери и ребенка. Если рейс задерживается более чем на 2 часа – обеспечить пассажиров водой и возможностью позвонить или отправить сообщения по электронной почте.

Если задержка более 4 часов, пассажиров обеспечивают горячим питанием (и далее каждые 6 часов – в дневное время и каждые 8 часов – ночью). Если задержка более 6 часов в ночное время и более 8 часов днем, пассажиров размещают в гостинице, обеспечив трансфер туда и обратно в аэропорт; организуют хранение багажа.

Важно! Все эти услуги предоставляются пассажирам бесплатно, причем независимо от того, кто вас везет – государственный или частный перевозчик, чартерным или регулярным рейсом. Если же эти услуги не оказываются, пассажирам надо обращаться в представительство авиакомпании-перевозчика в аэропорту отправления и требовать их.

На что ссылаться?

Согласно ст. 108 Воздушного кодекса РФ, авиапассажир имеет право отказаться от полета, уведомив об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до полета (если установленными правилами воздушных перевозок не определен льготный срок), и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.

В силу п. 227 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом минтранса России от 28.06.2007 года N82, вынужденным отказом пассажира от перевозки в числе прочих причин признается отказ из-за внезапной болезни, что должно быть подтверждено медицинскими документами.

В соответствии с п. 240 Правил возврат пассажирам денег, уплаченных за перевозку, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), производится лицом, которому пассажир оплатил стоимость перевозки, выполняемой по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера).

Согласно п. 1 ст. 28, п. 1 и 4 ст. 29, ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, подлежит компенсации тем, кто причинил вред, при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом.

В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» и п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, которые не были удовлетворены в добровольном порядке, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Поделиться в соцсети: